Найти в Дзене
Несвежие новости.

Октябрь 1993. «Экспресс-газета» — громкое рождение самой острой и неоднозначной прессы России

Изображение https://lenta.ru/news/2025/10/02/ekspress/amp/
Изображение https://lenta.ru/news/2025/10/02/ekspress/amp/

Октябрь 1993 года. Москва, фойе «Экспресс-газеты».

В этот осенний месяц на российском рынке появился первый таблоид «Экспресс-газета», созданный при участии бывшего посла СССР в Великобритании Леонида Замятина и журналиста Владимира Сунгоркина. Газета сразу же стала скандалом: обещала быть народной, массовой и главное — не скучной. В ней освещались светская жизнь, частная жизнь знаменитостей, и даже криминальные хроники — всё, что было интересно обществу.

ОТ «КОПЕЙКИ» К «ЭКСПРЕСС-ГАЗЕТЕ»

Идея создания газеты была не новой. Ещё в советские времена обсуждался проект «Копейка» — предшественник таблоида. Однако только в 1993 году после событий 21 сентября на фоне политических потрясений Л. Замятин и В. Сунгоркин решили рискнуть и запустить «Экспресс-газету».

ПЕРВЫЙ ВЫПУСК: ОТКРЫТИЕ ЭПОХИ ТАБЛОИДОВ

Первый выпуск «Экспресс-газеты» увидел свет в ноябре — декабре 1993 года, хотя первые шаги были сделаны в октябре. С самого начала газета привлекла внимание аудитории сенсационными материалами и откровенными фотографиями, что было новым для российского рынка.

СЕРТИФИЦИРОВАННЫЙ ТИРАЖ: МИЛЛИОНЫ ЧИТАТЕЛЕЙ

В первые годы тираж газеты составлял около 800 тысяч экземпляров, а аудитория — примерно 1,2 миллиона человек. К 2006 году газета стала настоящим лидером в России, с еженедельной аудиторией в 3 миллиона читателей.

РЕШИТЕЛЬНЫЕ ГАМБИТЫ: Вклад бывших журналистов

В состав редакции активно привлекались бывшие сотрудники «Российской газеты», которые принесли свой опыт в «Экспресс-газету». Это позволило создать высококачественные телегиды, такие как «Антенна» и «Телепрограмма», которые впоследствии были проданы.

​РУБЕЖ ТАБЛОИДОВЫХ ВОЙН

«Экспресс-газета» не просто отлавливала сплетни — она их прокручивала, усиливала, подчас переходя грань дозволенного. Заголовки становились культовыми, читались всей страной, но неизменно приводили к судебным разбирательствам.

В 90-х это уже стало правилом: в месяц в адрес «Экспресс-газеты» могут подаваться по два и более иска. Звездные фигуры, чья личная жизнь попала в колкие описания таблоида, не стеснялись обращаться к судам. Среди истцов — телеведущая Ксения Собчак, Александр Абдулов, Родион Газманов и многие другие.

СУДЫ И ПУБЛИЧНЫЕ БОЙНИ

Одна из резонансных историй — иск Сергея Безрукова, который отсудил у «Экспресс-газеты» 110 тысяч рублей за публикации с негативными сведениями о семье и фото, использованные без согласия. Певица Полина Гагарина также добивалась компенсации после обвинений в оказании интимных услуг.

Но скандалы — не только плата за громкую популярность. Они стали и инструментом борьбы публичных персон с таблоидом, его «жёлтой» репутацией и методами, которые часто шли «по лезвию ножа» журналистики.

ДАЖЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ИСЧЕЗНУЛИ НЕ НЕЗАМЕЧЕННЫМИ

«Экспресс» не только светскую хронику взрывал, но и публично критиковал политиков и чиновников, порой входя в конфликт с обществом и властью. Например, газета писала о громких скандалах, криминальных историях и расследованиях, которые нередко становились предметом обсуждений в судах и общественном мнении.​

ФИЛОСОФИЯ ПЕЧАТИ: ШОК, СПЛЕТНИ, ПРАВДА ИЛИ НЕТ?

Содержание «Экспресс-газеты» часто обвиняли в преувеличениях и использовании «желтой» информации, что подтверждается журналистскими премиями «Золотая утка» — знаком качества спорных публикаций. Но именно эта «острота» и сделала ее уникальной для 90-х.

Газета ловко жонглировала тонкой гранью между журналистикой и сплетней, умея удерживать читателя до последней страницы. Для многих «Экспресс» стал не просто газетой — а «инструментом» подсматривания за жизнью элит, и даже брендом эпохи.

Влияние «Экспресс-газеты» на становление и развитие печати и журналистики в постсоветской России

Появившись в 1993 году на фоне обрушившейся после распада СССР медиа-хаоса, «Экспресс» стал одним из первых громких и массовых таблоидов, который продемонстрировал новый формат журналистики.

После либеральных реформ начала 90-х и новой законодательной базы — в частности, Закона РФ «О средствах массовой информации» (1991) — система печати резко изменилась: редакции стали юридически и хозяйственно самостоятельными, что позволило появиться частным издательствам и независимым газетам. Именно тогда рынок наполнился новыми изданиями, среди которых «Экспресс-газета» заняла особое место.

Таблоид «Экспресс-газета» сумел привлечь талантливых журналистов, которые остро и часто рискованно освещали темы светской жизни, знаменитостей и социальных страстей, фактически задав стандарт открытости и конфронтации. Его примеры резких заголовков, бескомпромиссных расследований и неукротимой публицистики повлияли на всю российскую журналистику 90-х, способствуя росту жанра расследовательской и развлекательной прессы.

В итоге «Экспресс-газета» не только отразила эпоху перемен, но и активно участвовала в формировании новой медийной культуры постсоветской России — от разрушения партийных монополий на информацию до появления коммерчески успешной, резкой, независимой и в то же время конфликтной прессы, которая сейчас воспринимается как естественное явление российского медийного пространства.