Найти в Дзене

В сиреневом тумане детства. Будапешт, начало 50-х годов...

Я в предыдущих нескольких главах уже рассказывал о детских, - дошкольных и школьных годах, охватив период с середины 50-х и до конца 60-х годов. Но, так уж получилось, что моя память сохранила много эпизодов еще более раннего детства, - дошкольного, а это период 1953 - 1954-го года. В те годы наша семья жила за рубежом, в столице Венгрии, в Будапеште. Обо всех событиях раннего детства, когда мы жили в Будапеште, и которые до сих пор помню, - я в своих воспоминаниях рассказывать не собираюсь. В первую очередь потому, что почти все это глубоко личного характера, и имеет ценность только для меня и моих близких. Ну, а во вторых большинство событий из того периода я помню, конечно, только отдельными, но надо признать - яркими эпизодами. Однако, немного рассказать о самом Будапеште того периода, наверное все же стоит. На тот момент, когда мы там жили, после окончания Великой Отече

Я в предыдущих нескольких главах уже рассказывал о детских, - дошкольных и школьных годах, охватив период с середины 50-х и до конца 60-х годов. Но, так уж получилось, что моя память сохранила много эпизодов еще более раннего детства, - дошкольного, а это период 1953 - 1954-го года. В те годы наша семья жила за рубежом, в столице Венгрии, в Будапеште.

Обо всех событиях раннего детства, когда мы жили в Будапеште, и которые до сих пор помню, - я в своих воспоминаниях рассказывать не собираюсь. В первую очередь потому, что почти все это глубоко личного характера, и имеет ценность только для меня и моих близких. Ну, а во вторых большинство событий из того периода я помню, конечно, только отдельными, но надо признать - яркими эпизодами. Однако, немного рассказать о самом Будапеште того периода, наверное все же стоит.

На тот момент, когда мы там жили, после окончания Великой Отечественной войны не прошло еще и десяти лет, и поэтому в Будапеште еще сохранялись следы минувшей войны. Как известно, бои за взятие Будапешта были очень тяжелые и жестокие, и разрушения в городе были значительные. Конечно, многое уже к началу 50-х годов было восстановлено, и продолжало восстанавливаться. Однако, проблемы с приведением города в мирный вид еще присутствовали. Даже мы, дети (я и старший брат) это прекрасно видели и понимали. Как яркий пример - при нас, в те годы так еще и не был восстановлен даже один из мостов через Дунай, - мост Эржебет. Между прочим, в самом центре города...

Так в 50-е годы выглядел разрушенный во время войны мост Эржебет в Будапеште
Так в 50-е годы выглядел разрушенный во время войны мост Эржебет в Будапеште

Конечно, в том возрасте мне все последствия прошедшей войны, насколько помнится, виделись вполне объяснимыми и естественными. Видимо, время было такое, просто другого времени мое поколение - в силу своего возраста, и не видели... Очень часто можно было в Будапеште увидеть и инвалидов, - это тоже были отголоски прошедшей войны. Что же еще запомнилось мне, что за все истекшие годы хранит моя память?

В первую очередь, конечно, наш дом, двор и близлежащие переулки и улицы. Ну, и расположенные рядом, в шаговой доступности, парк Варошлигет (Городская роща), Площадь Героев, замок Вайдахуняд, расположенный на острове озера, и знаменитая термальная купальня Сеченьи Фюрдо. То есть, получилось так, что наша семья тогда жила в очень престижном и известном месте города, Это место и по сей день является "лицом" Будапешта и точкой притяжения многочисленных туристических групп и гостей города.

Будапешт.  Замок Вайдахуняд в Варошлигете
Будапешт. Замок Вайдахуняд в Варошлигете
Будапешт.  Термальная купальня Сеченьи Фюрдо
Будапешт. Термальная купальня Сеченьи Фюрдо

Были ли в те, первые послевоенные годы, здесь туристы и приезжие - я сказать, конечно не могу. Скорее всего, думаю, если и были, то очень и очень малочисленные. А вот что касается местных, то в выходные и праздничные дни здесь, в районе Варошлигета, всегда собиралось большое количество жителей Будапешта, очень много было и детей. Дело в том, что помимо перечисленных мною известнейших достопримечательностей Будапешта, здесь же, в Варошлигете, располагались и будапештский цирк, и зоопарк, и парк аттракционов Видампарк.

А кроме того, именно здесь, в Варошлигете, в выходные и праздничные дни часто проводились различные выставки, ярмарки, спортивные мероприятия. Насчет спортивных мероприятий самым зрелищным, привлекающим большие массы зрителей были мотогонки по кольцевой аллее Варошлигета. Вся гоночная трасса ограждалась натянутой между деревьями, которые росли вдоль аллей, широкой и яркой ограничительной лентой.

В местах крутых поворотов аллеи, где проходили гонки, устанавливались специальные снопы соломы. Чаще всего эти соломенные снопы и крепились к стволам деревьев на таких крутых поворотах. Назначение этих соломенных "подушек безопасности" было понятно даже нам, малым детям... После окончания гонок и подведения итогов, победитель соревнований, под аплодисменты зрителей и болельщиков, медленно ехал на своем мотоцикле по гоночной аллее с одетым на шею большим венком и переброшенной через грудь широкой, красно-бело-зеленой лентой, - цвета венгерского национального флага...

Так же в Варошлигете - рядом с входом в цирк, зоопарк и парк аттракционов, всегда велась активная торговля различными игрушками, сувенирами и безделушками, воздушными шарами, прочей мелочевкой (в первую очередь для детей и туристов). Так же здесь повсюду шла и бойкая торговля различными вкусностями венгерской национальной кухни, кондитерскими изделиями, выпечкой, вареной кукурузой, сахарной ватой, попкорном, мороженым, жаренными каштанами, орешками, различными напитками - и для детей, и для взрослых...

Нам с братом запомнились, как наиболее любимые, и поэтому чаще покупаемые - жаренные каштаны, а также выпечка - добошторта, кюртёшкалач, пэрэца и лангош. Я не собираюсь спорить со специалистами и "знатоками" венгерской кухни и языка - как правильно пишутся и произносятся названия этих изделий. В то время, в начале 50-х годов, в венгерской детской среде эти названия в Будапеште звучали и произносились именно так. Здесь же сразу хочу добавить - что все, именно все, и в гораздо большем ассортименте, эти вкусности и изделия национальной кухни продаются в Венгрии, и в частности в Будапеште, и сейчас, в наши дни. В том числе, и в Варошлигете... Разумеется, так же они продаются и напротив входов в цирк и зоопарк. Как говорится - места встречи изменить нельзя...

Кюртёшкалач
Кюртёшкалач
Лангош
Лангош

Правда, сейчас здесь стало больше различных кафешек, буфетов, павильонов и палаток. А в те годы, в Варошлигете, в основном все эти торговые точки были передвижные, и как мне сейчас кажется - в большинстве своем частные... Иногда, в дни каких то праздников, здесь так же организовывались и театрализованные представления с участием артистов в сказочных нарядах и масках, исполнялись народные танцы фольклорных групп, были и представления кукольного театра по мотивам венгерских сказок. В общем, это место было всегда центром отдыха, зрелищ и веселья.

В 90- е, и позднее в 2010- е годы, бывая в этом районе, который навсегда остался в числе самых дорогих для меня мест детства в Будапеште, я с интересом отметил, что ассортимент игрушек для детей - различных пищалок, жужжалок, пропеллеров на палочках, дудочек, свистков, флажков, барабанов, масок и всего прочего, - практически ни чем не отличался от таких же игрушек и сувениров тех лет моего детства. А ведь с той поры прошло никак не менее полувека! Разница состоит только лишь в том, что сегодняшние поделки и сувениры изготовлены не как в те далекие годы - из дерева, картона, тканей и других экологически чистых материалов, а сплошь из пластика и синтетики...

То же самое касается и надувных воздушных шаров - помимо "стандартных" разноцветных и разрисованных резиновых шаров, сегодня продается и множество надувных мультяшных героев и сказочных персонажей, изготовленных из яркой лавсановой пленки. Но, сохранено главное - как и в те годы, все шары и сегодня надуты легким газом, и прямо таки рвутся в небо.

Будапешт.  Парк Варошлигет  (2010-е годы)
Будапешт. Парк Варошлигет (2010-е годы)

Не могу забыть и забавные истории, произошедшие со мной в Будапеште в детские годы. Дело в том, что возвращаясь с прогулки из Варошлигета, а ходили мы туда часто, родители иногда покупали нам с братом по большому воздушному шару. Из всех предлагаемых в Варошлигете для детей игрушек и сувениров, шары нам нравились больше всего. И вот как то так получалось, что уже на подходе к нашему дому, когда надо было переходить через дорогу на перекрестке, по своему ротозейству, прямо перед переходом, я дважды (а мой брат до сих пор утверждает, что даже трижды!) - я упускал свой шар в небо, в свободный полет. И именно на одном и том же месте, у светофора. Разумеется, потом я долго сокрушался по поводу "тяжелых утрат" и плакал от горя и обиды..

Будапешт.  "Тот самый" переход и светофор, где и улетали мои шары......
Будапешт. "Тот самый" переход и светофор, где и улетали мои шары......

После нескольких таких потерь шаров, папа мне всегда, сразу же после покупки шара, плотно и крепко обматывал вокруг крепления пуговицы на моем пальто (пиджаке или курточке) конец нитки от шара. И с тех пор мои шары больше не улетали. Господи, сколько же уже прошло лет, но бывая в Будапеште, и проходя через этот перекресток, я всегда вспоминаю эти улетевшие шары! Как же крепко засела в памяти эта ерунда, не стоящая того, чтобы о ней говорить! Но, тем не менее, что было, то было...

Кто знает, а может тогда это был какой то знак о моей дальнейшей судьбе? Так это или не так, но ведь мой жизненный путь повел меня в небо. Всего через 5 лет, впервые пролетев на самолете, я навсегда неизлечимо заболел небом и полетами, что и определило всю мою жизнь и судьбу. И вскоре после первого полета на самолете, уже в СССР, я впервые пришел в авиамодельный кружок. И продолжаю заниматься авиамоделизмом до сих пор...

Кстати, об авиамоделизме здесь, в этой главе о Будапеште, я обязательно должен сказать несколько слов. Тогда, впервые в жизни, я увидел летающие авиамодели (это были кордовые модели самолетов), именно здесь, в будапештском парке Варошлигет. Эти модели запускали местные авиамоделисты на специальной огороженной площадке.

Позднее, когда я уже сам стал авиамоделистом, из различных журналов и книг по авиамодельной тематике, я узнал, что венгерские спортсмены в 50-е годы входили в число сильнейших авиамоделистов Европы в классе кордовых скоростных моделей самолетов. Только я сразу хочу признаться, - полеты на привязи по кругу на большой скорости моделей самолетов с громко ревущими моторами, у которых после взлета отваливалась специальная тележка с колесами, тогда на меня не произвели никакого впечатления, и не вызвали в душе совершенно никакого интереса...

Очень яркие воспоминания у меня на всю жизнь оставил будапештский парк аттракционов "Видампарк". Конечно, я был тогда еще мал, и поэтому говорить "что ничего подобного я еще никогда в жизни не видал" - по причине возраста я не могу. Зато сказать тоже самое - "ничего подобного я еще в своей жизни не видал" - в последующие годы я смело мог бы сказать. Так уж получилось, что лучшего парка аттракционов, - после отъезда из Будапешта, я не встречал почти четверть века...

Будапешт. Вход в Видампарк,  50-е годы
Будапешт. Вход в Видампарк, 50-е годы

Разумеется, я высказываю только свое личное мнение, и прекрасно понимаю, что огромную роль для моего неописуемого восторга, радости и удивления от аттракционов и каруселей будапештского Видампарка, конечно играл возраст... Тогда мы, дети, почти всё воспринимали как какое то чудо. Думаю, что любой взрослый человек прекрасно поймет о чем я говорю. Для этого просто нужна самая малость - немного вспомнить и мысленно погрузиться в свои удивительные детские годы...

Будапешт.  Видампарк, 50-е годы
Будапешт. Видампарк, 50-е годы
Будапешт.  Видампарк
Будапешт. Видампарк

Но что я еще хочу обязательно сказать о Видампарке 50-х годов - по выдумке, техническому и художественному исполнению некоторых аттракционов, следует отдать должное фантазии и мастерству тех, кто в те далекие, и не совсем простые годы, смог создать это чудо для детей и взрослых. Во всяком случае, все дни посещения будапештского Видампарка сохранились в памяти как одни из самых ярких, незабываемых и счастливых дней раннего детства.

-11
-12
Будапешт,  Видампарк.  50-е годы
Будапешт, Видампарк. 50-е годы

Наши с братом самыми любимыми аттракционами были поездки на двухместных вагонетках в "Пещере неожиданностей" (таких "пещер" в парке было две, обе в двухэтажных, оригинально стилизованных зданиях), и крутой спуск на лодке с высокой вышки в озеро. Нравился нам так же аттракцион "Венеция" - поездка в настоящей гондоле, управляемой натуральным гондольером с веслом, стоящим на корме (все как в настоящей Венеции!), по водным каналам "вечерней Венеции". Кстати, это был очень романтичный, музыкальный и душевный аттракцион! - его любили не только дети, но и взрослые.

Будапешт.  Видампарк, 50-е годы
Будапешт. Видампарк, 50-е годы

Ну, а особой любовью у нас пользовался аттракцион "Американские горки", который назывался "Hullamvasut". Как позднее я прочитал - он является одним из самых больших по длине трассы в Европе аттракционов "Американские горки" деревянной конструкции. Построен этот аттракцион был еще в 1922 году прошлого века! Пожалуй, эти американские горки тогда потрясли наше с братом воображение как никакой другой аттракцион в Видампарке. У нас дух захватывало от страха и восторга, когда "поезд" с грохотом мчался по крутым горкам аттракциона...

-15
Будапешт.   Видампарк, аттракцион "Американские горки"
Будапешт. Видампарк, аттракцион "Американские горки"

Разумеется, в парке было так же много аттракционов и каруселей и для малышей, и для взрослых, были различные беспроигрышные детские лотереи, "заколдованный" замок где все шевелилось и тряслось, железная дорога Дракона в пещере, лабиринты, автодром, качели, лодки, которые плыли по каналу в пещере с сюжетами венгерских сказок, тиры, кафе и закусочные, киоски сувениров и подарков. В общем все, как и должно быть в парках развлечений.

Будапешт,  Видампорк
Будапешт, Видампорк

Как я уже говорил - таких парков развлечений я не встречал еще много, много лет. Кстати, чтобы не забыть - в Видампарке был и еще один забавный аттракцион (а может это была даже своего рода лотерея или тир?) А было вот что - в одном месте парка на небольшой площадке были установлены реальные футбольные ворота, с сеткой. Все как и положено. Был и реальный вратарь, - в форме и в перчатках. Самый настоящий футбольный вратарь, взрослый парень. И мяч был настоящий, футбольный...

Любой желающий, заплатив по прейскуранту в кассу, мог произвести удар по мячу с одиннадцати метровой отметки. По сути, реализовать пенальти. Если забивался гол - то "победитель" получал приз. Насколько помнится, это были отлитые из гипса небольшие статуэтки - или котенок, или собачка, или медвежонок - на выбор победителя. Никакого подобного аттракциона я ни до, ни после этого никогда в жизни не видел, и даже не слышал о таком...

У нас сохранились кадры любительской киносъемки, снятые в Будапеште, в том числе и в Видампарке, на кинокамеру моим отцом. И там в том числе есть кадры, как я бью пенальти реальному вратарю. Удар был такой "силы", что мяч даже не докатился до вратаря. А вратарь подошел, нагнулся, взял в руки мяч, глянул на меня, и забросил мяч между своих ног в ворота. Так был мною реализован первый в моей жизни пенальти - настоящим футбольным мячом в настоящие "взрослые" ворота...

Будапешт.  Видампарк, мой "пенальти"...   1954 год  (скриншот из фильма, снятого моим отцом)
Будапешт. Видампарк, мой "пенальти"... 1954 год (скриншот из фильма, снятого моим отцом)

За долгие годы, прошедшие после нашего отъезда из Будапешта, в Видампарке почти все аттракционы моих детских лет были реконструированы или демонтированы, а большинство вообще заменили на более современные. Но мне все равно повезло - я все же еще успел захватить некоторые из тех, времен моего раннего детства, еще работающие или частично реконструированные аттракционы! Я их никогда не забывал, иногда даже видел во сне, - разве же можно забыть такие яркие эпизоды детства, пронизанные неподдельным счастьем и восторгом?!

Будапешт,  Видампарк, действующая старинная карусель, построенная еще в ХIХ веке  (фото 2015 года)
Будапешт, Видампарк, действующая старинная карусель, построенная еще в ХIХ веке (фото 2015 года)

И надо же было так случиться, что через много лет мне посчастливилось несколько раз снова, с замиранием сердца, пройти по аллеям и площадкам будапештского Видампарка! И не просто пройти, с трудом осознавая что это не сказочный сон, а реальность! - но еще и прокатиться на некоторых аттракционах моего детства со своими детьми, а позднее и со своими внуками! В том числе, и на одном из самых старых и известных аттракционов этого парка - американских горках деревянной конструкции "Hullamvasut"!

Будапешт.   "Американские горки" деревянной конструкции
Будапешт. "Американские горки" деревянной конструкции

Была в Будапеште, помимо парка аттракционов, и еще одна достопримечательность, которая запала мне в душу. И это было, как это не покажется странным, старинное (в те годы единственное) будапештское метро, которое называется Földalatti. Что такое московское метро, даже в том возрасте, мы уже с братом прекрасно знали, и всегда, находясь в Москве, восхищались красивыми мраморными залами станций, длинными эскалаторами.

Восхищались мы длинными и шумными, но красивыми сине-зелеными или коричнево-желтыми вагонами поездов московского метро. Да, да, я тут не оговорился насчет цвета вагонов метро в Москве начала 50-х годов. Тогда еще на некоторых линиях, помимо "голубых экспрессов" ходили поезда с вагонами коричнево-желтого цвета, - которые, кстати сказать, нравились нам с братом больше чем современные на тот момент сине-зеленые... Почему - не знаю, наверное потому, что желто-коричневые вагоны были более старыми, и казались нам уютнее и красивее. Детскому сердцу ведь не прикажешь...

Однако, возвращаюсь к будапештскому метро, а точнее "подземке". Эта линия подземки была создана в Будапеште еще в конце ХIХ века, и как я потом узнал, - считается самым старым метро в континентальной Европе. Чем уж эта подземка тогда так нас привлекала - трудно сказать. Наверное тоже духом своей старины и простоты.

Будапешт.  Станция будапештской подземки.  (Линия М1)
Будапешт. Станция будапештской подземки. (Линия М1)

Ну вот нравилась нам с братом эта подземка - и своими небольшими станциями залегающие прямо под улицей, и низкими потолками подпертым металлическими колоннами с большими заклепками, и деревянными лакированными лавочками, дверями и кассовым киоском. Нравились нам и выложенные светлой плиткой стены станций, и небольшая скорость движения поездов. Для меня лично эта подземка больше напоминало не метро, а какой то аттракцион. Было в этой подземке что то завораживающее...

Будапешт.  Вход в подземку на станцию "Площадь героев"
Будапешт. Вход в подземку на станцию "Площадь героев"

Хочу сказать, что и сегодня эта линия старинной подземки продолжает работать, и самое интересное - пользуется большой популярностью у многочисленных туристов, посещающих Будапешт. В 50-е годы, после предпоследней станции "Площадь героев" линия выходила на поверхность и огибая озеро, шла по краю парка Варошлигет. Там же, на поверхности находилась и конечная станция подземки "Сеченьи Фюрдо" - рядом с этой знаменитой термальной купальней. Когда на Földalatti мы с родителями возвращались из города, как раз мы и выходили на этой конечной остановке. А там, по аллеям Варошлигета, 15 минут прогулочным шагом шли к своему дому...

Поезд будапештской Földalatti на наземном участке пути в Варошлигете. 1950-е годы
Поезд будапештской Földalatti на наземном участке пути в Варошлигете. 1950-е годы
Будапешт. Вагон подземки за коллонадой Площади Героев выходит на наземный участок пути. 1950-е годы
Будапешт. Вагон подземки за коллонадой Площади Героев выходит на наземный участок пути. 1950-е годы

В последующие годы, уже после нашего отъезда, этот наземный участок линии убрали под землю, бывшая конечная остановка "Сеченьи Фюрдо" стала предпоследней, а линию (уже под землей) продлили еще на одну остановку. Кроме того, за прошедшие годы в будапештской подземке заменили и подвижной состав. Теперь на линии ходят сцепки из трех, тоже весьма оригинальных, вагончиков желтого цвета. Но те, старые вагоны, которые ходили тогда, когда мы жили в Будапеште, все равно можно и сегодня увидеть в Музее будапештской подземки! В этом смысле надо отдать должное венграм, за то что они так бережно хранят историю своей старинной подземки.

И реальные старинные вагоны с манекенами машиниста и пассажиров в одежде, соответствующей началу ХХ века, различные артефакты, макеты и фотографии Földalatti тех далеких лет - собраны на неработающей бывшей станции. Музей расположен в центре города, под площадью Деак тер. Прямо за стеной музея проходит действующая линия подземки, и в музее слышен шум проходящих поездов. То есть, я бы сказал так - погружение в историю было полное!

-25
-26
Будапешт.  Музей будапештской подземки  (фото 2010-х годов)
Будапешт. Музей будапештской подземки (фото 2010-х годов)

Я в этом музее был с женой и внуком, и так получилось, что я разговорился с сотрудницей музея, молодой девушкой. Я ей сказал, что в 1953 - 54 годах жил в Будапеште, и часто мы с родителями ездили на подземке, как раз вот на таких вагонах (возможно, именно на этих). Как мне тогда показалось, что такие как я "современники" тех далеких лет, когда линия Földalatti еще проходила по поверхности в Варошлигете, в этом музее бывают не часто.

А почему я так решил - да потому что когда я ей рассказал о тех годах и поездках на подземке, она заулыбалась, сбегала куда то, принесла ключи, открыла двери вагонов и пригласила нас зайти во внутрь, - осмотреть вагоны внутри, посидеть на сидениях, сфотографироваться. Когда мы до этого с ней разговаривали, я об этом ее, естественно, не просил. Просто это был добрый и уважительный жест с ее стороны к нам. И в первую очередь, наверное, ко мне - бывшему пассажиру, который за шестьдесят лет до сих пор трепетно хранит в памяти детские годы и поездки на будапештской подземке в те далекие годы середины ХХ века...

Будапешт. В салоне старинного вагона будапештской подземки   (фото 2015 года)
Будапешт. В салоне старинного вагона будапештской подземки (фото 2015 года)

И еще несколько слов в завершении темы о будапештской подземки Földalatti. В сегодняшние дни, в связи с тем, что эта старинная линия будапештского метро пользуется очень большой популярностью у туристов и гостей Будапешта, местные контролеры управления городского транспорта (ВКК) на этой линии постоянно ведут очень жесткий контроль за безбилетниками. В Будапеште есть два маршрута общественного транспорта, где этот контроль практически тотальный и бескомпромиссный. Это линия трамвая №2 и линия метро М1 (Földalatti) - как наиболее привлекательные и загруженные туристами городские транспортные маршруты. Это я так, на всякий случай напоминаю тем, кто собирается посетить Будапешт. Никакие оправдания контролерами ВКК не принимаются. В 2000-е годы штраф за безбилетный проезд составлял от 30 до 64 Евро (в зависимости, когда заплачен штраф - сразу на месте "преступления" или позднее по квитанции)

Будапешт.  Современный поезд будапештской подземки   (фото 2000 годов)
Будапешт. Современный поезд будапештской подземки (фото 2000 годов)
Буданешт.  В вагоне будапештской подземки   (фото 2000-х годов)
Буданешт. В вагоне будапештской подземки (фото 2000-х годов)

И еще, было одно событие, о котором я обязательно должен здесь вспомнить. Разумеется, только в том малом объеме, что зафиксировалось и сохранилось в моей детской памяти. Кто такой Сталин, - и я, и мой старший брат, как и всякий советский ребенок, того времени, знали. Знали что Сталин - это наш Вождь, глава нашей страны, которая называется СССР. И вот, именно в тот период, когда наша семья жила в Будапеште, в начале марта 1953 года пришло сообщение, что умер Сталин.

Об этом говорили тогда все, - и в нашей семье, и соседи и дети (венгры) в нашем дворе. Всех подробностей и деталей тех дней, разумеется, я не помню. Мне было тогда четыре года. Но зато мне очень хорошо запомнился туманный мартовский день, когда мы с родителями пошли на траурную церемонию в какое то учреждение, - скорее всего это было советское посольство в Будапеште.

То, что это была церемония, и то что мы шли в посольство - я конечно не знал и не понимал. Я тогда, насколько помнится, вообще то думал, что мы просто идем на похороны Сталина, который несколько дней назад умер... Было тихое, сырое утро, и стоял очень плотный туман. На подъездах, входах во дворы и домах в Будапеште были закреплены приспущенные венгерские национальные флаги. Были ли среди выставленных флагов советские, красные, - я не помню. А вот красно-бело-зеленые венгерские точно помню. И все флаги были с длинными черными траурными лентами...

Мне трудно сейчас сказать, да и спросить уже давно не у кого, но все же я уверен, - посещение траурного мероприятия, связанного со смертью Сталина, было обязательным для всех советских граждан, находившихся тогда за рубежом, в частности в Венгрии. Об этом можно было судить уже только по тому, что сотрудники советских учреждений были на этом мероприятии с женами и детьми. Народу было очень много.

Много здесь было так же и советских военных. На входе в посольство запомнилась большая очередь. Людской поток с венками и цветами медленно и тихо проходил в здание. Весь зал вестибюля посольства был заставлен венками и цветами. Преобладал запах свежей хвои от венков. В середине, на постаменте, в окружении венков и цветов стоял большой портрет Сталина в траурной раме. Насколько помнится - рама была окантованная косыми полосами (видимо, лентой?) черного цвета.

И.В.Сталин
И.В.Сталин

Я во все глаза пытался увидеть перед портретом, среди венков и цветов, лежащего в гробу Сталина... А вот гроба с умершим Сталиным там как раз и не было. Помню, что я тогда тихо спросил у отца, - а где же Сталин? Отец мне сжал руку, что то шепнул, и я сразу понял, - разговаривать или задавать вопросы здесь нельзя.

Уже потом, когда мы вышли из посольства, отец нам с братом объяснил, что Сталин умер в Москве, а здесь, в Будапеште, - это просто траурная церемония. Я, конечно, ничего не понял, но то что умершего Сталина будут хоронить в Москве - понял. Таким вот и врезался в мою память тот печальный день, - с приспущенными повсюду флагами с черными лентами, множеством молчаливых людей, горой венков и цветов в посольстве, с запахом хвои и густым туманом на улице. День вошедший в Историю...

Как мы жили в Будапеште, как играли, общались и дружили с местными детьми, как иногда бывали в гостях у венгерских детей с нашего дома и улицы, как иногда хулиганили под предводительством детей постарше нас, как иногда попадали в смешные или неловкие ситуации (как, впрочем попадают и все дети, независимо от возраста, национальности и гражданства) - уже в начале этой главы я сказал, что рассказывать в воспоминаниях об этом не буду. Это все личное. Только могу сказать, что это было прекрасное время, полное удивительных открытий, положительных эмоций и бесконечного счастья. Не зря ведь до сих пор при воспоминании о тех годах, или при посещении этих мест детства, - в душе наступает необычное волнение и сладко замирает сердце...

В парке Варошлигет, за нами замок Вайдахуняд. Будапешт, 1954 год
В парке Варошлигет, за нами замок Вайдахуняд. Будапешт, 1954 год