Найти в Дзене

Плечо болит? Проверь сердце!

В мой кабинет лет 7 назад вошла пожилая пара — оба далеко за восемьдесят. Он держался за плечо, она поддерживала его под руку. Классическая картина: жена привела мужа к кардиологу с болью в плече. — Елена Павловна, — начала женщина, протягивая мне бумаги, — у него плечо болит сильно, вчера скорую вызывали, они ЭКГ сняли, сказали, что всё нормально. Но боль не проходит! Я взяла в руки вчерашнюю кардиограмму. Действительно, всё соответствует возрасту, никаких признаков инфаркта. Внутренний голос уже подсказывал: «Очередной пациент не по профилю, надо будет записывать к ортопеду или неврологу». Я даже успела посмотреть расписание коллег, чтобы предложить пациентам сразу после моего кабинета пойти к нужному специалисту. Но в кардиологии есть золотое правило, которое я усвоила ещё в ординатуре: ЭКГ считается свежей только тогда, когда её сняли прямо сейчас, в момент обращения. Вчерашняя кардиограмма — это уже история, а не диагностика. — Давайте всё-таки снимем ЭКГ сейчас, — сказала я

В мой кабинет лет 7 назад вошла пожилая пара — оба далеко за восемьдесят. Он держался за плечо, она поддерживала его под руку. Классическая картина: жена привела мужа к кардиологу с болью в плече.

— Елена Павловна, — начала женщина, протягивая мне бумаги, — у него плечо болит сильно, вчера скорую вызывали, они ЭКГ сняли, сказали, что всё нормально. Но боль не проходит!

Я взяла в руки вчерашнюю кардиограмму. Действительно, всё соответствует возрасту, никаких признаков инфаркта. Внутренний голос уже подсказывал: «Очередной пациент не по профилю, надо будет записывать к ортопеду или неврологу». Я даже успела посмотреть расписание коллег, чтобы предложить пациентам сразу после моего кабинета пойти к нужному специалисту.

Но в кардиологии есть золотое правило, которое я усвоила ещё в ординатуре: ЭКГ считается свежей только тогда, когда её сняли прямо сейчас, в момент обращения. Вчерашняя кардиограмма — это уже история, а не диагностика.

— Давайте всё-таки снимем ЭКГ сейчас, — сказала я, приглашая пациента на кушетку.

Медсестра наложила электроды. Я подошла к монитору.

Острый трансмуральный инфаркт миокарда. Прямо здесь, прямо сейчас.

— Никуда не двигаемся, — максимально спокойным голосом сказала я, хотя внутри уже включился режим «скорая помощь». — Сейчас вызову бригаду, вас госпитализируем.

Дальше всё происходило быстро. Я вызвала на себя скорую помощь. И приехал тот же врач, что и вчера был у пациента дома.

Экстренная госпитализация (пациенту повезло, нам дали госпитализацию по ОМС в замечательный платный стационар Москвы, так иногда бывает: платные клиники дают места по ОМС для экстренных пациентов). Коронарография, стентирование. Современная медицина творит чудеса — через три дня мой пациент был уже дома.

А ещё через две недели он сидел напротив меня в кабинете — довольный, с румянцем на щеках.

— Елена Павловна! — глаза его светились. — Вы знаете, как меня там полечили? Космически! За три дня — и домой! Трубочку какую-то вставили в сосуд, всё прочистили, и я как новенький!

Мой пациент исправно приходил на приёмы все годы, что я принимала в клинике, принимал назначенную терапию. Супруга также стала моей пациенткой. Когда я уходила из клиники, я взяла с них обещание, что они будут посещать мою коллегу.

Пишу для моих коллег не кардиологов: не забывайте, пожалуйста, делать ЭКГ! Это минутное исследование может спасти жизнь. И при болях в плече, и обязательно при болях в брюшной полости. Чуть позже я расскажу историю, как пациентку неделю ставили перитонит, а это оказался инфаркт.

Берегите своё сердце. И помните: боль в плече, особенно в левом, у людей старшего возраста — это всегда повод исключить кардиологическую патологию. Прямо сейчас.

Обязательно перешлите этот пост своим возрастным родственникам. Обычно атипичная картина течения инфаркта миокарда встречается у пациентов старше 70 лет.