Найти в Дзене

Третий женский путь. Прочь от путей матриархата и феминизма к пути Луани.

Оглавление

Путь луани
Путь луани

Луань - Согласно мифу, луань-няо появляется только в мирные времена и считается птицей бессмертия. Она ассоциируется с императорской властью и благородством: считалось, что только самый праведный и мудрый император может иметь луань-няо в своём дворце.

За последние десятилетия многие женщины начали испытывать разочарование в традиционных гендерных моделях – как в матриархальных ролях, так и в догмах современного феминизма. С одной стороны, феминизм призывал женщин к независимости и самореализации, но на практике привёл к «двойной нагрузке»: женщина вынуждена совмещать карьеру с бытом, не ощущая обещанного освобождения[1]. С другой стороны, идея «матриархата» – общества женского доминирования – также воспринимается многими критически, поскольку смена полярности угнетения не решает базовых межполовых проблем. В результате возникает запрос на «третий путь» – альтернативную стратегию для женщин, отвергающих крайности обоих подходов и стремящихся к партнёрским отношениям и интеллектуальной свободе.

1. Предпосылки появления третьего пути

Идеологические противоречия и разочарования. К началу 2020-х стало очевидно, что феминизм переживает кризис доверия. Исследования показывают, что лишь ~19% российских женщин поддерживают феминизм, тогда как 42% относятся к нему негативно (остальные равнодушны)[2]. Молодое поколение видит, что достижения «второй/третьей волны» феминизма не приносит личного счастья их матерям. Например, вместо обещанного «женщина может всё» многие женщины столкнулись с тем, что она измотана работой и бытом одновременно. Видя это поколение Z утратило веру в то, что феминизм действительно улучшает жизнь женщин[1]. Одновременно набирает популярность тренд tradwife (традиционной жены), романтизирующий домохозяйство – во многом как реакция на усталость от гонки женщин за карьерными успехами[1]. Эти факты свидетельствуют о разочаровании в прежней модели эмансипации и поиске иных ориентиров.

Культурные и философские факторы. В культуре усиливается поляризация: феминистки трактуют мир через призму «патриархата», объявляя мужчин источником зла, тогда как консервативный дискурс противопоставляет этому образ «настоящей женщины», чьё предназначение сугубо семейное. Обе крайности не удовлетворяют значительную часть мыслящих женщин. Возникает философский вопрос: можно ли выйти из дуализма доминирующий пол – подчинённый пол? Ещё в XX веке прогрессивные мыслители отмечали, что матриархат и патриархат – две стороны одной медали[3]. Истинная альтернатива им – партнёрская модель, где ни одна сторона не стремится к господству, а отношения строятся на равноправии. Эти идеи и разочарование в статус-кво подготовили почву для концепции женского «третьего пути».

2. Критика феминизма и матриархата с феминостратегической позиции

Издержки феминизма. С точки зрения феминостратегии (взгляда, анализирующего межполовое взаимодействие как игру стратегий), современный феминизм критикуется за догматизм и скрытое стремление к власти. Провозгласив борьбу с неравенством, радикальный дискурс нередко превращает жизнь полов в «игру с нулевой суммой», где априори считается, что «мужчины всегда будут причинять женщинам боль… их можно только переиграть»[4]. Такая установка ведёт к оправданию манипулятивного, потребительского отношения к противоположному полу под лозунгами женской свободы. Феминистская риторика скрывает «доминирование»: требование особых привилегий и односторонних обязательств от мужчин якобы во имя равенства, что фактически воспроизводит патриархальную модель (женщина-инфантильная получательница, целиком зависимая от мужчины)[5]. Мужская субъектность при этом обесценивается – мужчин рассматривают не как равных партнёров, а как угнетателей или “ресурс”. Немало женщин не согласно с таким подходом: участницы движения WomenAgainstFeminism прямо заявляют, что им «не нужен феминизм», потому что они отказываются демонизировать мужчин и винить их во всех своих проблемах[6]. Подобная критика указывает, что феминизм, основанный на позиции вечной жертвы, фактически лишает женщину независимости – ведь в роли жертвы она зависит от “спасителей” и оправдывает собственную беспомощность.

Феминистская риторика vs женская независимость. Парадоксально, но движение, провозгласившее целью расширение возможностей женщин, иногда само ограничивает их свободу выбора. Например, роль “сильной женщины” – независимой, всё выдерживающей – навязывается как идеал, и тех, кто предпочитает иной путь (посвятить себя семье, опереться на мужчину по собственному желанию), могут клеймить как предательниц и "патриархальных подстилок". В итоге женская субъектность подменяется новым стереотипом: вместо патриархального «будь покорной хранительницей очага» предлагается не менее жёсткое «будь во всём успешной и ни в ком не нуждайся». Обе установки лишают женщину права быть самой собой – со своими уникальными стремлениями и уязвимостями. Феминостратегический взгляд критикует это как еще одну форму несвободы, маскирующуюся под эмансипацию.

Критика “матриархата” и скрытых манипуляций. Термин «матриархат» феминостратеги употребляют не в смысле древних материнских культур, а для описания современной системы скрытого доминирования женщин в ряде социальных сфер. Речь о том, что в отношениях полов все чаще прослеживается женское господство: женщины получают преимущество не прямой силой, а используя манипуляции и психологическое давление. «Женское сообщество предполагает манипуляции не просто нормальной, но чуть ли не обязательной техникой “построения отношений” с мужчиной»[7]. С детства многим внушается, что прибегать к «маленьким женским хитростям» – вполне допустимо, а то и необходимо, чтобы добиться от мужчины желаемого. Однако феминостратегический анализ разоблачает такие женские манипуляции как форму агрессии. Это вовсе не безобидные хотелки и капризы, а целенаправленное психологическое воздействие с целью подчинить мужчину, сломить его волю[8]. По сути, речь о разновидности насилия. Более того, подобное доминирование разрушительно для обеих сторон: подавив партнёра и превратив его в покорного «подкаблучника», женщина теряет к нему уважение и интерес, отношения деградируют[8]. Мужчина лишается субъективности (становится безвольным “придатком”), а женщина – подлинного партнёрства (остаётся в одиночестве у руля, разочарованная отсутствием равного спутника). Феминостратеги указывают, что феминизм так же вреден, как матриархат: в обоих случаях нарушается принцип равноценности и свободы личности.

Таким образом, и феминизм, и идеи матриархального превосходства подвергаются критике с позиции феминостратегии. Первый – за поощрение образа женщины-жертвы и войну полов, второй – за эксплуатацию “тайной власти” через манипуляции. Оба подхода обвиняют в обесценивании субъекта: либо мужчины (как класса “угнетателей”), либо самой женщины (как автономной личности). Это создает моральное оправдание для игр власти вместо подлинного партнёрства.

3. Основа и принципы «третьего пути»

Свобода от роли жертвы. Главный принцип новой стратегии – отказ от менталитета жертвы. Женщина третьего пути не считает себя притесняемой по умолчанию лишь из-за принадлежности к своему полу. Напротив, она исходит из установки: «Если я родилась женщиной, это не значит, что я – жертва»[9]. Это означает признание собственных сил и ответственности за свою жизнь. Проблемы не замалчиваются, но и не возводятся в абсолют – они решаются, а не используется для самооправдания. Такая женщина воспринимает себя не беспомощной пешкой в «патриархате», а активным субъектом, способным влиять на свою судьбу.

Свобода от культа “сильной женщины”. Одновременно третий путь освобождает и от другой крайности – обязаловки быть безупречно сильной всегда и во всём. Новая идеология утверждает ценность личностного баланса. Женщина имеет право быть разной: сильной и хрупкой, карьеристкой и матерью, общественной деятельницей и любящей женой – по собственному выбору, а не по навязанному шаблону. Отказ от стереотипа “супергероини” означает, что больше не нужно разрываться, пытаясь соответствовать чужим ожиданиям. Можно сознательно расставлять приоритеты на разных этапах жизни (например, временно сосредоточиться на детях или наоборот на работе) без чувства вины или упущенной выгоды. Третий путь поощряет эмоциональную честность: признавать усталость, просить о поддержке – вместо того чтобы тянуть всё в одиночку. Это не проявление слабости, а признак внутренней свободы – право не быть постоянно в состоянии борьбы.

Осознанность и индивидуальная стратегия жизни. В основе третьего пути лежит осознанный подход к собственному развитию. Каждая женщина рассматривается как личность со своими уникальными целями, поэтому ей предлагается разработать собственную стратегию жизни. Вместо следования заранее заданным сценариям (будь то «всем обязательно выйти замуж до 25» или «делать карьеру и выигрывать у мужла любой ценой, иначе ты подвела сестёр»), женщина третьего пути критически оценивает, чего хочет именно она. Этот подход смыкается с идеями гуманистической психологии и философии экзистенциализма: жизнь – это проект, который мы создаём сами, делая выбор и неся за него ответственность. Интеллектуальная свобода декларируется важнейшей ценностью – женщина вправе сомневаться в догмах, читать разные точки зрения, формировать собственное мировоззрение, не боясь осуждения «своих» или «чужих».

Принцип партнёрства полов. Ключевое отличие третьего пути – установка на партнёрские, субъект-субъектные отношения с мужчинами, вместо противоборства или скрытого манипулирования. Женщина третьего пути видит в мужчине не врага и не добытчика, а союзника и равноправного компаньона. Она стремится строить отношения на базе взаимного уважения, открытости и честности. В этой модели неприемлемы игры во власть: ни открытое подавление, ни изощрённые манипуляции. Манипулятивные шаблоны поведения преодолеваются осознанно – вместо них практикуется диалог, умение прямо выражать свои желания и границы, договариваться. Оба партнёра признаются полноценными субъектами со своими чувствами, потребностями и ответственностью. Так реализуется на практике принцип: «уважаю всех людей независимо от пола… верю в равенство»[10].

Ценность личной автономии. Третий путь провозглашает, что автономность личности стоит выше групповых лояльностей. Женщина не обязана солидаризироваться “по гендерному признаку”, если это противоречит её убеждениям. Она свободна формировать взгляды, исходя из собственных размышлений и опыта, даже если они не совпадают с позицией той или иной идеологии. Такая внутренняя независимость позволяет ей выстраивать искренние союзы – на основе общих ценностей, а не навязанного группового мышления. При этом ценность семьи, любви, дружбы не отвергается, а переосмысляется: близкие отношения рассматриваются как союз двух независимых личностей, и ценность каждого в этом союзе не ставится под вопрос.

В совокупности принципы третьего пути можно свести к формуле: «Ни жертва, ни “сильная женщина” – а свободная личность и равноправный партнёр». Эта идея освобождает от сценариев прежних эпох и предлагает новый ориентир: сознательное, честное и равноправное существование женщины в мире.

4. Образ будущего: новые отношения и союзы

Партнёрские союзы вместо борьбы. В рамках нового подхода вырисовывается будущее, где отношения полов строятся по модели «win-win», а не «победитель-побеждённый». Женщины и мужчины-феминостратеги смогут создавать союзы нового типа, основанные на доверии и взаимоуважении. В таких парах обе стороны осознают ценность друг друга и не стремятся превзойти по значимости. Доминирование и соперничество уступают место сотрудничеству: партнёры обсуждают и распределяют роли по способностям и договорённости, а не по жёстким гендерным шаблонам. Например, решения о карьере, финансах, воспитании детей принимаются совместно, с учётом желаний и потенциала каждого, а не на основании предположения «мужчина главный, женщина ведомая» или наоборот.

Новая этика взаимоотношений. В таких союзах будет действовать негласный контракт: никаких манипуляций и игры чувствами или потребностями друг друга. Оба пола ценят честность и прямое выражение потребностей. Мужчины-феминостратеги, осведомлённые о прежних моделях скрытого давления, готовы строить отношения только на условиях прозрачности – и женщины третьего пути разделяют эту позицию. Это означает, что эмоциональный труд (обсуждение проблем, выражение эмоций) станет разделённой обязанностью, а не лежать невидимым грузом на ком-то одном. Практики газлайтинга, пассивной агрессии, “тестирования” партнёра уйдут в прошлое, уступив место этике искренности.

Уважение к границам и взаимная поддержка. Образ будущего в парадигме третьего пути – это партнёрство двух автономных личностей, уважающих границы друг друга. Каждый сохраняет пространство для саморазвития, творчества, дружеских связей, зная, что получит понимание и поддержку. Вместе с тем, в трудных жизненных ситуациях такие партнёры приходят на помощь друг другу, действуя как команда. Можно представить, что семейные союзы станут более гибкими и устойчивыми: они быстрее адаптируются к внешним вызовам (смена работы, переезд, кризисы, болезнь), потому что основаны на взаимном доверии и распределении нагрузок, а не на ригидных ролях.

Социальные эффекты. Если новое прогрессивное мышление третьего пути распространится, это повлияет и на общество в целом. Воспитание детей в духе равнопартнёрства приведёт к тому, что новое поколение будет с детства впитывать уважение к личности вне зависимости от пола. Школы и рабочие коллективы, где присутствуют носители этих идей, скорее всего, станут площадками здорового сотрудничества, без харассмента и сексизма – ведь уважающие друг друга мужчины и женщины не заинтересованы в унижении противоположного пола. В долгосрочной перспективе можно говорить о движении к гармоничному обществу, свободному от гендерной “войны”. Как отмечает исследовательница Риан Эйслер, патриархат и матриархат одинаково принадлежат к типу властных иерархий, и «the true opposite of a matriarchy or a patriarchy is a partnership society», где ни одному полу не нужно доминировать[3]. Третий путь фактически стремится воплотить идеал такого партнёрского общества.

Возможные формы союзов. В рамках нового подхода откроется простор для разнообразия отношений по соглашению сторон. Это могут быть классические семьи, но с гибким распределением ролей (не исключено, что супруги будут, к примеру, по очереди брать отпуска для ухода за детьми или оба работать на неполную ставку, деля домашние обязанности поровну). Возможны творческие и деловые партнёрства между мужчиной и женщиной, не осложнённые борьбой амбиций – когда коллеги разных полов работают над проектом как равные соратники. Даже дружба и сообщества мужчин и женщин на принципах интеллектуального сотружества станут более распространены: совместные клубы, инициативы, где ценится вклад личности, а гендер не дает привилегий. Таким образом, третий путь – это не утопия “мира женщин без мужчин” или наоборот, а курс на новое единство и гармонию, на союзы, в которых обе стороны сохраняют себя и обогащают друг друга.

5. Концептуальное название и формула третьего пути

Учитывая суть изложенного, данный подход можно обозначить как, например, «Путь осознанного партнёрства». Это концептуальное название отражает и личную осознанность женщины, и центральность партнёрских ценностей. Кратко суть нового пути выражает формула-лозунг: «Равноправие – без войны полов». В этих словах – отказ и от позиции вечной жертвы, и от стремления к доминированию; вместо них провозглашается равенство и союз.

Такой третий путь для женщин объединяет приоритет интеллектуальной свободы (думать и решать самой), равноправного партнёрства с мужчинами (вместо соперничества) и преодоления манипулятивных моделей поведения. Иными словами, это путь свободной и ответственной женщины, которая строит свою жизнь в сотрудничестве, а не в противостоянии.

Заключение (тезисы)

·      «Третий путь» возник как ответ на разочарование в крайностях: многие женщины не принимают ни фем-роль жертвы или борцуньи с патриархатом, ни агрессивную риторику феминизма/матриархата. Социальные тренды (например, рост интереса к традиционализму среди молодёжи) подтверждают запрос на новую идею[1].

·      Критика существующих моделей с феминостратегических позиций выявляет общую проблему: и догматичный феминизм, и скрытый матриархат грешат жаждой власти и обесцениванием мужчин. Матриархи манипулируют мужчинами под видом “маленьких хитростей”, фактически реализуя скрытое доминирование[7][8], а феминистки демонизируют мужчин, лишая себя возможности видеть в них партнёров[6].

·      Новый путь предлагает отказ от этих крайностей: женщины утверждают свою самостоятельность (вместо образа вечной угнетённой) и одновременно ценят сотрудничество (вместо борьбы за главенство). Принципы – осознанность, личная ответственность, честность в отношениях, взаимоуважение – позволяют женщине быть и сильной, и открытой, не прибегая к чуждым ей ролям.

·      Образ будущего при реализации третьего пути – это мир партнёрских союзов. В семье, на работе, в обществе отношения полов строятся по модели диалога, а не диктата. Доминирующие иерархии сменяются горизонтальным сотрудничеством, где ценятся качества и вклад личности, а не её пол. Такой подход выгоден всем: мужчины получают равноправного и понимающего спутника, женщины – поддержку без ущемления своей свободы.

·      Концепция третьего пути для женщин, несогласных с догмами феминизма и матриархата, может быть кратко определена как стратегия осознанного равноправия. Её девиз: «Вместе – вместо противостояния», что означает совместный рост и партнёрство полов на принципах равенства и уважения.

Таким образом, «третий путь» преодолевает шаблоны прошлого и открывает перспективу гармоничных отношений, где и женщины, и мужчины действуют как союзники. Это путь, на котором женщина свободна быть собой, не угнетая и не будучи угнетённой, а мужчины – видеть в ней равного партнёра. Такая философия служит идеалам интеллектуальной свободы и человеческого сотрудничества, прокладывая дорогу к более справедливому и целостному обществу будущего.

Источник исследований и идей: Анализ основан на открытых публикациях и мнениях экспертов, включая статистические данные об отношении женщин к феминизму[2], материалы о разочаровании в современных моделях гендерных отношений[1], а также критические обзоры феномена скрытого матриархата и женских манипуляций[7][8]. В работе учтены перспективы как западных авторов (например, концепция партнёрского общества Р. Эйслер[3]), так и российских исследователей и публицистов, отражающих феминостратегический взгляд на проблемы феминизма и гендерного баланса[6][9]. Эти разрозненные сигналы указывают на единый тренд: поиск новой стратегии женской самореализации, основанной на равноправном партнёрстве и отказе от взаимного подавления полов.

Птица Луань
Птица Луань

[1] Четвёртая волна феминизма окончена? - Горящая изба

https://burninghut.ru/chetvyortaya-volna-feminizma/

[2] Исследование: 42% женщин против феминизма, а 39% не поддерживают #MeToo | Forbes Woman

https://www.forbes.ru/forbes-woman/427707-issledovanie-42-zhenshchin-protiv-feminizma-39-ne-podderzhivayut-metoo

[3] matriarch/matriarchy - Women’s Media Center

https://womensmediacenter.com/unspinning-the-spin/matriarch-matriarchy

[4] [5] Фемосфера: что это такое, чем отличается от маносферы и феминизма, чем она опасна - Афиша Daily

https://daily.afisha.ru/relationship/30138-poigrali-v-feminizm-i-hvatit-chto-takoe-femosfera/

[6] [9] [10] Антифеминистки: ущемление сознания - ВОС

https://w-o-s.ru/article/10449

[7] [8] Женские манипуляции (глава из книги) — Мужчина и женщина: лабиринты отношений (Дмитрий Селезнев) — NewsLand

https://newsland.com/post/1376179-zhenskie-manipuliatsii-glava-iz-knigi