Удивительная штука — родственные связи. Чем-то похожи на мобильную: связь появляется, только когда ты в зоне покрытия. В случае с родней - это их интересы.
Четырнадцать лет я жила на съемных квартирах. Переезжала из района в район, таская за собой два чемодана и Петровича - кактус, который достался мне от предыдущего арендатора моей первой съемной квартиры. Привязалась я к этому колючему недоразумению.
Четырнадцать лет никто из моих двоюродно-троюродных родственников не вспоминал о моем существовании. Ни одного звонка типа "Как ты там, бедолага? Может, есть нечего?" Да хотя бы просто на чай пригласили! Я бы пришла, даже пряников бы принесла или тортик.
Но стоило мне купить квартиру, как вселенная щелкнула переключателем, и меня вспомнили все! И каждый старался мне напомнить те несколько минут, которые когда-то мы провели вместе.
Первой объявилась тетя Люда из Старопырловки — это село не на каждой областной карте есть.
— Ирочка, солнышко! — Пропела она в трубку голосом.— Мы с дядей Колей и детьми по делам в город на неделю. Можно у тебя перекантоваться?
Я представила, как четыре человека (со мной пять) будут "кантоваться" на моих 43 квадратных метрах, и мне стало тесно прямо в этот момент.
— А какие дела у вас в городе? — Спросила я, силясь вспомнить, чем вообще занимается дядя Коля. Кажется, что-то с коровами?
— Ой, разное! — уклончиво ответила тетя Люда. — Мебель посмотреть, в аквапарк сходить... Коля давно хотел.
Так и вижу: дядя Коля, который на последней встрече (единственный раз, когда я его видела) рассуждал, что "все эти городские развлечения — зло и блажь", теперь мечтает покататься на водной горке.
Я сначала согласилась, а на следующий день, еще раз взвесила и подумала, что лучше один раз отказать. В общем, соврала - сказала, что заболела или для правдоподности несколько раз покашляла в трубку.
Потом был двоюродный брат Витя, он попросил меня оказать "небольшую услугу". Дел, с его слов, на пять минут — съездить на другой конец города, найти какой-то редкий подшипник для его трактора и заодно узнать все возможные цены, сделать фото, чтобы артикли не записывать и прислать ему.
— Ты же в субботу не работаешь, вот, заодно и прогуляешься, — подытожил он.
— Да, Витя, я купила квартиру в ипотеку, работаю на трех работах и провести единственный выходной в поисках твоих подшипников - это, кончно, моя мечта. Почему единственный? Потому что в воскресенье я тоже работаю.
Финальным аккордом стала троюродная сестра Наташа, которую я вообще долго вспоминала но так и не вспмнила ее саму, только ее маму. Она позвонила и попросила в долг сто пятьдесят тысяч на первое время. Оказывается, что это самое "первое время" - это она собирается переехать ко мне, жить у меня, а деньги нужны, чтобы купить приличной одежды и на билет. Когда я поинтересовалась, что она будет делать, если я не смогу ее поселить у себя, она такой вариант вообще не рассматривала:
— У тебя отдельная квартира! Почему я не могу с тобой жить?
— Как почему? Потому что я хочу жить одна. И ты мне не нужна в моей квартире!
— Ну хоть денег-то дашь? Я найду где жить.
— Нет, Наташа, не дам, у меня ипотека, надеюсь, не надо объяснять что это такое?
— Ирка, да хватит прибедняться-то....Не чужие же люди!
— До свидания, Наташа!
Сначала меня эти звонки раздражали, потом злили, а потом перестали вызывать хоть какие-то эмоции. Почему? Все очень просто - я перестала думать, что говорю с родственниками. Они - просто чужие люди, чьи фрагменты ДНК совершенно случайно совпали с моими.
За все годы, когда я действительно нуждалась в поддержке, никто из них не предложил мне даже чашку чая. А тут - просто нашествие родственников. Но вчера я сорвалась. Очередной звонок с просьбой приютить чью-то дочь, поступающую в институт, стал последней каплей.
— Господи, как же вы меня достали, — сказала я тихо, — я четырнадцать лет снимала углы и ела макароны, чтобы накопить на первый взнос. Где вы все были тогда?
Сначала на другом конце провода, была тишина, а потом я услышала:
— И что большие города с людьми делают?! Да, Ира, не ожидала я от тебя такого! Вот мать бы твоя....
Но я не стала слушать и впервые в жизни просто положила трубку, не дав человеку договорить.
Пожалуй, в родственных отношениях действует тот же принцип, что и в самолётах: сначала надень кислородную маску на себя, а потом уже помогай другим. Иначе задохнёшься под тяжестью чужих ожиданий, а они просто найдут следующего родственника, который готов забыть о своих интересах ради кровных уз.