Сегодня мы расскажем про мало известную и по своему уникальную заброшенную позицию дивизиона зенитного ракетного комплекса противовоздушной обороны С-125 "Нева-М", располагавшегося на острове Аскольд в Японском море. Но интересно то, что пусковые установки этого комплекса были развёрнуты на типовой позиции ЗРК С-75, причём всего четыре.
В продолжении темы заброшенных объектов когда-то полностью милитаризированного, а ныне фактически заброшенного военного острова Аскольд, мы обратили внимание, что в интернете совершенно нет статей о этой позиции ЗРК ПВО, кроме нашей более ранней, где мы думали, что здесь стояли комплексы С-75, но как оказалось всё гораздо интереснее.
Этот урезанный зенитно-ракетный дивизион в.ч. 83266/Р был развёрнут на острове Аскольд, но входил в состав 589-го зенитного ракетного полка, дислоцировавшегося на материке при ныне также расформированном аэродроме Золотая Долина и берущего свою историю ещё с конца 1940-х гг.
Сейчас этот полк также несёт боевое дежурство с новыми зенитными ракетными комплексами в составе 12-й Бригады воздушно-космической обороны 3-го Командования ВВС и ПВО Ордена Ленина.
Первые советские зенитные ракетные системы были заточены для поражения высокоскоростных высотных целей, недоступных для ствольной зенитной артиллерии и труднодоступных для перехвата истребителями. Но вскоре потребовался новый перевозимый низковысотный зенитный ракетный комплекс, поэтому уже осенью 1955 г. в КБ-1 начались работы по созданию первого маловысотного ЗРК, для чего при конструкторском бюро была организована специальная лаборатория во главе с Ю. Н. Фигуровским.
По техническому заданию новый ЗРК должен был перехватывать цели, летящие на скорости до 1500 км/ч на высотах от 100 до 5000 метров на расстоянии до 12 км. Кроме того, все составляющие нового комплекса должны были иметь возможность быстрой транспортировки по дорогам общего пользования, железнодорожным, авиационным и морским транспортом.
При проектировании ЗРК С-125 главной задачей была высокая точность наведения ракет в условиях отражения волн от земной поверхности, для чего использовалось сканирование пространства в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, обеспечивавших приём эхо-сигналов цели и сигналов ответчиков ракет.
В 1958 г. началось проведение испытаний нового ЗРК, к этому времени его технические характеристики сильно изменились и в дальнейшем ещё не раз менялись в различных модификациях.
21 июня 1961 г. зенитный ракетный комплекс С-125 "Нева" был принят на вооружение с двухступенчатой твердотопливной ракетой 5В24 В-600П, разработанной в МКБ "Факел" и способной поражать цели на расстоянии до 16 км.
Двухступенчатая зенитная управляемая ракета 5В24 в качестве первой ступени имела стартовый твердотопливный пороховой ракетный двигатель ПРД-36 из 14 пороховых шашек общей массой 280 кг, время работы которого до сбрасывания составляло 2,6 секунды, после чего запускался маршевый твердотопливный двигатель с весом топлива 125 кг и временем работы 18,7 секунд.
Стандартная осколочно-фугасная боевая часть ракеты 4Г90 весила 60 кг и помимо 32 кг взрывчатки содержала 22 кг готовых поражающих элементов. Для её подрыва головной части использовался радиовзрыватель доплеровского типа, снимавшийся с предохранителя после удаления ракеты от пусковой установки на 300 метров. Радиус разлёта поражающих элементов составлял около 12,5 метров. В случае невыхода ракеты на цель, она самоуничтожалась через определённое время. Ракета 5В27 отличалась от предыдущей конструкцией маршевого двигателя, что позволяло увеличить скорость, а также имела более мощную боевую част 5Б18 массой 72 кг с большей зоной поражения.
За время эксплуатации комплекс неоднократно модернизировался. Так, сначала в 1961 г. был принят на вооружение С-125 "Нева" с уже упомянутой выше ракетой 5В24 В-600П с дальностью до 16 км. Затем в 1970 г. С-125М "Нева-М" с ракетой 5В27 В-601П с дальностью до 22 км. Следом в 1978 г. С-125М1 с ракетой 5В27Д В-601ПД с улучшенной помехозащищённостью. Для последней модификации также была разработана специальная (ядерная) боевая часть для поражения групповых целей.
Также этот комплекс получил своё развитие и в военно-морском флоте. Так, в 1962 г. был принят на вооружение аналог С-125 ЗРК М-1 "Волна" с ракетой 4К90, в 1964 г. аналог С-125М М-1М "Волна-М" с ракетой 4К91, в 1974 г. аналог С-125М1 М-1П, а в 1976 г. М-1М "Волна-Н" с ракетой В-601М для борьбы с низколетящими крылатыми ракетами.
Помимо основных модификаций, также были разработаны и экспортные с урезанными ТТХ С-125 "Печора", С-125М "Печора-М" и самоходный С-125 "Печора-2М".
Так эта позиция сейчас выглядит со спутника и хорошо видно, что эта типовая позиция строилась под развёртывание дивизиона С-75, но по какой-то причине на ней развернули ЗРК С-125 "Нева-М". Из за этого мы изначально и думали, что здесь стоял дивизион С-75, в чём нас со временем поправили сами служившие в этом дивизионе.
Ну а теперь пройдёмся по территории и посмотрим, что осталось от этой позиции.
Чуть в стороне от позиции в леске на склоне стоят ржавые остатки автокрана.
Это был автокран на базе МАЗ-200, использовавшийся повсеместно и не только в войсках для погрузки различных грузов, в том числе и для перегрузки ракет при позициях.
Вполне возможно, что этот автокран как раз и использовали для перегрузки ракет при месте их хранения.
Так оно или нет, мы конечно не можем быть уверены, но по этому поводу нас пока никто не поправил.
Старичку явно досталось от жизни.
На нём сохранился шильдик завода автокранов.
Часть территории была отделена периметром.
На ней стояло ржавое универсальное сборно-разборное быстровозводимое сооружение из крупно-волнистой стали типа "Панцирь" с большими трёх-секционными гермоворотами, в нижней секции которых была оборудована герметическая дверь для прохода людей. В нём хранились ракеты, готовые к перезарядке транспортно-заряжающих машин.
Такие "Панцири" использовались в войсках повсеместно, причём не только как хранилища и укрытия для техники. Существует и модификация "Панцирь-2ПУ" для обустройства командных пунктов и узлов связи. Обычно такие сооружения имеют земляную обваловку, но на этой позиции её почему-то не сделали. Кроме того, в настоящее время в войсках используется более современный модернизированный тип этого сооружения с дополнительными рёбрами жёсткости.
Перед въездом в сооружение хранилища ракет располагалась перегрузочная площадка, над которой ещё стоят остатки балки, на которой по двутавру когда-то перемещалась таль.
Заходим внутрь через распахнутые гермоворота.
Здесь и хранились ракеты, а само хранилище имело паровое отопление.
Движемся дальше по позиции.
По соседству с этим хранилищем валяются сборные секции крупно-волнистой стали от ещё одного аналогичного хранилища.
А рядом на земле валяются трубы отопления.
В кустах в стороне лежат остатки направляющих транспортно-заряжающей машины ПР-14АМ на базе ЗиЛ-131. По словам служивших, эта машина разбилась при отказе тормозов, после чего разукомплектован и брошен около позиции.
Так эта машина, служившая для доставки ракет на пусковую установку выглядела при жизни.
Остатки от ещё одного автомобиля ЗиЛ-157, который использовался для хозяйственных нужд. По словам служивших, он развозил по острову хлеб из пекарни, расположенной в основном гарнизоне.
А так выглядит один из четырёх капониров, в которых размещались пусковые установки 5П73 с ракетами. Рядом с ними в маленьких капонирах располагались транспортно-заряжающие машины.
А так выглядели эти пусковые установки.
Снова натыкаемся на металлолом, в этот раз это видимо была бочка для воды.
По центру позиции сохранились очертания построек из дикого камня, где располагалась станция разведки и целеуказания.
Так выглядел антенный пост УНВ станции наведения ракет СНР-125, предназначавшейся для обнаружения и сопровождения воздушных целей, а также для передачи команд на зенитную управляемую ракету. СНР-125 работала в диапазоне радиоволн 8, 9 -9, 42 ГГц и имела антенны специальной конфигурации, расположенные таким образом, что бы уменьшить влияние отражения земной поверхности.
Максимальная дальность обнаружения станцией воздушных целей составляла 110 км и наводить на цель одновременно две ракеты, а её антенны имели устройства механического сканирования луча, позволявшие одновременно осуществлять просмотр определенного участка воздушного пространства. Кроме того, для работы в условиях постановки помех, станция была оборудована телевизионной оптической камерой, обнаруживавшей воздушную цель на расстоянии до 25 км и контролировавшей результат стрельбы.
Часть укрытий были предназначены для кабины УНК и энергохозяйства, состоящего из двух буксируемых дизель-генераторных электростанций.
Так выглядел кунг поста УНК станции наведения ракет СНР-125. По сути это был командный пункт дивизиона.
На окраине позиции из за дерева торчали остатки кунга.
Это остатки радиолокационной станции разведки и целеуказания П-12 метрового диапазона, придававшаяся дивизиону для раннего обнаружения низколетящих целей.
Так выглядела эта РЛС.
Рядом валялась и подъёмная мачта антенны.
Также в целях раннего обнаружения воздушных целей в состав дивизиона была включена двухкоординатная радиолокационная станция кругового обзора П-15 на базе ЗиЛ-157, имевшая две расположенные друг над другом параболические антенны.
Её остатки лежат в паре километров от позиции у бывшего командного пункта РЛС.
На отшибе у позиции располагался склад топлива.
И старая клёпаная ёмкость с более ранних времён освоения острова.
Ну а на этом всё.
Если вам был интересен наш материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 2202 2063 5249 9912
Спасибо за просмотр и до новых встреч.