Найти в Дзене
Любопытный сибиряк

Большое осеннее путешествие по Сахалину. Часть четвертая: лагуна Буссе и маяк Анива

Часть первая: останец Лягушка, янтарный пляж и брошенные танки Часть вторая: ворота Тории и бухта Тихая Часть третья: Пугачевский грязевой вулкан и Клоковский водопад Ну вот и пришло время отказаться от самостоятельного передвижения на пузотерках и воспользоваться услугами турфирмы. Пересаживаемся на внедорожники и едем на юг, в сторону залива Анива. Почему нужен проходимый автомобиль - последние пару десятков километров после съезда с асфальта, вдоль лагуны, на обычной машине проехать очень сложно - сплошные ямы, колдобины и так далее. Наша первая цель - лагуна, или как еще иногда называют, озеро Буссе. Это место - настоящая жемчужина Сахалина, и в первую очередь, оно известно своими морепродуктами. Мелкая лагуна отделена от открытого моря узкой песчаной косой — Охотским перешейком. Связь с Охотским морем осуществляется через небольшой пролив, при этом сюда впадает пара рек и многочисленные ручьи. Вода в лагуне — это смесь соленой морской воды и пресной речной. Изоляция, мелководье и
Лагуна мелкая, поэтому вода в ней хорошо прогревается. Фото автора.
Лагуна мелкая, поэтому вода в ней хорошо прогревается. Фото автора.

Часть первая: останец Лягушка, янтарный пляж и брошенные танки

Часть вторая: ворота Тории и бухта Тихая

Часть третья: Пугачевский грязевой вулкан и Клоковский водопад

Ну вот и пришло время отказаться от самостоятельного передвижения на пузотерках и воспользоваться услугами турфирмы. Пересаживаемся на внедорожники и едем на юг, в сторону залива Анива. Почему нужен проходимый автомобиль - последние пару десятков километров после съезда с асфальта, вдоль лагуны, на обычной машине проехать очень сложно - сплошные ямы, колдобины и так далее.

Наша первая цель - лагуна, или как еще иногда называют, озеро Буссе. Это место - настоящая жемчужина Сахалина, и в первую очередь, оно известно своими морепродуктами. Мелкая лагуна отделена от открытого моря узкой песчаной косой — Охотским перешейком. Связь с Охотским морем осуществляется через небольшой пролив, при этом сюда впадает пара рек и многочисленные ручьи.

Вода в лагуне — это смесь соленой морской воды и пресной речной. Изоляция, мелководье и смешение вод создают идеальные условия для процветания огромной колонии устриц.

Они обитают на так называемых устричных банках, где вода человеку не выше колена. Одевшись в специальные непромокаемые рыбацкие костюмы, грузимся на катамаран и под руководством местного проводника плывем на одно из таких мест.

Технология сбора максимально проста - неторопливо идешь, и как только ногой чувствуешь что-то твердое, лезешь в воду проверять это "что-то" рукой. Это запросто может быть пустая раковина, а может и живой моллюск. Тогда надо внимательно изучать дно вокруг - устрицы, как грибы, где одна, там и десяток соседей.

В итоге устриц мы на нашу большую компанию набрали, скажем так, достаточно прилично. То есть, это тот случай, когда любители такого лакомства могли есть дары моря вообще не ограничивая себя. Один десяток, другой, третий, да сколько угодно.

Ваш покорный слуга, хоть и любитель разных морских тварей, но вот к устрицам совершенно равнодушен, если не сказать более. Съел три штуки, и окончательно понял, что это точно не мое. Но товарищи мои были абсолютно счастливы. И это, я считаю, прекрасно!

После ночевки, рано утром подкрепившись устрицами, отправляемся дальше на юг, к деревне Новиково, рядом с которой расположен старый японский порт-ковш. Когда-то тут грузили на суда уголь, а сейчас порт - отправная точка для поездки на один из самых растиражированных символов Сахалина, Анивский маяк, расположенный на маленьком острове напротив мыса Анива.

Путь по воде туда занимает около 40 километров, но быстроходные резиновые лодки с мощными моторами преодолевают это расстояние достаточно быстро.

Всем выдают непромокаемые плащи с капюшонами, обязательно спасжилет - и в путь. По пути можно любоваться чайками, которые устраивают гонки с лодками, можно увидеть сивуча и старую японскую деревню на берегу. Когда-то там жили люди, обслуживавшие маяк. Сегодня от поселения осталось несколько руинированных домов.

И вот показывается наша цель. Сколько не смотри на фотографиях, но вблизи эта уникальная инженерная конструкция впечатляет так, что не ожидаешь. Маяк был построен в 1937-39 годах по проекту одного из ведущих японских инженеров того времени Синобу Миура.

31-метровая девятиэтажная башня, вписанная в скалу Сивучья, имеет необычную коническую форму, оптимальную для сопротивления ветрам и волнам.

Маяк спроектирован как самостоятельный организм. В его толстых стенах размещались все необходимые помещения для долгой жизни смотрителей: жилые комнаты, кухня, радиорубка, склад горючего, склады провизии.

Для своего времени это был невероятно технологичный объект. Он был оснащен мощной линзой, вращавшейся на ртутной ванне (передовая технология того времени), пневматической сиреной для туманной погоды и радиомаяком. Для выработки энергии использовались дизельные генераторы, а для вращения оптики и работы сирены — гиревой механизм, подобный гирям в башенных часах, который нужно было регулярно заводить.

В 1945 году, по итогам войны, южная часть Сахалина перешла к Советскому Союзу. Маяк Анива, как стратегический объект, был занят военными и продолжал работать.

В 1990 году маяк был переведен на автоматический режим работы, для этого установили радиоизотопный термоэлектрический генератор, своеобразные "атомные батарейки" (отсюда и миф про радиацию, которую, якобы, излучает вся конструкция). К 2006 году было принято решение, что дальнейшая эксплуатация маяка нецелесообразна, изотопный генератор демонтировали и вывезли, а постройка продолжила разрушаться.

Время от времени возникают разговоры о восстановлении маяка Анива. Предлагаются проекты по созданию на его базе музея или туристического центра. Однако колоссальная стоимость таких работ, сложная логистика и отсутствие инфраструктуры делают эти проекты пока что призрачными.

Проблема еще и в том, что маяк до сих пор остается в собственности Минобороны. Передавать его региональной администрации военные не хотят. Однако еще в 2020 году губернатор Сахалина и представители военного ведомства подписали соглашение, что регион профинансирует ремонт маяка. Но работы до сих пор так и не начаты.

К сожалению, наплевательское отношение к архитектурным артефактам встречается повсеместно. Посмотрите, в каком состоянии находятся красивейшие санатории уникального грузинского курорта Цхалтубо, возведенные в сталинскую эпоху. В статье вы найдете много информации, фото и видео:

Заброшенные санатории Цхалтубо: история, архитектура и современное состояние

А в качестве финального бонуса - ролик с противоположного побережья острова, где мы изучали легендарный Чертов мост.