Найти в Дзене
ОБД-Мебель

Колористика интерьера – правила и премудрости

Выбор цветового оформления жилища — дело непростое. Сложность заключается в том, что не просто найти удачно сбалансированное сочетание фона (стен, по­толка, пола) с другими элементами интерьера (мебелью, обивкой мебели, гардинами и т. д.).

Остановимся на некоторых общепринятых понятиях, которые могут стать опорными точками для практической деятельности по колористическому решению композиции жилого дома.

Все, что мы видим вокруг себя, имеет свой цвет. Разнообразие цветов, оттенков, различаемых человеческим глазом, огромно. Все известные цвета делятся на две основные группы:

1. Ахроматический ряд включает все различимые глазом переходы тональности от черного цвета до белого (черный—серый—белый). Таким образом, ахроматический ряд лишен цветового тона. Человеческий глаз хорошо различает примерно десять составляющих ахроматического ряда. Специалисты — значительно больше.

2. Хроматический ряд охватывает цвета, отличающиеся определенным цветовым тоном: желтый, зеленый, синий, красный и т. д. — с различной степенью перехода по тону от одного цвета к другому. Градация цветов хроматического ряда хорошо рассматривается на цветовом круге Адамса.

-2

На нем приведены 24 цветовых тона:

1 — лимонно-желтый; 2 - желтый; 3 — золотисто-желтый; 4 — жел­то-оранжевый; 5 — красно-оранже­вый; 6 — киноварно-красный; 7 -красный; 8 — карминно-красный; 9 -пурпурно-красный; 10 — пурпурно-фиолетовый; 11 — фиолетовый; 12 -сине-фиолетовый; 13 — синевато-фиолетовый; 14 — ультрамариновый; 15 — средне-синий; 16 — синий; 17 -васильково-синий; 18 — бирюзовый; 19 — цвет морской волны; 20 — изум­рудно-зеленый; 21 — сине-зеленый; 22 - средне-зеленый; 23 — хлоро­филловый; 24 - желто-зеленый.

На самом деле мы различаем значительно больше цветовых тонов.

На цветовом круге ясно различаются шесть основных цветовых зон: Фиолетовая (11-14), синяя (15-20), зеленая (21-23), желтая (24-3), оранжевая (4-6) и пурпурная (6-10).

Контрастными цветами называют цвета, расположенные с противоположных сторон круга. Например, лимонно-желтый (1) и сине-фиолетовый (13), оранжевый (5) и темно-синий (17), пурпурный (9) и сине-зеленый (21) и т. д.

Тона, находящиеся в цветовом круге в непосредственной близости друг к другу, называются нюансами. Например, следующие друг за другом желто-оранжевый, оранжевый и оранжево-красный под цифровыми обозначениями 4, 5, 6,7.

Многообразие оттенков мы можем получить двумя путями:

— изменяя насыщенность цветов хроматического ряда;

- смешивая любой цвет хроматического ряда с тональностями ахроматического.

К примеру, смешивая синий цвет с тональностями ахроматического ряда (черным, серым, белым), мы можем получить цвета от очень темно-синего цвета до очень светло- голубого.

Под цветовой гармонией подразумевают сбалансированное созвучное цветосочетание, как в целостной композиции, так и по отдельным элементам (предметам). В вопросах цветовой гармонии сложился ряд правил, используя которые, можно добиться гармонического сочетания двух, трех и более цветовых тонов.

Шаблоны Освальда
Шаблоны Освальда

1. Гармоничными считаются те контрастные цветовые тона и нюансы, которые расположены как с противоположных сторон цветового круга (хроматического ряда), так и в непосредственной близости друг к другу. А также и некоторые двух-, трех- и четырехцветные сочетания, которые достигаются с помощью «шаблонов Освальда». Вырезав шаблон по размеру цветового круга Адамса с прорезями, указанными на рисунке, можно получить такие гармоничные сочетания, накладывая и вращая его по хроматическому ряду круга.

2. Гармоничными сочетаниями также следует считать все нюансы полученные при смешивании любого насыщенного цвета хроматического ряда с различными составляющими ахроматического. Полученные различные тональности одного цвета можно широко использовать при оформлении квартиры, выполняя его в колористическом единстве интерьера. При этом можно с успехом использовать как принцип контраста (первое правило), так и подбор нюансов цветов по светлоте (второе правило).

3. Гармоничное равновесие тонов различной интенсивности в значительной степени зависит от того, в каких относительных количествах они берутся, т. е. зависит от размеров поверхностей в общей композиции. Чем ярче, интенсивнее выбранный тон, тем меньших размеров должна быть окрашиваемая поверхность. И, наоборот, чем приглушенней, ней­тральней, пассивней тот или иной оттенок, тем более оправдано его пре­обладание в данной композиции.

К примеру, ярко-оранжевая обивка мебели хорошо смотрится на фоне приглушенной сине-зеленой занавески. Однако обратная композиция — занавеска ярко-оранжево-красного тона и приглушенного сине-зеленого тона стулья — воспринимается как неудачное колористическое сочетание и оказывает нежелательное эмоциональное воздействие. Или же другой пример: покрашенные в активный, насыщенный огненно-красный цвет стены. Вряд ли кто-либо почувствует себя спокойно в их окружении. А вот произвольный тон смягченного бананового оттенка как нельзя лучше подходит для поверхностей значительных размеров.

4. Гармоничное сочетание может быть достигнуто и на основе контраста (контраста, а не смешивания!) между данным цветовым тоном и различными составляющими ахроматического ряда. При этом замечено, что на фоне серого и черного остальные тона выступают особенно четко и выразительно, выглядят более свежими, в то время как белый фон делает те же предметы как бы более мутными, неопределенными, лишает их рельефности.

5. Отличный эмоциональный эффект достигается сопоставлением «теплых» и «холодных» тонов.

В принципе цветовое решение интерьера может быть основано на контрастных цветосочетаниях, но на практике оно, вне всякого сомнения, окажется слишком ярким. Этого неблагополучного впечатления можно избежать, смягчив контраст дополнительным введением нюансов.

В то же время интерьер, скомпонованный из одних только приглушенных тонов, вряд ли может удовлетворить: исчезает эмоциональный фактор, пространство окажется невыразительным и безынтересным.

Контраст можно получить:

• используя противоположные тона хроматического круга;

• сочетанием тональностей одного и того же цвета с большим различием по светлоте;

• путем сопоставления хроматических и ахроматических тонов;

• сочетанием «теплых» и «холодных» тонов.

Нюансы могут быть получены:

• если расположить несколько тонов в той же последовательности, что и в хроматическом круге;

• сочетанием тональностей одного и того же цвета с меньшим различием по насыщенности;

• сочетанием только одних «теплых» или же одних только «холодных» тонов.