«Долги уничтожают самоуважение и делают человека рабом».
Прошло два века — но всё так же живём в кредит, платим за прошлое и удивляемся, куда уходит жизнь.
Эта глава — о свободе, которую нельзя купить в рассрочку.
Искусство денег — серия статей (5/13)
(основано на книге «Art of Money-Getting» П. Т. Барнума, русский перевод конца XIX века)
Глава 5. Заём денег
Ничто не должно быть так страшно для солидного, делового человека, как заём денег.
Долги уничтожают самоуважение и оскорбляют человека.
Долги побеждают его всецело, делая своим рабом. Но увы! В наше время даже мальчики, дети не отказываются делать долги.
Встречаются два юноши.
— Смотри, — говорит первый, — какую я себе пару сшил!
— В долг, братец, в кредит.
И говорит он это с таким торжествующим видом, как будто ему подарили этот костюм. (Впрочем, часто такие вещи, за неуплату, действительно остаются подарком.) Но приходит срок — юноша платит за пару.
Портной доволен его аккуратностью и предлагает уже не одну, а две, три пары. Юноша берёт — но уплатить за всё уже не может.
Он становится неисправным плательщиком. Костюм изнашивается, к тому же к старому портному идти стыдно — приходится искать нового.
И вот таким образом юноша приучается к долгам, которые растут всё больше и больше — с незаметной, но поражающей быстротой. К долгам привыкают быстро, а потом начинают смотреть на заём как на естественный порядок вещей. А раз человек пришёл к такому убеждению — он никогда не станет богатым.
При постоянных займах человек теряет уважение к себе и вечно недоволен тем, что хлопочет о прошлом. На занятые деньги он имеет мало удовольствия, ибо они уходят на уплату старых счетов. Он отдаёт деньги — ничего не приобретая за них. Вот почему осознание этой бесплодности и удерживает многих от уплаты долгов.
“Зачем отдавать? — думает человек, — ведь я всё равно ничего не получу взамен.” Эти соображения, конечно, не относятся к торговому кредиту.
Там товар берётся на срок, и, продав его, купец оставляет себе прибыль за труд и умение.
Старый квакер всегда говорил своему сыну-землепашцу:
“Карл, не бери ничего в долг. Но если уж хочешь взять — так бери навоз: он даст тебе осенью возможность заплатить за себя.”
Знаменитый нью-йоркский проповедник, брат госпожи Бичер-Стоу (автора «Хижины дяди Тома»), советовал молодёжи пользоваться только одним видом кредита — покупкой земли в рассрочку.
“Если молодой человек должен только за землю — он непременно станет состоятельным фермером.”
Такого рода долги даже желательны.
Но кредитоваться ради того, чтобы вкусно есть, хорошо одеваться и развлекаться — недостойно порядочного человека.
А тем более закладывать имущество ради этих нужд — просто позорно.
Смешно говорить:
“У меня кредит на два месяца, но если не заплачу вовремя — кредитору всё равно.”
Кредиторы обладают удивительной способностью помнить сроки платежей.
Попробуйте не заплатить вовремя — он сам придёт к вам. Денег нет — приходится унижаться, лгать, просить, умолять. Где же тут уважение к себе?
Если же кредитор соглашается на отсрочку, он требует больший процент — и вы вынуждены согласиться.
Разница между вами огромна: он завтра встанет богаче, а вы — беднее.
“Деньги похожи на огонь: отличные слуги, но суровые властители.”
Раз они забрали кого-нибудь в свои руки — в виде долга или процентов — они держат жертву крепко и давят немилосердно. Но кто заставляет деньги работать на себя — тому они служат верно.
Деньги — лучшие работники в мире. Они приносят пользу и днём, и ночью, не зная отдыха, праздников, ни стужи, ни непогоды.
Набожные граждане Коннектикута, отличавшиеся необычайной строгостью нравов, не позволяли никому работать по воскресеньям и даже преследовали мужа, осмелившегося поцеловать жену в воскресный день. Но их “работники” всё равно трудились — я говорю о деньгах. Сами они читали Библию, а деньги, отданные в рост, тем временем несли проценты.
Один американский негоциант, Джон Рэндольф, однажды сказал:
“Я, наконец, нашёл философский камень жизни.”
Когда его спросили, в чём секрет, он ответил:
“Я плачу всегда наличными.”
💡 Итог: как обращаться с долгами и не стать их рабом
- Долг — это не инструмент, а цепь. Чем чаще ты берёшь, тем меньше остаётся свободы.
- Есть “плохие” и “хорошие” долги. Первые берут ради удовольствий, вторые — ради дела.
- Покупай только то, что может работать на тебя. Земля, дело, инструмент — всё остальное временно.
Во шестой статье цикла разберём такую тему как - энергия, выдержка, прилежание.
Благодарю что дочитали!