Найти в Дзене
Литературный салон "Авиатор"

Про женщин-командиров на флоте

Виктор Румянцев Не подумайте, я ничего плохого не имею против женщин: менеджеров, владеющих кафе, ресторанами и даже, к примеру, работающими директором завода, как это вы должны помнить из известного всем фильма. В общем, женщина-командир может быть на любом предприятии, но, по моему личному, но очень твёрдому убеждению, не капитаном дальнего плавания. Нет, ум у дошедшей до капитанского мостика дамы я оспаривать не стану, это нехорошо. Всем известна капитан траулера Анна Щетинина. Если мне память не изменяет, ей ещё было присвоено звание Героя соцтруда. Абсолютно уверен, что заслуженно! Разговор не о них. Я на простом примере попытаюсь вам доказать, что женщина на мостике - это нонсенс и вот по какой причине… …Впрочем, причина будет следствием и к ним ещё надо как-то плавно подобраться. Итак. После набора достаточного плавательного ценза я получил диплом Штурмана Малого Плавания и был направлен «на обкатку» на морской спасательный буксир (МСБ) «Строгий». Коротко его называли «Спасателе
Оглавление

Виктор Румянцев

https://www.rbc.ru/rbcfreenews/68a6214d9a7947ca26730cc3?utm_medium=share&utm_source=app_ios_reader
https://www.rbc.ru/rbcfreenews/68a6214d9a7947ca26730cc3?utm_medium=share&utm_source=app_ios_reader

Введение

Не подумайте, я ничего плохого не имею против женщин: менеджеров, владеющих кафе, ресторанами и даже, к примеру, работающими директором завода, как это вы должны помнить из известного всем фильма. В общем, женщина-командир может быть на любом предприятии, но, по моему личному, но очень твёрдому убеждению, не капитаном дальнего плавания. Нет, ум у дошедшей до капитанского мостика дамы я оспаривать не стану, это нехорошо. Всем известна капитан траулера Анна Щетинина. Если мне память не изменяет, ей ещё было присвоено звание Героя соцтруда. Абсолютно уверен, что заслуженно!

Разговор не о них. Я на простом примере попытаюсь вам доказать, что женщина на мостике - это нонсенс и вот по какой причине…

…Впрочем, причина будет следствием и к ним ещё надо как-то плавно подобраться.

Работа на спасательном буксире

Итак. После набора достаточного плавательного ценза я получил диплом Штурмана Малого Плавания и был направлен «на обкатку» на морской спасательный буксир (МСБ) «Строгий». Коротко его называли «Спасателем» и он имел на это полное право ! Но в данный момент он никого не спасал, а стоял себе в Рижском морском рыбном порту в ожидании большого ремонта и выходить в море отнюдь не собирался. Старпом корпел над ремонтными ведомостями в черновом виде, а я с утра и до позднего вечера перепечатывал все на машинке, используя один единственный палец. Почему один? Глупый вопрос! А где взять ещё девять, если никто нас не учил машинописи в мореходке! Спасибо и за один, который я вполне себе обкатал, на «Строгом», создав благотворную почву для второго пальца на всё своё светлое морское будущее.

Мы несли суточные вахты по очереди: старпом, 2-й штурман (женщина) и я. Они оба были рижанами, а у меня - ни кола, ни двора. По этой причине они частенько уезжали вечером домой, оставляя меня за бдящего-вахту несущего. В принципе, я не возражал, потому что ремонтных ведомостей было очень много и за день я физически не успевал их обработать. А тут ещё перешвартовки…

Судно в отстое, значит оно подключено к береговому источнику питания, дизель-генераторы либо разобраны, либо просто остановлены в целях экономии дизельного топлива. А порт жил полной жизнью и очень часто занятый нами причал требовался для другого судна по той или иной причине. Вот тогда и начиналось для меня самое интересное! Диспетчер порта предупреждал нас за пару часов о перешвартовке к другому причалу или к борту какого-нибудь судна, потом приходил лоцман и один буксир и они перетаскивали нас на новое место. Очень часто это случалось ночью, а присутствие на мостике вахтенного штурмана было обязательно, поэтому глаза у меня были перманентно красными, как у кролика-альбиноса.

Мои обязанности заключались в том, чтобы осуществлять связь между мостиком и носовой и кормовой швартовными группами. Спасатель - судно небольшое и при отсутствии на борту электроэнергии мы вполне обходились собственными глотками, общаясь на полноценном флотском сленге, который, в основном, нёсся в мою сторону, особенно от боцмана. Надо сказать, что на спасателях экипаж держался чуть ли не десятилетиями и каждый мнил себя чуть ли не богом, ну, или королём. Я не мнил себя ни кем, потому что был сопливым штурманёнком и не особенно по этому поводу заморачивался. Но швартовки проходили всегда идеально, благодаря лоцману, экипажу и, наверное, немножко мне.

Второй штурман, вернее, вторая штурманиха была из местных. Звали её Тайга. Не ТайгА, а ТАйга. В латышском языке подавляющее количество слов имеет ударение на первый слог. Тайга на мой взгляд была совсем ветхой старухой, ей было лет сорок пять или что-то около того.

Инцидент со швартовкой

Одним солнечным утром она приняла вахту, а я завалился спать, потому что ночью было две проверки – портнадзор и пожарники. Они часто по ночам приходили в надежде на то, что им нальют. Мы всегда дежурную бутылку на мостике держали. Не нальёшь – составят акт пунктов на десять, замучаешься исправлять замечания. В общем, по этой уважительной причине я рухнул в койку и отключился.

Проснулся от того, что боцман изо всей силы трясёт меня за плечо:
– Третий, б.., вставай, б.., и дуй на мостик, ёпрст!!!

Спросонья не мог врубиться в ситуацию, но «дракон» практически на руках поднял меня по двум трапам и впихнул (в одних «семейных») на мостик. На мостике громко орали. Орал лоцман. Орала Тайга. К ним присоединился боцман. А я стоял и хлопал глазами, пытаясь вникнуть в корень вопроса, в глубь проблемы, и желая срочно спуститься в каюту и одеть треники. Не дали!

Когда страсти немного улеглись, боцман предложил мне дублировать команды лоцмана и руководить действиями швартовщиков. Я был немало удивлён и даже смущён, а Тайга демонстративно уселась на капитанский стул и, сказав очень длинную матерную фразу, надолго замолкла.

«Строгий» с ошвартованным к нему буксиром тихо лежал в дрейфе метрах в пятидесяти от нужного причала. Я окончательно проснулся и предложил лоцману вести судно на швартовку. Мы очень быстро ошвартовались и я завалился спать до обеда. Знаете ли, проспать обед при наличии отсутствия денежной массы в кошельке – это преступление против самого себя, а ведь я не преступник!

Заключение и мнение автора

На обеде я обратился к боцману:
– Валентин, а что это было? На кой хрен ты меня поднял с кровати, если на мостике штурман была?

Из боцмана к обеду пар тоже вышел и он уже не сверкал свирепо глазами:
– Понимаешь, Витёк, ну не можем мы нормально работать, если нами командует баба! Я в таких штормах побывал, что тебе ещё и не снилось, я под воду к днищам и винтам аварийных судов сотни раз спускался… Мужская это работа, запомни, сынок! А тут как услышим с мостика визг, а не нормальный рык, так и руки даже задницу почесать отказываются, а не то, что швартовы травить-выбирать.

Такая вот история и такой вот сюжет. Я согласен с боцманом. Есть такие профессии, которые по определению не должны выполнять женщины. Пусть они на меня не обижаются, красавицы штурманихи, коих в сегодняшнее время вполне достаточно на морских торговых судах.

Но это моё мнение.
Личное.

История 71. Про женщин-командиров на флоте (Виктор Румянцев) / Проза.ру

Предыдущая часть:

Продолжение:

Другие рассказы автора на канале:

Виктор Румянцев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен