Сегодня случился феноменальный, роскошный праздник барокко на сцене московской филармонии, неслыханное со времен «Триумфа времени и бесчувствия» 2018 года буйство Генделя.
Помните, в счастливые доковидные времена (у нас теперь же опасно говорить «в счастливые довоенные годы») было такое словечко – «бароккобесие», вошедшее в обиход меломанов после выступлений дивы барокко Юлии Лежневой, после недосягаемо прекрасных «Роделинды» и «Альцины» на сцене Большого, после «Юлия Цезаря» и «Ксеркса» с Дэвидом ди кью Ли, после оперы «Сирой, принц Персии», после иностранных контртеноров? Тогда мы не понимали, свидетелями какой вокальной и режиссерской роскоши мы были.
Потом был Генри Перселл, «Триумф времени и бесчувствия», Филипп Чижевский в коллаборации с Богомоловым на малой сцене МАМТа. Собственно, после Триумфа я одна из первых сказала, что Филипп Чижевский – наше все в российском исполнительстве барокко, и продолжаю так считать сегодня.
Сегодня мне показалось, что наш счастливый 2018 год вернулся.
Не просто хорошо, а выдающимся образом исполнила партию Агриппины меццо Василиса Бержанская: затянутая в узкое кожаное платье до пола (черное в первом акте, вишневое – во втором), в коротком кожаном же болеро – косухе Бержанская (которая раньше меня не впечатляла на сцене) ухитрилась спеть тонко, стильно, совершенно открытым грудным звуком. Все коронные арии прозвучали так, что искушенная публика не могла сдержаться от аплодисментов даже в середине произведения. L’alma mia fra le tempeste и особенно Pensieri, voi mi tormentate прозвучали волшебно. Певица упивалась звуком, в общем, императрица на сцене удалась.
Сопрано Елена Гвритишвили хорошо известна оперной публике по концертам Курентзиса (она была солисткой хора MusicAeterna), приглашенная солистка Баварской оперы, она пела почти во всех знаковых московских барочных операх в концертном исполнении. Сама себе завидую, что сегодня слышала ее в партии Поппеи. Гибкий подвижный голос, очень хороший верх, невероятный артистизм. Ария Vaghe perle, eletti fiori вполне заслуженно сорвала шквал аплодисментов. Ее финальный дуэт с итальянской дивой контральто Соней Приной (Отон), в конце которого певицы, изображая счастливых влюбленных, в обнимку вышли за кулисы, был исключительно удачным, не смотря на то, что Соня Прина находится в сомнительной вокальной форме. Эх, ее бы на сцену Большого, глядишь, и постановки опер бы не были такими провальными…
Сопрано Яна Дьякова (Нерон) спела триумфально здорово. Барочный драйв, колоратуры, великолепные дуэты и ансамбли. В записи (комменты смотрите) на 2-11 феноменально красивая Ария, послушайте, не пожалеете. У меня она в голове до сих пор звучит.
Контральто Соня Прина знакома мне с барочного концерта 2016 года на сцене этого же зала. Тогда первое отделение получилось у Сони Прины неудачным, певица не могла поймать акустику КЗЧ Чайковского, но второе отделение мне уже тогда запомнилось исполнением арии Вивальди Nel Profondo из оперы «Неистовый Роланд».
Сегодня певица очевидно в существенно худшей вокальной форме (читай - без голоса), чем десять лет назад, но партия Отона не самая большая и в целом слушать ее было даже приятно (из партера, не уверена, что амфитеатр и балконы вообще ее слышали). Артистизм итальянской дивы очевиден, огромный опыт выступления на больших европейских сценах тоже даром не пропал, а в кульминационном, завершающим третий акт любовном дуэте с Яной Дьяковой (Поппея) No, no, ch'io non apprezzo так и вовсе было замечательно.
Баритон Игорь Подоплелов (Клавдий) не слишком понравился мне в «Летучем голландце» Вагнера на сцене Новой оперы, не произвел впечатления и в Большом в молодежной программе, но сегодня в барочной опере он раскрылся наилучшим образом: все же для Вагнера не хватает ему мощи и силы голоса, а в барокко его подвижный гибкий голос отлично прозвучал.
Бас Илья Татаков (солист хора Сретенского монастыря) был исключительно хорош в небольшой партии Палланта: драйвово, очень стильно, отличным глубоким звуком певец выделил все красивые места партии незадачливого влюбленного в Августу Агриппину придворного.
Платон Силаев отчего-то указан в буклете как контртенор, но, конечно, он таковым не является, но теноровую партию Нарцисса спел в целом совсем неплохо.
Государственный академический камерный оркестр (концертмейстер Илья Мовчан) исключительно хорошо сыграл барокко; с великолепной эмоциональной акцентовкой, без экзальтации.
Оркестровые соло были восхитительны, сладострастны, недосягаемо прекрасны.
Филипп Чижевский управлял камерным оркестром без лишней экзальтированности (которая так нелюбима мной у Теодора Курентзиса), но акценты были расставлены великолепно. Я вернулась в лучшие времена барокко, сегодня ГАКО напомнил мне звучание другого барочного коллектива - Les Arts Florissants.
В конце Филипп Чижевский вышел на ограждение рампы, для того, чтобы продирижировать финальным хором всех солистов. Моя подруга, сидевшая рядом со мной, сказала, что Филипп Чижевский столь выразителен внешне и внутренне, что сам является главным солистом на сцене. Не могу с ней не согласиться. Филипп, БРАВО.
Viva barocco, viva Handel.
#гендель #барокко #агриппина #филиппчижевский #кзч #филармония