Найти в Дзене

Семья

Отец отца родился еще в Карабахе. Там, по-моему, в Шуше, жил мой прадед. И почему-то, не знаю, по какой причине, дед перевез всю семью, в том числе, еще тогда маленького отца Александра Шамильевича, В Грузию. Там они поселились километрах в 40-50 от Тбилиси, в селе Шулаверы. Мать Александра Шамильевича была из древнего рода Калантаровых. Этот род с древней историей, жил на землях нынешнего Азербайджана. Когда-то Калантаровы тоже переехали в Грузию, под защиту Грузинского царя и поселились в районе Шулавер. Вот там, осенью 1905 года, в толстостенном, с каменными колоннами, доме, на холме, и появился на свет Александр Шамильевич Мелик-Пашаев. Я попал в Шуловеры уже будучи взрослым. Места, где родился отец, были удивительно красивы. Там невысокие горы кольцом окружают село, жаркие дни и прохладные ночи, царство света и красок. Отец помнил, как по шулаверскому холму к его бабушке поднимались какие - то женщины, наверное, крестьянки, в черных одеждах. Они разговаривали с бабушкой о чем-то

Отец отца родился еще в Карабахе. Там, по-моему, в Шуше, жил мой прадед. И почему-то, не знаю, по какой причине, дед перевез всю семью, в том числе, еще тогда маленького отца Александра Шамильевича, В Грузию. Там они поселились километрах в 40-50 от Тбилиси, в селе Шулаверы.

-2

Мать Александра Шамильевича была из древнего рода Калантаровых. Этот род с древней историей, жил на землях нынешнего Азербайджана. Когда-то Калантаровы тоже переехали в Грузию, под защиту Грузинского царя и поселились в районе Шулавер. Вот там, осенью 1905 года, в толстостенном, с каменными колоннами, доме, на холме, и появился на свет Александр Шамильевич Мелик-Пашаев. Я попал в Шуловеры уже будучи взрослым. Места, где родился отец, были удивительно красивы. Там невысокие горы кольцом окружают село, жаркие дни и прохладные ночи, царство света и красок. Отец помнил, как по шулаверскому холму к его бабушке поднимались какие - то женщины, наверное, крестьянки, в черных одеждах. Они разговаривали с бабушкой о чем-то, ему, маленькому, непонятном. Таковы были первые впечатления отца о «крепости», так сказать, его детства. Там его крестили, видимо, в Армянской церкви, (в Шулаверах жили, в основном, армяне). Это начало жизни отца, а сознательные его воспоминания связаны уже с Тифлисом (ныне Тбилиси). Отец Александра Шамильевича, мой дед, был, как говорят, мировой судья, очень уважаемый в народе человек. Он рано умер, оставив многочисленное семейство на мать, то есть, мою бабушку, Екатерину Георгиевну.

Детей было шестеро, все мальчики, (причем, было еще двое детей, умерших в младенчестве, кстати, тоже мальчики). Отец был младшим. Ему было года четыре, или пять, когда его отец скончался. Разница в возрасте у сыновей была большая, и вскоре место отца в доме, фактически занял старший брат Георгий. По профессии он был юрист, но о большой карьере пришлось забыть, так как надо было заботиться о младших братьях. Жили они в Тифлисе, материально были ограниченны, но не голодали. Старшие дети начинали работать понемногу, как только могли. Остальные помогали матери и друг другу.

Из интервью А.А. Мелик-Пашаева. Взял интервью Алексей Панов.

-3