Найти в Дзене

Символизм лебедя в Средневековье

Средневековые бестиарии, посвященные животным белого цвета, демонстрируют богатую и последовательную символику. Особое значение придавалось животным с белой шерстью или перьями, что отражало их высокую оценку в христианстве.

Лебедь, а не голубь, был символом, глубоко почитаемым в средневековой культуре, несмотря на христианское уважение к голубям. Эта птица, окутанная тайной и неоднозначностью, занимала видное место в мифах Древней Греции, Рима и Северной Европы. Для средневековых авторов лебедь олицетворял множество привлекательных тем: красоту, превращения, пение и даже смерть.

Мотив превращения в лебедя был особенно дорог германским легендам. Самым ярким примером является история о рыцаре-лебеде, чьи братья были превращены в птиц злобной мачехой. Многие знатные княжеские роды, такие как герцоги Брабанта и Лотарингии, графы Булони, Эно, Лимбурга и Голландии, а также дома Берга, Клева и Жюльера, гордо возводили свое происхождение к этому загадочному рыцарю. Он, согласно преданиям, путешествовал по Рейну и его притокам на ладье, украшенной изображением белого лебедя. В землях, расположенных вдоль Рейна и Мааса, аристократия испытывала особое почтение к лебедю. Эта птица, всегда изображаемая белой, также служила знаком благородства и в других регионах. В позднем Средневековье многие князья и лорды даже "играли" роль рыцаря-лебедя на шутовских представлениях или турнирах, или же использовали его изображение в качестве герба или эмблемы.

Лебединый рыцарь
Сказание о Лебедином рыцаре дошло до нас в множестве интерпретаций. Наиболее известная версия повествует о загадочном рыцаре, появившемся в Неймегене на лодке, которую вел лебедь. Он покорил всех своей отвагой и благородством, женился и обрел богатство и власть. Однако, как и появился, он исчез, когда вернулся лебедь, оставив после себя лишь тайну.
Книга Талбота Шрусбери, Руан, ок. 1445. Лондон, Британская библиотека, MS Royal 15 E VI, фолио 273.
Лебединый рыцарь Сказание о Лебедином рыцаре дошло до нас в множестве интерпретаций. Наиболее известная версия повествует о загадочном рыцаре, появившемся в Неймегене на лодке, которую вел лебедь. Он покорил всех своей отвагой и благородством, женился и обрел богатство и власть. Однако, как и появился, он исчез, когда вернулся лебедь, оставив после себя лишь тайну. Книга Талбота Шрусбери, Руан, ок. 1445. Лондон, Британская библиотека, MS Royal 15 E VI, фолио 273.

Однако, в отличие от голубя, лебедь не является птицей, часто упоминаемой в Библии. Хотя он может быть включен в список нечистых животных в книге Левит, это упоминание не является точным. Похоже, что слово "cycgnus" (лебедь) в латинском переводе Вульгаты ошибочно передает еврейские и греческие термины, которые, скорее всего, обозначали сову. Таким образом, в Библии лебеди фактически отсутствуют. Это молчание Священного Писания ставило в тупик Отцов Церкви и их толкователей. Не имея библейских оснований, средневековые бестиарии были вынуждены искать значение лебедя в других источниках. Они обращались к трудам греческих и римских авторов, к славянским и скандинавским легендам, а также к устным преданиям. Именно там они находили достаточно информации, чтобы подробно описать эту птицу.

Одной из самых поразительных черт лебедя считалась его нежная и мелодичная песня. Утверждалось, что пара лебедей может петь в гармонии, поскольку женский голос, по мнению средневековых авторов, звучал на полтона выше мужского. Лебедь был настоящим "птичьим музыкантом". Более того, считалось, что его привлекает музыка: услышав звуки лютни или арфы, он приближался.

Пение лебедя, хоть и мелодично, несет в себе оттенок грусти и скорби, особенно когда птица предчувствует свой конец. В этот момент, ослабленный и смирившийся с неизбежным, лебедь начинает свою прощальную песнь, словно оплакивая собственную кончину. Эта долгая, жалобная мелодия может звучать месяцами. В этом лебедь служит примером для людей: он знает, что смерть – это не конец, а переход к лучшей жизни. Его мужество превосходит человеческое, ведь он поет до последнего вздоха, демонстрируя стойкость перед лицом смерти.

Пентезилия, королева амазонок
В средневековом искусстве Пентезилия обычно не предстает в одиночестве. Она часто фигурирует в составе "Девяти доблестных", популярного цикла изображений выдающихся женщин, взятых из античной мифологии. Эти "Добродетельные дамы" были геральдически оформлены во второй половине XIV века, однако их состав долгое время оставался изменчивым. Лишь Пентезилия, чьим символом неизменно был загадочный "серебряный лебедь", сохраняла постоянное место в различных источниках.
Petit armorial équestre de la Toison d 'or, Лилль, ок. 1435-40. Париж, Национальная библиотека де Франс, г-жа Клерамбо 1312, лист 248.
Пентезилия, королева амазонок В средневековом искусстве Пентезилия обычно не предстает в одиночестве. Она часто фигурирует в составе "Девяти доблестных", популярного цикла изображений выдающихся женщин, взятых из античной мифологии. Эти "Добродетельные дамы" были геральдически оформлены во второй половине XIV века, однако их состав долгое время оставался изменчивым. Лишь Пентезилия, чьим символом неизменно был загадочный "серебряный лебедь", сохраняла постоянное место в различных источниках. Petit armorial équestre de la Toison d 'or, Лилль, ок. 1435-40. Париж, Национальная библиотека де Франс, г-жа Клерамбо 1312, лист 248.

В отличие от вороны, встреча с лебедем обычно считается добрым знаком. Белый лебедь предвещает удачу, тогда как черный – наоборот. Моряки часто радуются, видя лебедя, плывущего в волнах, ведь это означает близость берега и окончание морских опасностей. В средневековой культуре существовала тесная связь между словами "знак" (signum) и "лебедь" (cygnus), что делало лебедя птицей, наделенной особым смыслом.

Безупречная белизна оперения лебедя, редкая среди диких птиц, всегда вызывала восхищение и размышления. Эта чистота и свет породили множество интерпретаций. Для одних лебедь был воплощением красоты и совершенства. Однако для других его внешняя привлекательность скрывала темную сущность. Его белая внешность стала ассоциироваться с лицемерием, предательством и порочностью. Позитивная символика уступила место более критическому, а порой и враждебному восприятию.

Лебедь стал восприниматься как надменная и высокомерная птица, осознающая свою красоту и избегающая общения с другими. Он не любил, когда его беспокоили, гордо выгибал шею и проводил большую часть времени на воде, никогда не погружаясь в нее полностью. Более того, лебедь считался вспыльчивой и драчливой птицей. Самцы часто вступали в ожесточенные схватки за самок, порой до смертельного исхода. Его также обвиняли в развратности: частые спаривания, долгие объятия с использованием извилистой шеи и агрессивное поведение самцов по отношению к самкам во время совокупления.

Наконец, из-за своей уникальности и непохожести на других птиц, лебедь часто ассоциировался с магией и превращениями. Его вид вызывал удивление и мысли о том, не является ли он заколдованным принцем или принцессой, превращенными злой феей.