Для начала необходимо определится с понятиями. В этой статье будет рассматриваться концепция в рамках системы проектной документации для строительства (далее - СПДС). Сам же термин (ввиду отсутствия официального определения), я бы определил следующим образом:
концепция архитектурного освещения - документ СПДС, описывающий в графическом и/или текстовом виде художественные, заведомо технически реализуемые и безопасные, решения по архитектурному освещению данного объекта, являющийся одновременно заданием для разработки проектной и/или рабочей документации подразделов "Архитектурное освещения" и АГР/АГО.
Если разложить это неприлично громоздкую фразу по пунктам, то концепция архитектурного освещения:
- является частью документации предназначенной для последующего реализации на объекте строительства;
- должна содержать в себе графические и/или текстовые материалы для описания художественных решений в рамках концепции;
- из предоставленной документации должно очевидно следовать, что существует как минимум один способ реализации этой концепции в рамках действующих требований безопасности (допускается указание конкретных технических решений);
- в качестве задания для разработки проектной документации должна включать себя целевые показатели (допускается указание конкретных технических решений);
- должна нести в себе материалы, необходимые для включения в подраздел АГР/АГО.
Размышления и комментарии по пунктам
1,2 -думаю, тут понятно. Концепция архитектурного освещения существует не сама по себе, а для определенной цели и в ней есть "картинки".
3. способ реализации и безопасность
предвижу возмущение дизайнеров - "если мы должны все это знать, что зачем тогда инженеры?" Что тут сказать... Дизайнер - это и есть инженер, точнее говоря, проектировщик, только на басурманском. Так что да, должен знать (тут надо заметить,что басурманские дизайнеры ничем не лучше отечественных, световые деревья на откосе, поставленные прямо на камеру жироуловителя мне долго снились в кошмарах).
Знакомая ситуация? (с). Имеется здание в пределах города, дизайнер следуя богомерзкой моде использует болларды для освещения дорожек и располагает эти болларды с шагом в 3м. Но вот незадача - под углом к дорожке проходит теплосеть, шириной в 2,5 м. В результате минимальное расстояние между боллардами возрастает до 5-6 м. И ведь теплосеть там не одна, там еще канализация, напорный водопровод (тут вообще может потребоваться считать призмы обрушения) - и вот уже вместо ритмичного ряда боллардов получаются "выбитые зубы". И далеко не факт, что заказчик оценит такую "синкопу", не говоря уже о соблюдении положений СП52.13330.2016. В таком случае при разработке концепции надо учитывать подземные сети. Или принимать решения, менее зависимые от подземных сетей - скажем, если опоры расположить на расстоянии 30 м, то +/- 2м разницы в ритме будут незаметны как визуально, так и по освещенности (яркости). Решение - за дизайнером.
Знакомая ситуация-2. Имеется высотное жилое здание со светлым фасадом. Внутренний угол здания имеет часть глухой освещаемой стены, но к ней примыкает стена с окнами. Все это на большой высоте,поэтому яркость фасада должна быть значительной. Как гарантировать, что при соблюдении целевой яркости освещаемого фасада освещенность на окнах будет соответствовать требованиям? Это может сделать только дизайнер, путем расчета.
С другой стороны, если у вас не возможности нарушить эти нормы - например, вы освещаете административное здание - то и расчеты вам и не нужны. Поэтому детализация документации может быть определена только индивидуально.
4. задание
Вы нарисовали красивую картинку, но... На стадии проектирования она была понята неправильно. Светотехник рассчитал яркость "с запасом" и на 15 этаж ЖК толпой повалили комары. Возмутительно? Но предъявлять претензии тут некому - светотехнику неоткуда было знать какие целевые показатели закладывал дизайнер.
Хорошо, когда проектировщик хороший и плохо, когда он плохой, но дизайнеру будет сложно повлиять на это. Проектировщик работает в рамках выданных заданий и любые неясности трактует на свое усмотрение. Это может как плохо, как в описанном примере, так и хорошо - если ситуация вдруг измениться.
В данном случае приложение светотехнического расчета кажется универсальных выходом, но это не совсем так. Например, в случае, когда договор заключен на полный комплекс проектирования (концепция, ПД, РД) задания становятся внутренним дело организации. В этом случае детализацию концепции можно и подсократить.
5. АГО/АГР
тут хотелось бы услышать мнение тех, кто эти разделы разрабатывает и согласовывает. Сущность это новая, пока я слышал лишь о таинственной "презентации", без какой-либо конкретики. Между тем вопросов много - например, нужны ли и кто должен разрабатывать фотореалистичные визуализации освещения? Опять-таки - за чей счет?
Несколько общих соображений
Одним из важнейших принципов технического проектирования, который считается настолько очевидным, что его даже не всегда включают в ГОСТы, является принцип минимализма в достижении назначенных целей. Не только в решениях, но и в объемах предоставляемых документов. Объем предоставляемой заказчику документации должен быть минимально достаточным (в т.ч. - в детализации) для реализации заявленных документацией целей.
Можно формализовать состав конкретных графических и текстовых документов, но нельзя формализовать их детализацию - она всегда будет вопросом "понятности" и "уточнения", которые будут вопросом переговоров между подрядчиком и заказчиком. Поэтому иногда в концепции достаточно будет пары скетчей с пояснениями, а иногда - потребуется выполнить светотехническую часть проекта и, может даже, часть электротехнической - пусть и на уровне эскизов.
При этом надо понимать, что любой документ в составе должен быть чем-то обусловлен, поэтому копирование чужих образцов часто приводит к недопониманиям. Списывать тоже надо с умом.
Еще одно соображение касается понятия "очевидность", упомянутого в п.3. В общем случае, чем более контрагент квалифицированный в данной области, тем меньше ему приходится объяснять элементарные, казалось бы, вещи. Таким образом, на стороне заказчика должен присутствовать специалист, способный оценить предоставленную концепцию не только с художественной, но и с технической точки зрения, причем именно световую часть (хотя и к электрической в редких случаях должны быть вопросы). Наличие такого специалиста будет на пользу обеим сторонам - заказчик значительно снизит вероятность принципиальных ошибок, а подрядчик не будет вынужден расписывать каждый чих в своей концепции.
Формальный состав концепции архитектурного освещения, основанный на документах Москомархитектуры можно посмотреть здесь:
(c) Малинин В.А., 20.10.2022 г
Покупайте наших слонов!