Найти в Дзене
Культуру - в массы!

Музей-квартира Сытина на Тверской

Иван Дмитриевич Сытин — русский предприниматель, книгоиздатель и просветитель. Издавал от учебников и книг для детей до энциклопедий и собраний сочинений классиков художественной литературы. В начале ХХ века имя Ивана Сытина знала вся Россия. За свою жизнь он издал 500 миллионов книг. В музей Сытина, находящийся на Тверской улице, дом 12, я попала благодаря Московской музейной неделе. Почему бы и не сходить, раз бесплатно да и по пути (вечером я шла на спектакль "Гудок" в театр МОСТ на Большой Садовой улице. Так что от метро Пушкинская до Маяковской пройти по Тверской пешком одной удовольствие. О спектакле "Гудок" и театре МОСТ я расскажу в следующей статье). Конечно, можно было сходить в музей и в любой другой день, но тут уж не отвертишься: взял билет, так что надо идти. Пошла и не пожалела. Иван Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря Дмитрия Сытина. Он закончил всего три класса школы, и 12-летним подростком стал работать в лавке дяди на Ниже

Сытин Иван Дмитриевич
Сытин Иван Дмитриевич

Иван Дмитриевич Сытин — русский предприниматель, книгоиздатель и просветитель. Издавал от учебников и книг для детей до энциклопедий и собраний сочинений классиков художественной литературы. В начале ХХ века имя Ивана Сытина знала вся Россия. За свою жизнь он издал 500 миллионов книг.

В музей Сытина, находящийся на Тверской улице, дом 12, я попала благодаря Московской музейной неделе. Почему бы и не сходить, раз бесплатно да и по пути (вечером я шла на спектакль "Гудок" в театр МОСТ на Большой Садовой улице. Так что от метро Пушкинская до Маяковской пройти по Тверской пешком одной удовольствие. О спектакле "Гудок" и театре МОСТ я расскажу в следующей статье).

Конечно, можно было сходить в музей и в любой другой день, но тут уж не отвертишься: взял билет, так что надо идти. Пошла и не пожалела.

Иван Сытин родился в селе Гнездниково Костромской губернии в семье волостного писаря Дмитрия Сытина. Он закончил всего три класса школы, и 12-летним подростком стал работать в лавке дяди на Нижегородской ярмарке.

В 1866 году (в 15 лет) Иван поступил в книжную лавку купца-старообрядца Петра Николаевича Шарапова, известного издателя лубочных картин. Там он проработал десять лет, от мальчика до приказчика, после чего занял у купца средства на покупку литографского станка и открыл собственную мастерскую. Станок был французским, печатал в пять красок, что было настоящей редкостью в России тех времен. Тогда же он женился на купеческой дочери Евдокии Соколовой. У них родилось 10 детей, из которых четверо старших сыновей, повзрослев, стали работать с отцом.

Иван Дмитриевич говорил: «Мой издательский опыт и вся моя жизнь, проведенная среди книг, утвердили меня в мысли, что есть только два условия, которые обеспечивают успех книги:
— Очень интересно.
— Очень доступно.
Эти две цели я всю жизнь и преследовал».

После революции «Товарищество Сытина» национализировали, типографию на Пятницкой переименовали в Первую образцовую, а вскоре сняли с должности и самого издателя.

В 1928 году ему была назначена персональная пенсия, а за его семьей была закреплена квартира на Тверской.

Обойдя всю квартиру, я попала в последнюю комнату, где в витринах находятся детские книги, изданные Сытиным. И вдруг я поняла, что это я уже видела. Значит, я в музее этом была лет двенадцать назад. Ничего как-то не запомнилось, кроме вот этой кукольной девичьей головки на календаре.

Интересно, что до 1865 года право издавать календари принадлежало исключительно Академии наук. Но для большинства малограмотных людей они являлись наиболее доступным печатным изданием. Сытин сравнивал календарь с «единственным окном, через которое они смотрели на мир». Сытин сделал не просто календарь, но настольную книгу и универсальный справочник на все случаи жизни для многих российских семей.

Очень захотелось прочитать про Ивана Дмитриевич Сытина биографию. И я нашла на Вайлдберриз книгу о Сытине, написанную иностранцем! Автор Рууд Чарльз - профессор истории из Канады.

Когда будете на улице Тверской, 12 возле метро Пушкинская, тверская, не поленитесь, зайдите в музей-квартиру Ивана Дмитриевича Сытина, чтобы отдать дань уважения и признательности.

Чехов писал о нём: «Это интересный человек. Большой, но совершенно безграмотный издатель, вышедший из народа». По-моему, он был неправ. Антон Павлович слишком рано умер и не видел последующей деятельности Ивана Дмитриевича, которая продолжалась бы активно и им самим и его сыновьями, если бы не революция.

,