Найти в Дзене

Зачем я мямлил? Ведь уже умел писать!

Оглавление

Писатель, как ни странно это звучит, должен стремиться не только к тому, чтобы хорошо писать, но и к тому, чтобы не менее хорошо говорить о написанном. Иначе он, как и я в своё время, может оказаться в весьма нелепом положении…

Моя предыстория

Примерно в 2005 – 2007 году, когда я стал более регулярно предпринимать робкие попытки продвигать своё творчество, мне довелось познакомиться с местным литератором и журналистом. К сожалению, не помню его фамилию, в памяти сохранилось лишь имя – Иван Иванович. Вряд ли сейчас вспомню и то, каким образом получилось на него выйти. Впрочем, это не важно. Главное: Иван Иванович заинтересовался мной, как начинающим писателем, и согласился ознакомиться с несколькими рассказами.

Если ничего не путаю, родители распечатали пару небольших произведений и папа отнёс их Ивану Ивановичу по указанному адресу. Спустя какое-то время он сообщил, что хочет прийти ко мне, чтобы лично познакомиться и поговорить о моём творчестве.

Домашнее заключение

Отмечу, что описываемые события происходили в те годы, когда я практически никуда не ходил. Около десяти лет выход в город являлся своего рода праздником, или, как минимум, значимым событием.

Так сложилось, что я основательно выпал из социума, а потеря зрения окончательно оттолкнула всех сверстников. Сначала отдушиной были книги (читал рельефно-точечным шрифтом брайля, слушал их на бобинах и кассетах) да музыка (родители покупали кассеты, компакт-диски, я часами гонял музыкальный центр, регулярно участвовал во всех викторинах на местных радиостанциях).

Затем в 2004 году появился компьютер, и я начал набирать, редактировать свои произведения, изначально также написанные шрифтом брайля. Через год мы подключили интернет, что позволило не только заняться продвижением литературного творчества (я создал свой первый сайт, завёл авторскую рассылку, начал отправлять заявки на участие в различных конкурсах), но и разобраться с заработком в интернете (сначала тестировал всё, что только попадалось на глаза, позднее начал создавать свои проекты, некоторые из которых оказались довольно успешными).

И лишь в 2010 – 2013 годах я с Божьей помощью постепенно разрушил все барьеры, на протяжении многих лет отделявшие меня от социума, начал проводить литературные встречи, появились знакомые, друзья, единомышленники – в общем, вырвался из четырёх стен, и моё «домашнее заключение» закончилось.

Важное событие

Поэтому встреча с Иваном Ивановичем, конечно же, стала важным событием, причём сразу с нескольких точек зрения: и как живое общение с новым для меня человеком, и как событие, связанное с моим литературным творчеством. Возможно, благодаря выше сказанному я до сих пор отчётливо помню, как мы с Иваном Ивановичем сидели за компьютерным столом, и он, задавая наводящие вопросы, пытался понять, для чего я пишу, какие именно посылы пытаюсь закладывать в свои произведения.

В частности, Иван Иванович расспрашивал меня о рассказе «Странник»: для чего он был написан, что я хотел донести до читателя этим произведением? Главный персонаж рассказа, в душе переживая личную драму, постоянно срывался с места, уходил бродить по миру. Он месяцами отсутствовал дома, находя душевный покой лишь в дороге. Во время очередного бродяжничества он встретил девушку, но и тут всё сложилось не так, как ему хотелось бы. По чьей вине? Какие выводы должен был сделать главный герой произведения, о чём надлежало задуматься читателю?..

Невнятный ответ

Сегодня, конечно же, я могу ответить на все эти вопросы, но тогда, во время беседы с Иваном Ивановичем, лишь лепетал что-то несвязное… Я и в те годы интуитивно чувствовал задумку своего произведения, но, к сожалению, не сумел объяснить её. «Ну, он пошёл, потому что было тяжело на душе… Ну, его тянула дорога – он типа цыган… Ну, там же всё написано – встретил девушку…» — примерно такими были мои ответы.

Естественно, в какой-то степени сказалось и волнение – это сегодня могу выйти к микрофону перед большой аудиторией и свободно рассказать о себе, своих занятиях, творческом пути, а в те годы мне крайне волнительно было разговаривать даже с одним незнакомым человеком. Тем более, что он был состоявшимся литератором, журналистом, а я – незрячим парнем, делающим свои первые, весьма неуверенные шаги на литературном пути.

Но, откровенно говоря, оставшись наедине с собой, я также не смог бы чётко и внятно ответить, зачем был написан рассказ про странника и что я им хотел сказать. Да и не только этот рассказ, но и все остальные – тоже. Меня цепляли образы персонажей, их судьбы, события, участниками которых они становились, но я действительно не мог пояснить, что именно хочу донести. Интуитивно чувствовал некий посыл, а вот выразить его словами не получалось.

Серьёзная проблема

И это на самом деле серьёзная проблема, с которой сталкиваются многие начинающие авторы. Тебя захватывает очередная идея, ты с головой погружаешься в её реализацию, и даже можешь написать действительно интересное, глубокое произведение. А спроси у тебя: «О чём оно?», и начнёшь нести какую-то околесицу: «Ну, он пошёл бродить… Ну, она его встретила в саду… Ну, они это… Понравились, типа, друг другу…».

И хорошо, если на пути начинающего автора повстречается опытный наставник, который не только разглядит его творческий потенциал, но и поможет в дальнейшем становлении. А если нет? Тогда велика вероятность, что от такого «чудика», не способного пояснить даже собственную задумку, попросту отмахнутся – мало ли сегодня пишущих!.. И погибнет талант, не успев расцвести!..

Поэтому крайне важно уже на старте литературного пути учиться не только выявлять зерно в собственной задумке, но и доходчиво доносить его до сторонних слушателей, включая литературных критиков. Это не менее значимый навык, как и владение письменным словом, ибо зачастую решения о том, читать рукопись или сразу отправить её в корзину, принимаются критиками, редакторами, издателями после того, как автор пояснит – о чём его произведение и почему необходимо его прочесть.

Ко мне вот понимание очевидного пришло лишь спустя годы, и потом понадобилось ещё какое-то время, чтобы превратить понимание в реальный навык. Конечно, лучше поздно, чем никогда. Но рано – ещё лучше!..