Найти в Дзене
Тамбовская провинция

АНАНАСЫ ИЗ ЧЕРКИНО - НА ЦАРСКИЙ СТОЛ

Во второй половине 19-го века Черкинская волость Моршанскго уезда Тамбовской губернии, включавшая в себя шесть сел и деревень,- Ивенье, Гумны, Сержалы, Михайловку, Левино и Черкино, была поделена между помещиками В.И.Шпикуловым, владевшим одной из общин крестьян в селе Черкино, И.Н.Ниполинским (деревня Михайловка), Святогоровым –Штепиным (село Левино). Несколько крестьянских общин в селе Черкино и деревне Сержалы принадлежали князю Н.Н.Чолокаеву, потомку старинного грузинского рода Чолокашвили. Это был поистине удивительный человек, о котором надо рассказать особо. Воспоминания о нем в вышеназванных селах передавались (или даже передаются!) из поколения в поколение и сегодня. Князь Николай Николаевич Чолокаев родился в семье помещиков 12 января 1830 года в Моршанском уезде, учился в Московском Императорском университете. Был женат на представительнице другого уважаемого дворянского рода Екатерине Васильевне, в девичестве Давыдовой, которая была внучкой князя А.П.Оболенского. По соци
Князь Н.Н.Чолокаев. Фото из открытого источника.
Князь Н.Н.Чолокаев. Фото из открытого источника.

Во второй половине 19-го века Черкинская волость Моршанскго уезда Тамбовской губернии, включавшая в себя шесть сел и деревень,- Ивенье, Гумны, Сержалы, Михайловку, Левино и Черкино, была поделена между помещиками В.И.Шпикуловым, владевшим одной из общин крестьян в селе Черкино, И.Н.Ниполинским (деревня Михайловка), Святогоровым –Штепиным (село Левино).

Несколько крестьянских общин в селе Черкино и деревне Сержалы принадлежали князю Н.Н.Чолокаеву, потомку старинного грузинского рода Чолокашвили. Это был поистине удивительный человек, о котором надо рассказать особо. Воспоминания о нем в вышеназванных селах передавались (или даже передаются!) из поколения в поколение и сегодня.

Князь Николай Николаевич Чолокаев родился в семье помещиков 12 января 1830 года в Моршанском уезде, учился в Московском Императорском университете. Был женат на представительнице другого уважаемого дворянского рода Екатерине Васильевне, в девичестве Давыдовой, которая была внучкой князя А.П.Оболенского. По социальному статусу – князь, дворянин, выполнявший важную государственную работу и занимавший следующие ответственнейшие посты: член Государственного Совета от Тамбовского земства, гофмейстер Двора Его Императорского Величества, Николай Николаевич Чолокаев в то же время являлся и предводителем губернского дворянства (кстати, последним - с 1891 по 1918 год), гласным Моршанского уездного земского собрания, мировым судьей и, как говорится, прочая, прочая…

За добросовестное исполнение задач, которые ставили перед ним занимаемые должности и положение, по данным А.А.Швыркина – доцента юридического института ТГТУ, историка-краеведа, Н.Н.Чолокаев отмечался рядом высоких наград: в том числе орденом Святого Владимира 3-й, 2-й и 1-й степеней, орденом Святого Станислава 2-й и 1-й степеней, орденом Святой Анны 1-й степени; медалями – за труды по первой всеобщей переписи населения, в память почившего императора Александра Третьего, и не только… Князь удостоен также Знаков отличия – в частности, за введение в действие положения 19 февраля 1861 года, за земельное устройство государственных крестьян. Он отмечен и Знаком Красного Креста, серебряной медалью Общества Красного Креста за деятельность во время войны с Японией 1904-1905 годов… И на этом длинный список знаков отличия князя еще не заканчивается.

Н.Н.Чолокаеву принадлежали земли не только в селе Черкино и в деревне Сержалы, но и в селе Левино, поселениях Рассказово, Кулеватово. В 1900 году в связи с тем, что Моршанскому земству тогда исполнялось 35 лет, князю Чолокаеву как многие годы там проработавшему было официально выражено глубокое уважение. На сессии уездного земского собрания приняли решение назвать именем князя 10 земских школ по выбору Управы и больницу в селе Отъяссы. А на заседании Черкинского волостного правления от 9 июля 1912 года ставился вопрос о переименовании Черкинской волости в Чолокаевскую. Было даже принято решение спросить на то согласие его сиятельства.

Вместе с государем-императором и другими представителями царской семьи. Князь Н.Н.Чолокаев в первом ряду - в темном сюртуке и белых брюках. Фото из открытого источника.
Вместе с государем-императором и другими представителями царской семьи. Князь Н.Н.Чолокаев в первом ряду - в темном сюртуке и белых брюках. Фото из открытого источника.

В прошлом среди старожилов села Черкино не было ни одного человека, который помянул бы князя плохим словом. То был умный, образованный, добрый человек, много занимавшийся благотворительностью. В 1911 году при его непосредственном участии в селе была построена новая школа из красного кирпича (это здание сохранилось до настоящего времени). Крестьянских детей там обучали три года, причем совершенно бесплатно. Каждый год они сдавали экзамены, которые принимал лично князь Николай Николаевич, а также учитель и батюшка. Экзамен сдавали в усадьбе Чолокаева в селе Левино, где стоял его дом. Как вспоминали бывшие ученики, экзаменаторы были к детям требовательны. Зато по окончании испытания Н.Н.Чолокаев устраивал в своем доме чаепитие для всех ребят. Одаренным детям князь давал возможность заниматься в Моршанской гимназии, помогая родителям материально.

В конце 19-го века в селе Черкино была построена новая церковь – высокая, красивая, ставшая гордостью села. И эта постройка – тоже заслуга князя. Стены храма украшали прекрасная роспись, иконы. Эта церковь служила людям несколько десятилетий. А в 30-е годы прошлого века в связи с антирелигиозной политикой советской власти ее закрыли. Церковную утварь растащили, а само помещение отдали под колхозный склад. В 1951 году Черкинскую церковь разобрали по кирпичику. По некоторым сведениям, в Моршанске из ее кирпича построили МТС (машинно-тракторную станцию).

Кстати, для того, чтобы найти основание для разрушения храма, в село из районного центра приехал фотограф. Чтобы показать, какая церковь «ветхая», атеисты набросили на колокольню веревку, свисавшую до земли. На фотографии она смотрелась как трещина на стене. Благодаря этому обману, разрешение на слом церкви было получено.

Но вернемся к рассказу о князе Чолокаеве. Постоянно он проживал в Тамбове, его имением и хозяйством умело управлял приказчик Горбунов. Впрочем, в Левино Николай Николаевич приезжал довольно часто, его влекло сюда, как сейчас говорят, хобби. Дело в том, что князь увлекался ботаникой и выращивал у себя в имении экзотические растения.

А еще в селе Левино он заложил прекрасный парк. Его территория занимала 2 гектара и была отгорожена от посторонних. Располагался этот парк в нескольких десятках метров от села на возвышенности, или «на горе», как было принято говорить в народе (в парке еще относительно недавно располагалась ныне заброшенная Черкинская СОШ). В парк вела аллея из ветел. В центре стоял утопающий в цветах двухэтажный деревянный дом самого князя. От него в разные стороны расходились посыпанные песком дорожки. Повсюду стояли лавочки. Парк имел простую планировку – ряды параллельных и поперечных аллей. В центре парка была проложена липовая аллея. Она вела к реке Сержалы. В некоторых местах еще и сегодня можно встретить старые могучие дубы и липы. А еще здесь растут ель канадская, ель Энгельмана, сосна Веймутова, сосна сибирская. Сам парк занесен в Красную книгу Тамбовской области.

Впрочем, парки в то время были разбиты во многих богатых имениях. В парке же князя Чолокаева по его указанию построили оранжерею – не каждый землевладелец, даже состоятельный, мог похвастаться подобным. В оранжерее выращивались редкие южные кусты и кустарники. Их семена доставлялись князю по почте с юга страны и даже из Америки. Говорят, что из княжеской оранжереи к царскому столу в Петербург поставлялись ананасы. Работали здесь братья Миловановы – Федор, Сергей, Николай, Алексей. Старожилы свидетельствуют, что работники они были хорошие, добросовестные. У каждого растения в оранжерее стояли таблицы с их названием. Цветы там росли в огромных бочках, а те, что поменьше, - в глиняных горшках. Причем, горшки изготовлялись здесь же, в имении. Глину брали рядом, и она считалась подходящей как для изготовления посуды, так и для изготовления кирпича.

Известно, что Н.Н. Чолокаев поддерживал дружеские отношения с И.В.Мичуриным. В имении князя рос прекрасный сад с сортовыми яблонями – возможно, они были выведены самим Иваном Владимировичем. Старожилы села вспоминали замечательные сорта – «Золотой ранет», «Медвежье ушко». У некоторых сельчан до сих пор растут яблони, привитые от яблонь княжеского сада. Выращенный урожай на подводах вывозили на продажу в Моршанск. Кроме того, были у Н.Н.Чолокаева и бахчи, где выращивали отменные арбузы, дыни и тыквы.

Точно такие же ананасы выращивались и в имении князя Чолокаева.  Фото из открытого источника.
Точно такие же ананасы выращивались и в имении князя Чолокаева. Фото из открытого источника.

Имение князя вполне можно назвать образцовым, поставленным «на капиталистические рельсы». Здесь разводили собственный рабочий скот, делали инвентарь, в хозяйстве использовались наемные рабочие. Были в имении Н.Н.Чолокаева и коровы молочной породы. Молоко перерабатывалось тут же. Делали из него и масло, которое отливали в особых формах – кирпичиках с инициалами князя. Затем готовое масло упаковывали в красивую бумагу и отвозили в Москву на продажу.

Для работников из других сел в имении построили специальное жилье, в народе оно называлось «людская». Здесь же была для них и столовая. Долгое время кухаркой там работала Татьяна Васильевна Кирсанова. На сезонный труд наемные рабочие привлекались дополнительно: для заготовки сена, вывоза навоза на поля. Оплатой труда крестьяне были очень довольны.

Князь Н.Н.Чолокаев остался в народной памяти добрым барином, заботящимся о крестьянах. В трудную минуту он приходил им на помощь. Падет у кого-то корова – даст взамен из своего стада; сгорит дом – поможет построить новый… В народе сохранилась легенда, мол, когда у князя было хорошее настроение, он приказывал запрягать белую лошадь и ставил в дрожки ящик с конфетами для детей. Если же он был в мрачном расположении духа, запрягали лошадь темной масти, тогда с личными просьбами к нему лучше было не подходить.

В 1905 году, когда началась первая русская революция, затронувшая и Моршанский уезд, в имении Чолокаева было спокойно. Этот факт красноречиво говорит о добром отношении крестьян к князю.

Прошли годы, в 1917 году случился октябрьский переворот. И вот весной 1918 года в село Левино приехали представители уездной советской власти, которые призывали крестьян к погрому чолокаевской усадьбы. Увы, за несколько часов дом был разграблен, разворована мебель, одежда, посуда, зерно, сельхозинвентарь. Племенной скот порезали и поделили на килограммы среди жителей села. Лошадей из усадьбы раздали по домам. Парковый комплекс был уничтожен. Более князь Н.Н.Чолокаев в свое имение уже не приезжал. В то время он был уже в преклонном возрасте, жил один, похоронив в 1906 году жену. Умер Николай Николаевич в 1920 году в Тамбове, прожив ровно 90 лет. Но его имя останется в истории села Левино навечно. Кстати, хочу уточнить. В иных источниках фамилия князя пишется через букву «Е» - Челокаев.

Старая мельница при въезде в село Левино. Возможно, она помнит и самого князя. Фото из открытого источника.
Старая мельница при въезде в село Левино. Возможно, она помнит и самого князя. Фото из открытого источника.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В 1623 году Федор Чеботов провел первую перепись населения сел и деревень Верхоценской дворцовой волости. Тогда среди 40 селений в верховье Цны насчитывалось всего пять сел, остальные были деревнями. К числу деревень относилось и Черкино («изгиб реки» в переводе с мордовского). Иными словами, в 1623 году села составляли всего 13,6% от поселений Верхоценской волости, но уже к 1671 году процент сел увеличился до 61 %. После возведения церкви селом стала и бывшая деревня Черкино.

Вот что говорится об этом населенном пункте в писцовой книге князя Кропоткина от 1676 года: «…село, что прежде была деревня Черкино, и в том селе построена церковь. Около церкви площадь для погребения умерших во все стороны 30 сажень. В том селе Черкино крестьянских дворов – 66, бобыльских – 2 двора, 2 двора солдатских. Всего 70 дворов. Людей мужеского пола: взрослых крестьян – 66 и детей - 98, в тягло поспело 19 человек. Итого 183 человека. Всего мужеского населения 222 человека».

В «Экономических примечаниях Моршанского уезда», составленных в конце 18-го века, указано, что в селе Черкино жили удельные крестьяне, «которых числилось 571 человек в 64 домах». Местные жители занимались земледелием, бортничеством и пушным промыслом.

Крестьяне и Черкина, и Левина в 17-м веке являлись дворцовыми. В 18-м веке их положение значительно изменилось. Помещичьи землевладения быстро росли. Наиболее крупными землевладельцами Моршанского уезда были граф И.И.Воронцов-Дашков, обер-камергер Э.Д.Нарышкин, губернский секретарь П.С.Шиловский. Селом Черкино долгие годы владел один из виднейших политических деятелей позапрошлого столетия Н.С.Мордвинов (1754 -1845).

Николай Семенович поступил на государственную службу еще при Екатерина Второй. Закончил карьеру сенатором в чине вице-адмирала. В молодости Н.С.Мордвинов обучался в Англии, где основательно изучал труды экономиста Адама Смита. Знатный вельможа не раз бывал в Черкино. Все здесь тогда было устроено на «англицкий» манер, даже клумбы.

Мордвинов не был жестким крепостником, в какой-то степени он даже осознавал косность крепостного права. Его крестьяне по сравнению с крепостными соседей-помещиков жили лучше. В 1881 году на территории Черкинской волости располагались один кирпичный завод, пять кузниц, четыре крупорушки и три ветряные мельницы. Здесь проживало 4190 человек. Главным яровым посевом было просо. На озимых полях сеяли исключительно рожь.

В публикации использовалась статья учителя истории Кершборковской школы В.Парамзиной.

НЕ ЗАБЫВАЕМ СТАВИТЬ КЛАСС И ПОДПИСЫВАТЬСЯ НА МОЙ КАНАЛ!