Сразу скажу, что ответа на этот вопрос у меня нет, одни размышления и предположения.
Сильно все изменилось в мире. Раньше родители прислушивались к учителям, в случае подозрения на какое-то отклонение от нормы направлялся особенный ученик к специалистам, а там уже рекомендации, предписания, скорректированная программа. Если же маме говорили, что ребенок ее набедокурил, ему прилетало и в другой раз он уже подумает стоит ли так поступать, ведь за преступлением следует наказание. А сейчас? Очень вряд ли будет наказание, накажут скорее учителя, ну или хотя бы обвинят.
-Плохо вы объясняете!
-За детьми не смотрите!
-Вы моего Петю просто не любите!
И все в таком духе.
В пятницу одна мама обвинила меня в нелюбви к ее сыну.
Вот Петя говорит, что все списывают, вы замечаний не делаете, а если он списать пытается, так сразу виноват. А я ему говорю: "Доставай телефон и списывай! Хуже других что ли?!"
Странная позиция, по-моему. С этим мальчиком вообще беда, у него что-то вроде дисграфии или дислексии (не специалист я, но отклонения очевидны). Еле-еле его в началке за уши тянули, не могли научить писать, там буквы скачут, переворачиваются, заменяют друг друга, зеркалят. Надо было на повторный год оставлять, да к дефектологу на консультацию сводить, но родители воевали и настояли-таки на своем. А теперь он в 6 классе так пишет, что и понять ничего нельзя. С разговорной речью тоже сложно, провляется даже вне уроков.
Досталась Пете роль маленькая, всего в пару строк, можно было и вовсе не давать, но я хочу, чтобы все мои дети были вовлечены, считаю правильным. И вот не мог Петя сказать фразу:
Уже было поздно.
Вместо этого раз за разом повторял:
Уже было позднее.
Я ему объясняла про падежи, но понимание так и не пришло. Одноклассники хором твердили:
ПОЗДНО!
А он опять:
Позднее.
На -дцатой репетиции наконец-то сказал как надо, аж сам доволен)
Этот эпизод я рассказала маме, когда она мне в очередной раз за "двойки" выговаривала, пыталась донести родительнице, что проблемы надо решать, а не отрицать. Сейчас унего в четверти выходит четыре "неудовлетворительно", все из-за речевых нарушений, он читает ужасно, а пересказать не может совсем, ну и написать тоже. При этом на перемене вполне внятно рассказывает про свои насыщенные выходные. Вот что это?
Мама на меня наехала, сначала кричала, потом успокоилась, я была с ней терпелива и конфликту разгореться не дала. Да, с мамами приходится быть еще более терпеливым, чем с детьми.
Про списывание ответила честно:
Есть такая проблема, списывают виртуозно. Сдают телефоны со звонком, но в кармане у каждого второго другой телефон, умудряются косить глазом под парту так, что учитель и правда не видит, не может поймать за руку. Петя преувеличивает, говоря, что только ему одному списывать не дают, а остальные даже не прячутся. Еще как прячутся! И родители это одобряют, прикрывают своих детей.
Вам кажется это неправдоподобным? А так и есть! Одной маме еще в прошлом году намекала, что ее отличница давно липовая, если посадить в "голой" комнате, то и на 4 не сделает. На что мама возмутилась так, что больше я попыток не предпринимала. Вот только как она потом на ОГЭ свои "пятерки" подтвердит? Может и там списать удастся.
Дальше мама Пети перешла в стадию обороны:
Ему просто не дано! У меня самой по английскому еле-еле 3 была.
И стала она мне рассказывать про свою учительницу, про "школьные годы чудесные", оправдывая неуспешность сына чем угодно, только бы ему тоже "троечку" нарисовали.
-Я могу нарисовать, не жалко. Ему английский не сдавать уж точно. А русский??? Он же фамилию и отчество путает! Недавно завуч за него поправляла в интерактивной работе, т.к. он вбил: Петя Краско Васильевич. С чем мы на ОГЭ пойдем? С телефоном?
-А хоть бы и так! Не пойман - не вор!
-Ну хорошо, если не пойман...
В субботу разговор возобновился, точнее, голосовые она мне прислала в пятницу в 11 вечера, я не стала слушать, а утром перед йогой уже в машине прослушала, там опять все то же самое.
Вот чего она от меня хочет? Измором взять? Повторюсь, поставлю я ему 3, а с русским как быть?
Я настаиваю на личной встрече родителей и предметников, пусть каждый объяснит свое видение. Особенно надеюсь на учителя русского, там есть второе образование, человек изучал дефектологию и пр. А вот услышит ли мама? Не знаю. Попытка не пытка, но пока не уговорила, переговоры продолжаются.
Вот два примера про нежелание слышать: одобренное списывание и отрицание проблемы.
Еще один пример тоже про отрицание, набившее оскомину нежелание признать особенности своего ребенка и в соответствии с этими особенностями его воспитывать и обучать.
Опять получил наш "инопланетянин" Арсений от более сильных. Обычно он сам обижает тех, кто слабее, это он ребенка заплевал (недавняя статья https://dzen.ru/a/aOGTwUlTMVR51HlP?share_to=link), но случается нередко, что Арсений лезет к старшим и получает ответочку.
Когда ребенка бьют - это ужасно. Любого ребенка, даже такого вот раздражающего всех вокруг. Недопустимо! Я и еще одна коллега оказались рядом, вмешались, родителям обеих сторон сообщили.
Бабушка Арсения снова настаивала, что внук просто так играет, надо понимать. Эта игра - провокация для других детей. Он будет получать регулярно.
Что остается? Приглядывать за ним, хотя не всегда срабатывает.
Иду недавно по коридору, слышу, ругаются на кого-то старшеклассники:
Отвали! Получишь!
Ускоряюсь, за углом обнаруживаю Арсения, который с маниакальным упорством драконит подростков. Он верещит, кривляется, прыгает вокруг, пытается стукнуть или ткнуть.
Я его отогнала и тем спасла от очередной оплеухи. Он сделал круг по школе и вернулся туда снова. Мне рядом постоянно стоять?
А мама и бабушка ну не желают видеть его особенность. Самим его не жалко? Лично мне очень жалко! Особенно грустно понимать, что не будет у него никогда нормальных отношений со сверстниками, не примет его детский коллектив, если не научить не плевать, не тыкать, не верещать в ухо. Наверное, есть какие-то методики, способы... А просто отрицать разве выход?
Вернемся к вопросы ПОЧЕМУ:
Я думаю, это просто страусиная позиция, избегание стресса.
Мама такая откладывает необходимость решений, пусть дитя хоть списывает и знаний реальных не получает, хоть получает вместо знаний и дружбы одноклассников тумаки - само-собой как-то рассосется. Она ж его кормит, поит, одевает. И любит. Значит и остальные должны любить.
А никто никому ничего не должен. Не должен вне своих прямых обязанностей.
Я (учитель) должна его учить, развивать. А здоровьем (в том числе психическим) должны заниматься законные представители.
Дети вокруг должны не причинять ему вред ни физический, ни моральный. А терпеть обиды, нападки, в ущерб себе - не должны.
И все причины проблем с детьми кроются в их родителях, которые часто неправильно себя ведут.
Какие-то инфантильные взрослые получились из тех, кто родился плюс-минус в конце 90-х, т.е. им сейчас по 32-36. Это и есть родители моих шестиклашек. Хотя шкалу эту, пожалуй, можно расширить. Многие наши родительницы - мои бывшие ученицы. Они и за себя то ответственность не могли нести, а уж за детей как? И родили все рано, год-два после школы. Теперь они преисполнены важности, значимости своей. Мать!!! На собраниях кольями в учителей тычут, требуют все чего-то, а сами минимальных усилий не прикладывают.
Логопед в школе с первоклашками занимается, там невероятное колличество проблем, а дома закреплять не желает никто. Оно им не надо. И когда "съезжает" ребенок в учебе, требуют индивидуальных занятий (бесплатных!), но проконтролировать выполнение домашненго задания - ни-ни.
Среднестатистическая наша родительница в ответ на мое сообщение о невыполненном д/з:
Не могу я с ним сидеть! Бесит! Прибила бы!
Мда... очень по-взрослому.
Знаю, что в крупных городах пока нет такой масштабной проблемы, это в нашей глуши народ скатился до уровня пролов из Оруэлла.
Местные мамы после собрания продолжают свое собственное собрание, они же взрослые, им можно.
Нет, не алкаши, просто других развлечений нет.
А еще как-то за дочкой папа в школу пришел, я аж застыла с мыслью:
Можно ему вообще ребенка отдавать?
А там и мама подошла, такая колоритная пара.
Да не создастся у вас ощущение моего полного провала в пессимизм, не все так плохо, есть и работающие мамы у нас, и папы с образованием. Но даже сельская элита постоянна в своей манере затыкать уши, если что-то нерадостное об их детях говорят.
С интересом бы почитала о том, как с данным вопросом обстоят дела в других регионах.