В девяностых многие водители промывали систему охлаждения обычной «Фантой». Тогда это казалось гениальной находкой - дешево, доступно и вроде как работает. Логика была простая: если газировка разъедает ржавчину на гайках, значит, справится и с отложениями в системе охлаждения.
Со временем народные умельцы переключились на систему омывателя. Мол, там проще и безопаснее - не расплавишь случайно какую-нибудь важную прокладку. Форсунки стали брызгать хуже? Не беда, плеснул колы - и готово. Вроде бы звучит логично, если не копать глубже.
Что там внутри бутылки
Вся эта история строится вокруг ортофосфорной кислоты, которая действительно есть в составе популярных газировок. Да, она способна растворять некоторые виды налета и коррозии. Но давайте посмотрим правде в глаза - если бы концентрация этой кислоты была достаточной для эффективной очистки, люди просто не смогли бы пить такие напитки без последствий.
В стандартной банке колы сахара больше, чем в трех столовых ложках. Представьте, что происходит, когда эта сладкая жижа попадает в тонкие каналы форсунок. Правильно - они забиваются еще сильнее. Получается классический эффект «хотели как лучше, получилось как всегда».
Как-то мой приятель решил промыть форсунки на своей старенькой «Гранте» именно таким способом. Через неделю форсунки вообще перестали работать. Пришлось менять их полностью, потому что засохший сахарный сироп превратился в настоящую пробку, которую было проще выбросить, чем отмыть.
Реальные последствия эксперимента
Если форсунки забились, то проблема не в самих форсунках, а в качестве жидкости, которую вы заливаете. Дешевая омывайка, вода из-под крана летом, сомнительная «незамерзайка» зимой - вот что приводит к образованию налета и отложений.
Когда вы добавляете в эту смесь газировку, происходит следующее. Кислота действительно начинает «рыхлить» отложения. Но вместо того чтобы раствориться, крупные куски грязи отрываются и плавают в бачке. Рано или поздно один такой кусок застрянет в самом узком месте - и привет, замена форсунок.
Сахар же создает липкую пленку на всех поверхностях. Это как с чаем - пролили сладкий на стол, не вытерли сразу, потом хоть скребком счищай. То же самое происходит внутри системы омывателя.
Что действительно работает
Самый простой и рабочий способ очистки форсунок - обычная лимонная кислота из продуктового магазина.
Берете пару пакетиков лимонной кислоты, растворяете в теплой воде, заливаете в бачок и даете системе поработать. Кислота есть, сахара нет - вот и вся разница. Если хотите усилить эффект, можно снять форсунки, положить их в горячий раствор минут на тридцать, а потом продуть шприцем.
Правда, большинство автовладельцев не станет возиться со снятием форсунок. Иногда это правильное решение. Если форсунки на вашем УАЗе или «Гранте» стоят рублей по триста за штуку, проще купить новые, чем полдня ковыряться с очисткой.
Также рекомендую к прочтению:
Рекомендую также подписаться на Мой Телеграм-канал, где я рассказываю о том, как сэкономить на обслуживании авто, и какие новости происходят в автомире! Уверен, что найдете для себя что-то полезное!
С уважением, Владимир Воробьёв