Русский француз Генрих Афанасьевич Брокар (Анри Брокар) прославился еще до Октябрьской революции своей продукцией, в частности парфюмом. Об этом можно прочесть тут⬇️
Но производство началось с другого продукта, с выпуска мыла.
Первый Брокар из династии парфюмеров, Атанас (отец "нашего" Брокара), переехал из Франции в Москву в 1861г.
В этом же 1861г к нему в Россию переехал и Генрих, с сохранением французского подданства.
*Генрих Брокар был хорошим парфюмером, перенявшим семейные рецепты и знавшим парижскую парфюмерную моду.
С августа 1861 и до конца 1863г Генрих Брокар прослужил главным парфюмером на фабрике российского купца Константина Гика, потом основал собственное производство.
Для приобретения капитала Брокар продал известной французской фирме «Рур Бертран» открытый им способ изготовления концентрированных духов за 25 тысяч франков.
После чего открыл свою первую парфюмерную фабрику, 15 мая 1864г в Москве, в Тёплом переулке.
На предприятии работало всего 3 человека (сам Генрих Брокар, его ученик Алексей Иванович
Бурдаков и рабочий Герасим), из оборудования – три котла, печка, каменная ступка.
Фабрика в день выпускала всего 60—120 штук мыла, которые Генрих Афанасьевич лично развозил на повозке по лавочкам.
Благодаря Брокару исчезла грань между простонародьем и знатью – запах. После мытья туалетным мылом от Брокара, простолюдин пах так же, как офицер, банкир или князь.
Но в начале своего бизнеса Брокар столкнулся с проблемой: русский народ, часто посещавший баню, вместо мыла пользовался березовыми вениками и золой.
Вместо дорогого мыла в гигиенических целях использовали глину, щелок, отвары трав, корни мыльнянки и золу.
Мягкая щёлочность золы использовалась в народе для отбеливания тканей и осветления волос.
Для привлечения новых покупателей из народа супруга Брокара Шарлотта предложила удачный ход: для нелюбящих умываться детей выпустить мыло- игрушку, превращавшую умывание в приятную забаву.
Супруга Брокара Шарлотта Реве не только активно помогала мужу в работе с клиентами, но и помогала изобретать новые марки, названия, дизайн, рекламу и даже акции. Именно Шарлотта- автор революционных идей: дешёвого фигурного мыла для малышей в виде зайчиков, собачек и кошечек, "мыльного алфавита" для детей постарше – с буквами русской азбуки, а для взрослых – разноцветного мыла в виде овощей.
В 1865г Брокар запускает в производство доступное «Детское мыло» за 1коп с оттиском букв русского алфавита на каждом бруске. Желающие могли собрать всю азбуку. Многие юные москвичи выучились читать по "азбуке Брокара".
Из-за недорогой цены, мыло стало востребованным в любой семье, включая обитателей русской глубинки, привозящим из города полезный сувенир.
Продукция фирмы Брокара пользовалась огромной популярностью. Изначально планировалось выпускать продукцию, доступную всем слоям населения.
*Один из «титулов» Анри Брокара - «Поставщик двора ее Императорского высочества великой княгини Марии Александровны герцогини Эдинбургской». Продукцию Брокара поставляли ко двору короля Испании. Поставлялась она и в другие страны.
Продукция русского француза отличалась Премиум качеством и необычным видом.
Например, его фирма выпускала фигурное мыло.
Так появилось мыло в виде шара- «Шаромъ», названное на французский манер, диаметром чуть более 4 см и стоимостью в 5 копеек. Другое фигурное мыло «Огурцомъ», стоимостью в 1 коп., не отличающееся по внешнему виду от настоящего огурца, не сходило с прилавков российских магазинов почти четверть века и раскупалось как игрушка.
Выпускались серии "Овощи", "Фрукты". Форма мыла была приближена к натуральным овощам и фруктам.
Производимое мыло "Мандарины" было похоже на оранжевые мандарины с двумя зелеными листочками. Мыло упаковывали, как и настоящие мандарины, в деревянные ящики и опилки- именно так, как упаковывали настоящие фрукты.
Мыло "Кукла" продавалось сразу в мыльнице, сделаной в виде игрушечной ванночки.
У "Брокар и Ко" была цель: выпускать доступное для народа дешёвое мыло. Но и такое мыло выглядело интересно и презентабельно.
Выпущенное Брокаром мыло «Народное», стоило всего 1 копейку за брусок.
Брокар первый придумал рецептуру прозрачного мыла.
Разработали рецептуру и выпускали новые разновидности, несколько десятков разнообразных сортов: «Глицериновое», «Мятное мыло», «Русское мыло», «Кокосовое мыло», «Яичное», «Мраморное», «Дегтярное», «Розовое», «Миндальное». Каждое с какой-нибудь затеей.
С 1865г продукция Брокара
участвовала в российских выставках.
На волне патриотизма, во второй половине XIXв – начале XXв городская и сельская интеллигенция старалась всячески приобщиться к национальным традициям русского народа.
В моду вошла вышивка крестом, берущая за основу народные узоры.
Интересно: до революции говорили "вышивка крестом", современное "вышивка крестиком" появилось в советское время.
В гардеробах горожанок и представительниц аристократии появились платья и костюмы à la russe, в русском стиле.
Дамы сами вышивали народные орнаменты на юбках и передниках.
Выпускались альбомы узоров для вышивки со схемами: "Сборник южно-русских узоров", "Альбом образцов вышивок", с адаптированными "народными узорами".
Именно благодаря выдумке Шарлотты печатать на упаковке мыла схемы для вышивки, мыло стало более популярным, а схемы распространялись с огромной скоростью. Прекрасный пол в то время поголовно увлекался вышивками.
В упаковки с мылом вкладывались схемы вышивок для скатертей, салфеток, полотенец. На мыло с такими «добавками» спрос был невероятный.
Прилагемые к мылу схемы популярной вышивки называли "премии". Сегодня их назвали бы "бонусом". Вышивку по этим схемам стали называть "мыльной" или "брокаровской".
К мылу для детей среднего возраста упаковывали "премии" с познавательными картинками.
Рисунок вышивки размещался на внутренней бумажной упаковке мыла:
"Продаётся глицериновое мыло в оранжевой обёртке с русским рисунком в виде премии"(в рекламе продукции Брокара 1890г).
В брокаровских схемах для вышивки преобладали растительные мотивы не характерные для русской вышивки, цветовая гамма была расширена.
* Сотрудники "Брокар и К°" посещали деревни и собирали образцы узоров, наиболее популярных у крестьян. Затем эти узоры перерабатывались в схемы для вышивки крестом. И к каждой упаковке "брокаровского" мыла прикладывалась бесплатная схема с узором, более- менее знакомым деревенским жителям.
Из книги "Русский народный свадебный костюм":
"...сорта брокаровского мыла — «Сельское», «Русское», «Национальное» и другие, снабженные яркими обертками, на которых печатались схемы узоров для вышивания крестом в так называемом русском стиле."
На схемах изображались природные мотивы ("птичьи", "звериные", растительные).
Схема вышивки с изображением французской розы вышивки крестом на миллиметровой бумаге, легко переносившейся на домотканое полотно, была особенно популярной. Помимо этого в моду входили буквы, надписи, сценки из жизни.
Предлагаемые фирмой Брокара мотивы орнаментов в виде стилизованных гирлянд из реалистично трактованных цветов (розы!), геометрических мотивов и разнообразных фигур теперь воспринимались как «истинно народные», поскольку заимствовались,стилизовались, переносились художниками с подлинных образцов крестьянского творчества.
Вышивались "брокаровские розы" обычно чёрной и красной нитью. Особенной любовью пользовалась схема в виде бордюра из розочек и листьев.
Курьез: благодаря брокаровским популярным схемам, роза, которую знали далеко не во всех регионах России, получила распространение и стала садовой "королевой цветов".
Анри Брокар скончался в 1899г в Каннах, куда поехал подлечиться. Его похоронили под Парижем в фамильном склепе Брокаров, в абсолютно чужой земле.
Вся его жизнь была посвящена Москве, России.
В день погребения Брокара в католической церкви Святого Людовика на Малой Лубянке состоялась заупокойная месса. Весь интерьер церкви, включая колонны, в этот день был задрапирован черными лентами. Посреди храма установили пустой катафалк. Его окружали около сотни венков.
Так в России проводили в последний путь "русского француза", великого парфюмера Генриха Афанасьевича Брокара.
О появлении мыла вы можете прочесть тут⬇️
Иллюстрации взяты из интернета. Лайки улучшают вашу Карму.