Карачаевцы - народ, проживающий в районе Домбая, Архыза, Теберды, истока Кубани. Коренное население Карачаево- Черкесской республики. Тюркская группа языков.
В шатре, за которым плещется синее море умирающий отец рассказывает Карче историю.
Тысячи диких всадников под желтыми знаменами хана, окружили древний город Маас.
- Аланы! Откройте ворота и сдавайтесь, - кричали они, - Мы покорили множество племён. Храбро бились они, но теперь собирают кизяк для наших костров. Смиритесь, аланы, склонённую голову меч не рубит.
- Склонённую голову топчут в грязи! -неслись им в ответ слова гордого народа вместе с тысячью стрел. Но у врагов было невиданное орудие, разрушающее вековые стены Мааса. Сражались маасцы, пока могли.
К колёсам походных повозок велел поставить хан Бату детей аланов, приказав оставить в живых только тех, кто не выше колеса. Надеялся хан, что дети забудут чьи они и их сила и мужество будут служить монгольскому хану.
Увезли монголы детей аланов далеко от родины.
Отец Карчи был из тех детей, кто не перерос колеса, но дети были не совсем маленькие, ведь колеса были большие и даже под небом Хазарии (Крым), между водами двух морей (Хазарское-Азовское море и Чёрное море) они помнили свою далёкую родину.
-Слушай, сын мой, что не мог я рассказать раньше, потому что ты был слишком молод. Но, сейчас я ухожу туда, откуда нет возврата. Я зову тебя сыном, но отец тебе тот, кто лежит под курганом, а я его друг, учивший тебя, чтобы ты во всём был похож на него…
Отец твой Батырбий много раз пытался увести аланов на родную землю, но в последний раз стрела попала ему прямо в сердце. Собери наших людей, ты узнаешь их по тоске в глазах и веди их на землю отцов. Наша родина прекрасней всех. Ты узнаешь её по траве, спрятанной в рукояти твоего меча. Только в стране аланов растёт эта трава. Этому растению не страшны ни ветра, ни зной, цепко держатся его корни за склоны гор. Сок этой травы тёмно-красен, как кровь, почти чёрен, как чай, и её назвали Карачай (черный чай). Отец назвал тебя Карачай, а я сократил твое имя и стал ты Карча.
После смерти опекуна собрал Карча своих друзей и сказал: - Без родины мы мертвецы все и между живыми, на родине мы и среди мертвецов все живые.
Потерявший глаза может песню услышать,
Потерявший уши может радугу видеть,
Потерявший руки может на свадьбе плясать,
Потерявший ноги может друзей обнимать,
Потерявший всё может в родной земле лежать.
Потерявший Родину совсем ничего не сможет.
Собрали друзья всех аланов и победив отряд хана, уплыли на корабле. Три дня и три ночи плыли аланы на родину. На четвёртый день начался шторм и корабль аланов выбросило на прибрежные скалы. Но судьба послала аланам помощь от народа той земли — апсуа (так называют себя абхазцы). В их краю прожили аланы шесть лет, а потом пошли по крутым перевалам через льды и снега к солнцу и спустились в Архыз.
Но не нашли там аланы траву Карачай. Много земель исходили аланы в поисках этой травы, пока не дошли до Басхана ( Баксан, Кабардино-Балкария).
Лучшим охотником был Боташ (один из сподвижников Карчи) и всегда охотился один, лишь сына Карчи - Джантугана иногда брал с собой. За горой Минги-Тау (Эльбрус), после охоты Боташ и Джантуган устроились на ночлег. Но ночью змея ужалила в грудь Джантугана.
Два дня вёз Боташ сына друга, устроив носилки из веток березы и травы. Торопился Боташ, но привёз уже холодное тело.
Нагнулся Карча над телом умершего сына, обнял на прощание и вдруг закричал:
- Боташ! Где ты нарвал траву?! Это она - трава Карачай! Та, что спрятана в рукоятке моего меча, трава нашей родины.
Люди передавали пучки травы, вдыхали ее аромат и плакали от счастья.
- Она растет там, - ответил Боташ, - за великой горой Минги-Тау. Тот край богат и лесом и дичью, нигде не видел я более прекрасной и щедрой земли.
Похоронили Джантугана на высокой горе. Карча стал собирать народ в путь. Больше половины аланов ушло с ним. Прощаясь с теми, кто решил остаться (нынешние балкарцы), Карча сказал, что хоть и будет стоять между ними великая гора Минги-Тау, но останутся они одним народом.
Две вершины горы будут как две груди матери, и, как молоко матери, будут пить оба народа воду рек, стекающих с этих вершин в разные стороны.
В широкой долине между гор показал Боташ место, где нарвал травы.
- Наш Карт-Джурт (Древняя отчизна)! — вскрикнул Карча, лег на траву и пролежал до вечера.
Встал Карча, когда зажглись звёзды, расправил богатырские плечи и Млечный путь был как крылья за его спиной. Там где стоял Карча поставили аланы первый дом первого карачаевского аула Карт-Джурт.
И сейчас Вы можете увидеть древние аулы Большого Карачая у западной стороны Эльбруса, памятник Боташа, попить воду из родников и источников нарзана. А в начале лета можно полюбоваться как цветёт рододендрон - именно это красивое и полезное растение и есть та легендарная трава.
Мы с удовольствием принимаем Ваши заказы на темы постов про города Кавказских Минеральных вод, Северному Кавказу. Спрашивайте, что хотите узнать и увидеть, а мы будем рассказывать.
Полезные статьи собраны по папкам:
- Советы по отдыху в Кисловодске
Чтобы поехать с нами на экскурсии по Северному Кавказу, напишите в ватсап/телеграм +7-988-706-88-98. Добро пожаловать на наш сайт с экскурсиями и телеграм канал. Официальный туроператор России, работаем без посредников, сертифицированные гиды.