Маленький городок, неблагополучная семья, несчастная девочка, которая выросла, уехала, сменив имя, чтобы ничто не напоминало о детстве, но вытравить из себя ту нелюбимую, забитую, во всем виноватую малышку так и не смогла. И вот начало спектакля: взрослая уже героиня возвращается на малую родину на пару, как она думает, дней: похоронить отца и продать квартиру. Но шоу, конечно, пошло не так, и девушке пришлось подзадержаться…
Что, думаете вы, тема отцов и детей избита, а про неблагополучных граждан слушать неохота, так как и своих проблем полно? Не спешите с выводами. Когда окунаешься в происходящее живьем и подхватываешь эмоции вслед за актерами, особенно за главной героиней Жанной (Лилия Волкова), есть шанс, продравшись сквозь состояние безнадежности, прийти к эмоциям светлым, подумать о своих отношениях с родителями (даже если отношения отличные), возможно, даже прийти к примирению с собой, как это делает Жанна. По большому счету, спектакль именно о принятии себя со всеми своими дурными тараканами – как наползшими стараниями родителей много лет назад, так и заведенными самостоятельно позже. Есть ли хоть один человек, у кого бы их не было? Что-то не видать:)
Смотрела я спектакль, и вспомнилась картинка. На прошлой моей квартире окна выходили к небольшой садик, где иногда ночью гуляли собачники. Представьте: тьма египетская, окна все или почти все погашены, иногда дождь/снег, и посреди темноты – свет маленького движущегося фонарика. Когда первый раз увидела, вздрогнула, а бедным собачникам деваться-то некуда: надо! И это ужасно похоже на героиню спектакля Жанну, которая тоже идет в одиночку и без особой радости, зато с риском вляпаться во что-то нежелательное. Жанна в своей жизни вляпалась во ВСЁ: начиная с отца-алкоголика и поломанной психики, потери ребенка и проблем с работой и заканчивая посмертной подлянкой от отца и связанными с этим злоключениями. «Бойся, я с тобой!» – словно нашептывает постоянно девушке из-за левого плеча ее провальное детство голосом горе-папаши.
Но автор Татьяна Загдай, на наше счастье, сочинила не статью по психотерапии и не жалостный сценарий для сериала, а талантливую и местами очень смешную пьесу. Зритель регулярно улыбается, хотя тема не из легких, плюс постановка Павла Пархоменко интересная. Это талантливейший режиссер, до сих пор всем знакомым пиарю его «Воскресение» в театре Гоголя, а сама жду терпеливо его «Ревизора» в Моссовете. На редкость трудный путь к премьере у «Ревизора», но я не теряю надежды и мысленно поддерживаю Павла.
Вернемся к «Человеку…» Жанна разъезжает по малой родине с позитивным, но не наделенным чрезмерным запасом этических норм соседом Костиком. Играет Андрей Смирнов, и это каждый раз песня, потому что хоть и вижу его часто в других спектаклях, но все равно тут приходится бороться с чувством, что сам актер такой, как Костик: уж больно образ живой и убедительный. Разумеется, актер не такой, но он явно насмотрелся на такого рода Костиков:) Кстати, кто еще не смотрел в Моссовете «Женитьбу», исправляйтесь: там у Андрея тоже весьма запоминающаяся роль, хоть ему и не пришлось сильно утруждать себя зубрежкой текста:))
Второй попутчик Жанны менее привлекателен. Это, понимаете ли, труп любимого бати, которого надо похоронить, а ритуальные услуги в праздники не работают. Чай, не Москва. Труп (играет Леонид Евтифьев. Браво!) ведет себя не очень-то спокойно, Костик тоже не сказать что джентльмен, в морге никак не хотят брать тело без справки … в общем, Жанну окружает масса добрых людей, постепенно сжимающих кольцо:) А тут еще воспоминания мучают. Ей плохо, ей очень плохо, глаза совершенно мертвые, вообще не верится, что она умеет улыбаться. На поклонах мы видим совершенно другое лицо и взгляд:)
А кто не посмотрел еще Лилию Волкову в «Машеньке», тот сам себя лишил большой радости. Я уже смотрела и собираюсь снова, как только поймаю любимый состав (Ксения Комарова, Михаил Филиппов). Лилия играет там без замен, играет чудесно. Портит спектакль только современный пакет (а действие-то в 1940 году), но тут актеры не виноваты. Ничего, один пакет перетерпеть можно, это вам не много месяцев отсутствующие крючки в некоторых кабинках нижней дамской комнаты.
Тяжелые сцены перемежаются с отдыхом для зрителя, чтобы зал выдохнул. А тяжелое снимать, пардон, рука не поднимается: смотришь-то с напряжением… а потом снова приходишь на спектакль:)
Впервые увидела в «Человеке…» Павла Усачёва, и мне он ужасно тут понравился! У Павла талант смешить почти такой же, как у Владислава Боковина (это был комплимент Павлу, если кто не понял). Он – вернее, они, то есть персонажи Павла – обращают на себя внимание всегда, даже когда актер просто в собачьей маске, а уж как потешно было наблюдать за ним в сцене со взяточниками, особенно когда герой получал от начальницы резиночку от денег – его долю мзды:))) Я так смеялась:))
И отдельно про Веру Каншину. Лилия Волкова – главный паровоз постановки, эмоции ее героини либо подхватываешь и спектакль нравится, или не подхватываешь, и спектакль мимо или не нравится. А Вера Каншина – это начальник аж трех станций, на которых останавливается паровоз. Три офигительных и очень разных персонажа в исполнении Веры Васильевны! 1) Замумуканная пожилая соседка, пытающаяся приврать Жанне про последние минуты отца, хотя ложь никому не нужна. О, я знаю, знаю этот тип женщин, которым надо, чтобы все выглядело прилично, даже если для этого надо соврать! 2) Огонь-дама лет на 20 моложе соседки из предыдущего пункта. Крутит своими молодыми красавчиками-подчиненными и явно получает от этого удовольствие. 3) Служительница крематория. Самый смешной и укуренный эпизод спектакля, мой любимый. Как рвется вперед маленькая героиня, как ей жизненно необходимо толкнуть речь (никому, кроме нее, естественно, не нужную). Восхитительный абсурд!
А самая героическая роль у Александра Емельянова. Тут без комментариев: приходите и смотрите сами. Признаться, во время этой сцены я немного стесняюсь и стараюсь смотреть на Лилию:) Александр будет не робкого десятка!
Итог. «Человек в закрытой комнате» – спектакль про тьму, но оставляет ощущение света. Рекомендую! Обратите внимание: 18+, ознакомительное видео можно посмотреть на страничке спектакля на сайте Моссовета.
На поклонах Андрей Смирнов с коллегами поздравили Леонида Евтифьева, у которого на днях был день рождения. 87 лет, однако! Самые искренние поздравления!