Найти в Дзене

Глазунов и Чайковский

Александр Константинович Глазунов – композитор, дирижёр, директор и профессор Санкт-Петербургской консерватории родился в семье потомственных дворян, книгоиздателей. С детства проявлял музыкальные способности. Игре на фортепиано начал учиться в 9 лет, а сочинять – в 11. В 14 лет познакомился с Милием Алексеевичем Балакиревым, который отметил незаурядный талант юноши и рекомендовал его Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову. С Римским-Корсаковым он прошёл курс теории музыки за полтора года.

А. Глазунов, 1885 г.
А. Глазунов, 1885 г.

В 1882 году в одном из концертов Бесплатной музыкальной школы была исполнена Первая симфония Александра Глазунова под управлением Балакирева. Опус был тепло принят публикой, которая была удивлена, когда на поклон вышел шестнадцатилетний композитор в форме реального училища. Творчеством юного Глазунова заинтересовался известный меценат М. П. Беляев. Композитор стал одним из членов «Беляевского кружка».

С П. И. Чайковским Глазунов познакомился на вечере у М. А. Балакирева осенью 1884 года: «Мы собрались к Балакиреву к назначенному часу, с волнением стали ждать прихода Чайковского… Появление Чайковского положило конец натянутому настроению присутствующих, в особенности молодежи. Чайковский соединением простоты с достоинством и утончённой, чисто европейской выдержкой в обращении произвёл на большинство из присутствующих самое благоприятное впечатление. Мы как-то свободно вздохнули».

А. Глазунов. Нотное издание. Symphonie №6. Соч. 58. Réduction pour Piano à quatre mains par S.Rachmaninoff. 1898 г.
А. Глазунов. Нотное издание. Symphonie №6. Соч. 58. Réduction pour Piano à quatre mains par S.Rachmaninoff. 1898 г.

Постепенно отношения между музыкантами становились все ближе и дружественнее. Чайковский заботливо следил за развитием таланта Глазунова и пропагандировал его творчество. В дни, когда Чайковский приезжал в Петербург, они встречались и бывали вместе и на концертах, и в театрах, как, например, накануне последнего смертельного заболевания знаменитого композитора. В нотной библиотеке Чайковского в Клину хранятся издания произведений Глазунова с дарственными надписями автора, выражающими уважение и любовь к Чайковскому. Глазунов посвятил Чайковскому Третью симфонию, написал воспоминания о нём.

Сохранилось 11 писем к Глазунову и 9 писем Глазунова к Чайковскому. В одном из писем Чайковский писал: «Я большой поклонник Вашего таланта: я ужасно ценю и высоко ставлю серьёзность Ваших стремлений…. Вы для меня во многих отношениях загадка. У Вас есть гениальность, но что-то мешает Вам развернуться в ширь и глубь. От Вас ждёшь чего-то необычайного, но ожидания эти оправдываются лишь в известной мере. Хочется содействовать полному расцвету Вашего дарования, хочется быть Вам полезным, но прежде чем я решусь высказать Вам что-нибудь определённое, нужно будет подумать».

В. Денисов. Литография. Шарж-карикатура. Александр Глазунов. 1914 г.
В. Денисов. Литография. Шарж-карикатура. Александр Глазунов. 1914 г.

Через много лет Глазунов писал: «Мелодия вечна, а поэтому вечно будет жить и П. И. Чайковский. Трудно найти не только в русской, но и в иностранной музыке подобного композитора, который был так силен, ярок и самобытен во всех родах музыкального творчества – инструментального, фортепианного, симфонического, оперного и романсного, как Чайковский! На его музыке воспитывается вся наша консерваторская молодёжь… Я, как его личный знакомый, могу подтвердить, что он был не только музыкантом, но и добрым, отзывчивым человеком».

А. Баева, научный сотрудник музея-заповедника П. И. Чайковского