Найти в Дзене
Другая Весна

От мечты к реальности: как тоннель под Беринговым проливом может соединить Россию и США

После саммита на Аляске в августе 2025 года, где Владимир Путин и Дональд Трамп впервые за годы провели прямые переговоры, в воздухе запахло оттепелью. И именно теперь российский экономист Кирилл Дмитриев, глава Российского фонда прямых инвестиций, предложил построить тоннель, соединяющий Чукотку и Аляску, всего за 8 миллиардов долларов. А раньше просили 65 млрд долларов!

Идея связи между континентами отнюдь не нова. Еще в 1890 году первый губернатор территории Колорадо Уильям Гилпин представил концепцию «Всемирной железной дороги» с тоннелем под проливом. В 1905 году российский император Николай II даже одобрил американский проект железной дороги, но реализации помешали революция и Первая мировая война.

На Потсдамской конференции в 1945 году Иосиф Сталин предлагал президенту США Гарри Трумэну построить мост или тоннель, однако начинающаяся Холодная война похоронила эту идею. С тех пор проект периодически всплывал, но всегда упирался в политические противоречия. Сегодня, после первого за долгое время прямого диалога лидеров двух стран, эта мечта кажется чуть более достижимой. Дмитриев даже предложил название — «Тоннель Путина-Трампа», видя в нем символ единства.

С технической стороны проект выглядит одновременно и осуществимым, и пугающе сложным. Расстояние между Россией и Аляской в самом узком месте пролива составляет около 86 километров. Глубина не является непреодолимым препятствием — максимальная глубина пролива составляет 55 метров, что меньше, чем, например, под проливом Ла-Манш. Однако суровый арктический климат — это главный вызов.

Строителям придется работать при температурах, опускающихся до -50°C, в условиях вечной мерзлоты и с очень коротким строительным сезоном. Российский эмиссар утверждает, что технологии компании Илона Маска The Boring Company могут радикально сократить расходы и сроки, оценивая стоимость в 8 миллиардов долларов против 65 миллиардов при использовании традиционных методов. По его мнению, тоннель можно построить менее чем за восемь лет.

Экономический потенциал проекта огромен, но и риски соответсвенно высоки. Тоннель, представляющий собой железнодорожный и грузовой коридор, открыл бы путь для совместной разработки колоссальных природных ресурсов Арктики. Он мог бы стать частью глобального транспортного маршрута, сократив путь грузов между Азией и Северной Америкой по сравнению с морскими трассами через Суэцкий или Панамский каналы.

По некоторым прогнозам, по нему могли бы перевозить до 3% мировых грузов. Однако скептики справедливо указывают на отсутствие инфраструктуры на обоих берегах. С российской стороны нет железных дорог в радиусе 2800 километров от пролива, а с американской — около 1200 километров. Строительство только этих подходов обошлось бы в десятки миллиардов долларов. Для России, чей прогнозируемый рост ВВП на 2025 год МВФ оценивает всего в 0,6%, такие инвестиции являются серьезным вопросом.

Помимо экономики, существует целый ряд политических и экологических проблем. Проект, безусловно, потребует беспрецедентного уровня доверия и сотрудничества между Москвой и Вашингтоном, которое, несмотря на позитивные итоги саммита в Анкоридже, пока остается хрупким. Военные могут увидеть в тоннеле угрозу, а экологи обеспокоены воздействием на хрупкую арктическую экосистему, особенно на пути миграции птиц и морских животных. Тем не менее, у проекта есть и мощный гуманитарный потенциал — он мог бы восстановить связи между коренными народами, разделенными decades назад «железным занавесом».

В конечном счете, тоннель под Беринговым проливом — это больше, чем просто инфраструктурный объект. Это символ. Символ преодоления разногласий, глобального сотрудничества и напоминание о том, что Россия и США — не просто соперники, но и соседи, которых разделяет всего лишь 86 километров морской воды. Будет ли этот амбициозный проект реализован, покажет время, но сама дискуссия о нем знаменует важный сдвиг в международных отношениях.

Если вам была полезна эта статья, поддержите, пожалуйста, наш канал: подпишитесь, поставьте лайк и поделитесь своим мнением в комментариях. Нам важно знать, что вы думаете! (Кузьма Никитин, dopross.ru)