Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Сепарационная тревога. Теоретические взгляды.

Сепарационная тревога — состояние, которое возникает в результате страха потери близости или разлуки в ситуациях расставания - причина такой тревоги незавершенная сепарация от первичного объекта или не завершенная работа горя.

Ее выявление, понимание, анализирование и проработка необходимы для того, чтобы терапевтический процесс развивался. - это делает тему актуальной для понимания ее природы.

Концепция сепарационной тревоги была частью теории объектных отношений. Однако каждый автор по своему расставлял акценты в этой концепции.

Понятие сепарационной тревоги появляется у Фрейда в работе «Подавление, симптом и тревога», как описание тревоги в связи с отсутствием объекта или угрозой потери объекта где он отказывается от прежней гипотезы происхождения тревоги, согласно которой тревога появляется из неудовлетворенного либидо, и выдвигает новую — теперь он рассматривает тревогу как аффект, переживаемый Я в ответ на опасность сепарации и потери объекта. До 1926 года Фрейд полагал, что происхождение тревоги — это исключительно физиологический феномен, заключающийся в том, что чрезмерная стимуляция находит канал, по которому она может достичь разрядки через прямое превращение в тревогу.

Фрейд пересмотрел теорию тревоги после публикации работы «Травмы рождения» О. Ранка, тоже пытавшегося объяснить природу сепарационной тревоги. Но в наши дни мы убеждены, что младенцы с самого рождения и даже раньше способны, хотя и частично, идентифицировать мать.

Маргарет Малер, сделала значительный вклад в понимание развития детей и концепции сепарационной тревоги. Ее работы сосредоточены на раннем детском развитии, особенно в контексте формирования привязанности и процесса сепарации.

В своей концепции сепарация - индивидуации подчеркнула важность процесса дифференциации, что позволяет увидеть различия между Я и объектом. Процесс отделения от матери приводит сначала к индивидуации затем с сепарации.

Малер подчеркивает, что сепарационная тревога является нормальной частью развития. Она возникает, когда ребенок начинает осознавать свою независимость и одновременно боится потерять эмоциональную связь с матерью. Этот процесс может быть сложным, и у детей могут возникать различные реакции, включая страх, беспокойство и протест.

Малер пишет про "объектное постоянство", акцентирует внимание на важности матери (или основного опекуна) в процессе сепарации. Если мать поддерживает и отвечает на потребности ребенка, это помогает ему справляться с сепарационной тревогой и развивать чувство безопасности.

Мелани Кляйн и ее концепция «хорошей и плохой груди», исследует, как формируются первые внутренние объекты и эмоциональные паттерны у ребенка, младенец в первые месяцы жизни не воспринимает мать как единое целое, он разделяет опыт на «хорошую» и «плохую грудь», этот процесс разделения позволяет младенцу справиться с противоречивыми чувствами и сохранить образ матери. Описывает две основные позиции, через которые проходит ребенок в своем эмоциональном развитии. В шизо-параноидную - активируется страх преследования, расщепления. В депрессивной позиции активируется чувство вины и страх потерять объект.

Кляйн рассматривает сепарационную тревогу как часть более широкой динамики объектных отношений, где ребенок учится понимать и интегрировать свои чувства к объектам привязанности, что в конечном итоге влияет на его способность формировать здоровые отношения во взрослом возрасте.

Дональд Винникотт, рассматривал понимание сепарационной тревоги, в контексте теории привязанности и развития ребенка.

Ввел понятие "достаточно хорошей матери", подчеркивая, что для нормального развития ребенка важно, чтобы мать была эмоционально доступной и чуткой к потребностям ребенка. Если мать успешно отвечает на потребности ребенка, это создает чувство безопасности и уверенности, что снижает риск возникновения сепарационной тревоги. Ребенок формирует свое "Я" в процессе взаимодействия с матерью.

Уилфред Бион. Его Концепция «контейнер-контейнируемое». Бион описал, как мать выступает в роли контейнера для тревожных переживаний младенца, помогая ему справиться с ними. Нарушения в этих ранних отношениях могут приводить к проблемам с регуляцией тревоги, в том числе сепарационной.

Обобщая теоретические взгляды на концепцию сепарационной тревоги:

Сепарационная тревога - ключевой этап в формировании способности к эмоциональной самостоятельности, психологическому росту и адаптации к реальности. Здоровый опыт взаимодействия с первичными объектами способствует развитию устойчивой идентичности во взрослом возрасте.

Исследователи отмечает, как ранние отношения с первичными объектами формируют представления о близости и разлуки, и как эти представления могут влиять отношения во взрослом возрасте.

Автор: Ольга Андреева
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru