Найти в Дзене
Алексей Горин

Не в тему. Рассказ из сборника "Красные таблетки"

Учительница аккуратно положила мел, вытерла пальцы, и обвела внимательным взглядом притихших восьмиклассников. - Записываем, записываем, что сидим? Какая-то из этих тем обязательно будет на экзамене. А может и несколько. Так что у вас имеется прекрасная возможность отличиться под конец обучения в нашей школе, да, Витя? - А чё я-то сразу? – буркнул полноватый подросток с задней парты. - И правда, «чё я-то?» Ты ведь у нас на «отлично» сочинения пишешь, да? Никогда выше тройки не получал… Да и то в долг. А так как тебе в девятый класс не судьба попасть, давай, не подведи классного руководителя напоследок. - Ну, Светлана Петровна, это вообще сколько много! Да и разные ещё. Как тут подготовиться? – встрял в разговор Витин сосед по парте. - Тихонов! Готовиться весь год нужно было. И не только этот. А сейчас просто повторить и вспомнить. Кому что не понятно? Всем всё понятно! Консультация завтра в три. Кто не придёт - имеет все шансы на переэкзаменовку, - последние слова утонули в грохоте ото
Изображение сгенерировано нейросетью ШЕДЕВРУМ
Изображение сгенерировано нейросетью ШЕДЕВРУМ

Учительница аккуратно положила мел, вытерла пальцы, и обвела внимательным взглядом притихших восьмиклассников.

- Записываем, записываем, что сидим? Какая-то из этих тем обязательно будет на экзамене. А может и несколько. Так что у вас имеется прекрасная возможность отличиться под конец обучения в нашей школе, да, Витя?

- А чё я-то сразу? – буркнул полноватый подросток с задней парты.

- И правда, «чё я-то?» Ты ведь у нас на «отлично» сочинения пишешь, да? Никогда выше тройки не получал… Да и то в долг. А так как тебе в девятый класс не судьба попасть, давай, не подведи классного руководителя напоследок.

- Ну, Светлана Петровна, это вообще сколько много! Да и разные ещё. Как тут подготовиться? – встрял в разговор Витин сосед по парте.

- Тихонов! Готовиться весь год нужно было. И не только этот. А сейчас просто повторить и вспомнить. Кому что не понятно? Всем всё понятно! Консультация завтра в три. Кто не придёт - имеет все шансы на переэкзаменовку, - последние слова утонули в грохоте отодвигаемых стульев и радостных воплях.

Всё. Восьмой класс окончен. Осталось сдать экзамены, и – кто куда. Кто-то дальше в школу, а кто-то в училище или техникум. Засунув в папку листочек с наспех записанными темами, Витя начал пробивать дорогу к выходу сквозь толпу одноклассников. Через минуту всё стихло. Учительница взяла тряпку и тщательно вытерла доску.

Школьники стояли в коридоре, тихо переговариваясь в ожидании начала экзамена.

- Ты всё выучил? – Тихонов дёрнул Витьку за рукав.

- Так, почитал… - ответил тот.

- А на консультации ходил?

- Мы же с тобой вместе прогуляли, забыл, что ли?

- Точно. Что делать-то? На переэкзаменовку неохота…

- Да ладно, не бойся. На троечку-то накатаешь. По-любому что-нибудь знакомое попадётся.

- Хорошо бы… - Тихонов совершенно не разделял Витькиного оптимизма.

Двери кабинета открылись, друзья вошли, расселись по местам, достали ручки, приготовили листочки, и посмотрели на доску. Ни одной знакомой темы. Подростки изумлённо перевели взгляды на Светлану Петровну.

- Чего застыли? Пишем!

- Дак это, - Тихонов протянул руку в сторону доски, - темы-то другие!

- Во-первых, ещё один звук, и тот, кто его издаст, вылетит прямиком на переэкзаменовку, а во-вторых, на консультации нужно было ходить, да, Витя?

- Я-то чё? Я же не ходил…

- Вот именно. Всё. Тишина. Через четыре часа собираю ваши опусы. Кто закончит – может сдавать. Написали, проверили, исправили, сдали, всё, свободны.

Одноклассники, прилежно посещавшие консультации, вовсю уже строчили, кроме Тихонова с круглыми глазами, и Вити, внимательно изучавшего девственно чистый лист бумаги.

«Не, ну как так-то? Что писать? Кто эти «Недоросль» и Чацкий? Что меня привлекает в поэзии Есенина? Да ничего не привлекает… Может, вообще встать и уйти? Всё равно переэкзаменовка гарантирована», - он посмотрел на одноклассников, старательно выводивших букву за буквой. Даже Тихонов что-то отыскал в глубинах подсознания и торопился записать мысль, пока она его не покинула.

«Как тут уйдёшь… Все пишут, а я пошёл, что ли? Не, не вариант. Что же делать? И зачем только эти сочинения придумали? Я что, писателем, что ли буду? Нет. По-любому поступлю в училище, на водителя. Там писать не надо. Едешь себе, дорога вьётся мимо полей, где комбайны пшеницу убирают. Рядом деревня с бабушками, которые пирожки продают, а за ней озеро. Остановишься, искупаешься, поужинаешь пирожками. Эх, хорошо! Вот такая была бы тема – написал. Хотя… Что я теряю? Так и напишу. Пусть почитают о чём я на самом деле думаю. А то всё Чацкий да Чичиков…» - подросток решительно взял ручку и придвинул к себе листок.

Через полтора часа всё было готово. Не перечитывая и не проверяя, он поднялся, вызвав зависть одноклассников, сдал работу и вышел в коридор, облегчённо вздохнув. Дав себе мысленное обещание к переэкзаменовке подготовиться более тщательно и узнать, наконец, кто такой этот Чацкий, парень угнетённо поплёлся домой.

Тяжёлая сумка оттягивала плечо. Светлана Петровна который раз подумала о том, что зря она забрала тетради домой на проверку. Ещё и в магазин зашла. Теперь тащить всё. Это в молодости легко можно от школы сумку и пару пакетов с продуктами принести. Даже почти бегом. А потом ужин приготовить и полночи тетрадки проверять. Сейчас всё не так радужно. Она остановилась, перекладывая сумку.

- Здравствуйте, Светлана Петровна! Давайте я вам помогу, - высокий, стройный молодой человек в модном костюме протянул руку. – Вы меня не помните?

- Минутку, - женщина поправила очки и вгляделась в улыбающееся лицо, - да неужели? Витя! То есть Виктор! Да-да, помню, помню… Что ж, помоги.

- А вы всё трудитесь? Не на пенсии?

- Викто́р! Не такая я и старая, чтобы трудовую деятельность заканчивать… Ты-то как, где работаешь?

- Всё хорошо, спасибо. Закончил училище, отслужил, в институт поступил, красный диплом, кстати. Аспирантуру предложили, сейчас к защите докторской готовлюсь.

Учительница сняла очки и потёрла переносицу.

- Знаешь, а ведь я чего-то подобного ожидала, когда твоё сочинение прочла. Не зря ты за него «отлично» получил. Но дело даже не в оценке. К сожалению, я поздно увидела, что ты в состоянии вырваться из рамок, ограничений, а такие люди многого добиваются.

Сборник "Красные таблетки"

Мой Телеграмм