Найти в Дзене
Нетопырь читает Ваху

«Конец и Смерть, т. II» Д. Абнетта: плачьте о мертвом Ангеле

Буду краток: сегодня у меня есть немного очень личного мнения о романе «Конец и Смерть, т. II» Дэна Абнетта, втором из трилогии «Конец и Смерть». Погнали.

Когда-то Дэн Абнетт начал «Ересь Хоруса», понятно, что и закончить должен был он. Вот только в одну книгу конец Ереси и смерть самых знаковых ее персонажей — Хоруса и Сангвиния — не уместились. Может быть, другой автор бы втиснул, отсекая часть второстепенных героев и второстепенные сюжетные линии. Но когда ты Дэн Абнетт, можно выбрать другой путь.

Это был трудный путь. Действительно трудный. Для автора — потому что множество сюжетных линий не так-то просто увязать одна с другой, а невероятная эмоциональная насыщенность каждой из этих линий должна страшно выматывать. На чиле, на расслабоне такое не напишешь. Для читателя — потому что «КиС» не легкий боевичок, даже не средней руки боевая фантастика, она требует большой включенности; известно, что серьезная литературная работа часто не привлекает, а наоборот, отталкивает читателя — того читателя, которому тоже нужно расслабиться, а не погрузиться в книгу. «КиС» требует погружения. Это было заметно еще в первом томе, второй еще более тяжелый эмоционально.

Вся книга идет в настоящем времени. Часть повествования — от первого лица. Это абсолютно оправдано: в книге все происходит «здесь и сейчас», множество событий случается одновременно,

Худ. Amoozy
Худ. Amoozy

Первый том закончился тем, что Локен оказывается на «Мстительном духе». Терра полностью размотана осадой. Описания разрушений производят жуткое впечатление. Автор продолжает то, что начато еще в первой книге и очень ярко показано АДБ в «Отголосках вечности», но в «КиС» разрушено вообще все. Однако «вообще все» происходит не только на физическом уровне. Варп и Хаос, прорвавшиеся на Терру, нарушили сами принципы пространства и времени. Поэтому книга оставляет ощущение мрачной сюрреалистичности. И в этом нереальном, дробящемся мире выживают и как-то пытаются справиться защитники Терры — и ее противники. В первую очередь капитан Абаддон. В «Осаде» Абаддон показан как честный вояка, который до конца сопротивлялся Хаосу и стремился воевать по-старому, — как, впрочем, и Пертурабо, вот только Пертурабо уже покинул осаду, убедившись, что по-старому не будет. В «КиС» ему уже отказываются подчиняться воины 16-го, которые приняли Хаос. Не все. И Абаддон, собрав верных сторонников, идет спасать Хоруса на «Мстительный дух»…

У него, кстати, произойдет очень показательный диалог с Эребом. Абаддон считает именно Эреба виновным в том, что все пошло наперекосяк. Любопытно, что себя он виновным не считает, хотя кто, как не он, первым поддержал мятеж Хоруса в легионе. Эреб же считает Абаддона слишком ограниченным и недостойным милости Губительных сил.

В этой книге мы многое узнаем о внутреннем мире Малкадора. Вечная тень Императора наконец-то обретает собственный голос.

В этой книге мы еще кое-что узнаем о Золотом Троне.

Худ. 月上山青 (@_GoldRiver)
Худ. 月上山青 (@_GoldRiver)

В этой книге мы многое узнаем об Императоре, и он окончательно перестанет быть положительным персонажем. От Перссона мы выясним, что этот деятель всегда шел напролом, не считаясь ни с ценой, ни с последствиями, и ради победы над Хорусом он готов полностью отбросить всякую человечность и здравый смысл. Теперь нам станет ясно, что такое «Темный Король», о котором твердили столь многие персонажи всю предыдущую книгу…

Между прочим, показательно удивление Императора, когда он обнаруживает, что Лидва и другие астартес способны возражать ему и вообще проявлять свободу воли. Он когда-то счел, что бездушные киборги не выполнят задачи, которые он же перед ними и поставит, и сделал выбор в пользу человечных, мыслящих и чувствующих субъектов… а вот субъектность за ними признать не готов.

Меж тем подходит к завершению линия Аргонавтов. Их разные писатели представляли по-своему, от паломников через различные уровни реальности у Френча до просто путешественников у Райта, но Абнетт их придумал, и теперь становится ясно, какова их миссия. Олл Перссон, человек, которому никогда ничего не удавалось (высказывание Императора), находит слова, чтобы остановить его затею. А вот линия Фо продолжается и будет завершена только в третьем томе.

Худ. 群星之上 (@qunxingzhishang)
Худ. 群星之上 (@qunxingzhishang)

Сцена, ради которой многие этот роман и читали, — это, конечно, сцена боя Сангвиния с Хорусом. Не то чтобы в ней торчали авторские уши, — Абнетт слишком профессионален, но как-то чувствуется, что, если бы ему дали переписать бэк, Сангвиний бы победил. Но увы, — Ангел изначально мыслился как сакральная жертва, как лучшее, что должен отдать Империум ради победы. В этой сцене нет ничего красивого или величественного. Есть решимость Сангвиния, уже раненого в предыдущих схватках, за которым стоит только его воинское мастерство. И есть решимость Хоруса, за которым — вся мощь Губительных сил. И который какое-то время колеблется, планируя подчинить и обратить Сангвиния, но вскоре понимает, что это невозможно. В какой-то момент все становится просто омерзительным. Но по-иному нельзя: насилие и жестокость не бывают элегантными.

Абнетт ярко показывает ужасы войны. Так ярко, что даже не нужно прямо говорить, что война — это зло: за автора говорят картины, которые он живописует. Но вместе с тем он показывает мужество и силу воли: и примархов, и астартес, и обычных людей. Экзистенциальные вопросы выбора, совести, духа, внутренней свободы в его трилогии встают с исключительной остротой.