В истории советской техники есть один особенный эксперимент, который сейчас почти забыт. Речь идет о первом в нашей стране цветном телевизоре «Радуга», появившемся в 1954 году. Эта удивительная модель, которую выпускал Ленинградский завод имени Козицкого, представляла собой необычное сочетание электронных и механических технологий. Это была попытка прорыва в будущее, которая в конечном счете оказалась тупиковым направлением в развитии телевизионной техники.
Устройство телевизора «Радуга» было действительно уникальным. По своей сути это был электронный телевизор для приема черно-белого изображения, но с механическим получением цвета. Перед экраном внутри аппарата находился диск со светофильтрами красного, синего и зеленого цветов, который вращался при помощи электродвигателя. Этот диск синхронизировался с передающим центром, создавая на экране цветное изображение. Такой метод известен как последовательная система и в те времена рассматривался как одна из возможных технологий цветного телевидения.
Подобная конструкция была далека от идеала — она создавала дополнительные проблемы, требовала точной синхронизации и делала телевизор более громоздким. Но для середины 1950-х годов это была реальная возможность получить цветное изображение, пусть и механическим способом. Любопытно, что похожие разработки велись и в Соединенных Штатах, где разные компании боролись за стандарт цветного телевидения. Американская система тоже использовала вращающийся диск со светофильтрами, который в одном из журналов в 1954 году описывали как сложную конструкцию с несколькими слабыми местами.
Развитие телевидения в СССР в послевоенные годы шло достаточно активно. Регулярное телевещание началось еще в 1939 году, но настоящий прорыв случился именно в 1950-е годы. Советский Союз старался не отставать от мировых тенденций в телевизионных технологиях. В 1954 году, когда появилась «Радуга», в Москве состоялась первая пробная цветная телевизионная передача.
Телевизор «Радуга» был предназначен для приема телевизионных передач Московской опытной станции цветного телевидения, которая начала работу на третьем метровом канале с 1955 года. Передачи проводились регулярно, два раза в неделю и включали спектакли, концерты и фильмы в цвете. Создателями передающей и приемной аппаратуры для цветного изображения были инженеры-конструкторы Н. С. Беляев, П. И. Коршунов и В. Г. Семенов, разработавшие также и экспериментальный телевизор «Радуга».
Важной особенностью технического задания было требование обеспечить совместимость цветного и черно-белого изображений, чтобы владельцы обычных телевизоров тоже могли принимать передачи, хотя и без цветового оформления. Для этого конструировался универсальный по системе совмещения аппарат.
Внешний вид телевизора заслуживает отдельного внимания. На фотографиях из журнала «Советский Союз» № 6 за 1954 год можно увидеть, что телевизор, хотя и остался в том же корпусе, явно претерпел серьезные изменения. Если сначала это была модель с вращающимся светофильтром, то на более поздних изображениях виден телевизор с прямоугольным кинескопом и без механических фильтров. Возможно, это было следствием модернизации, либо же исправления фотографий редакцией журнала.
Журнал «Советский Союз» в 1954 году так описывал развитие телевидения в СССР: «Миллионы советских людей смотрят телевизионные передачи. Телевизионное вещание приобретает в СССР все более широкое распространение. Наряду с постройкой новых телецентров, ведутся работы по созданию новых трансляционных телевизионных узлов и аппаратуры для обмена телевизионными программами между городами».
В том же году предприятия отечественной радиотехнической промышленности изготовили опытное оборудование для передач цветного телевидения. Но уже к 1956 году эксперименты с «Радугой» были признаны неудачными и прекращены. Мировая практика показала, что будущее за полностью электронными системами цветного телевидения. В Соединенных Штатах победила одна система, а в СССР позднее был принят французский стандарт SECAM, который впервые появился в 1967 году к 50-летию Октябрьской революции.
Несмотря на короткую жизнь самой модели, название «Радуга» не исчезло с прекращением производства этой необычной модели. Ленинградский завод имени Козицкого продолжил использовать это имя для более поздних разработок. В 1961 году появился ламповый цветной телевизор «Радуга ЦТ-2», а в 1970-е годы выпускались модели «Радуга-701», «Радуга-706» и «Радуга-726», которые уже были построены на совершенно других технологических принципах и входили в серию унифицированных лампово-полупроводниковых цветных телевизоров.
Уникальность «Радуги» 1954 года состоит в том, что она представляла собой переходное звено между черно-белым и цветным телевидением. Это была смелая экспериментальная попытка, которая, несмотря на свою технологическую тупиковость, позволила советским инженерам накопить бесценный опыт в области цветного телевидения. Сейчас сохранившиеся экземпляры этой необычной модели являются музейной редкостью. Один из таких экземпляров, описанный как «цветной телевизор „Радуга“ с вращающимся светофильтром», сохранился в Политехническом музее, а другой находится в Поповском музее в Санкт-Петербурге.
История телевизора «Радуга» — это не просто рассказ о конкретном техническом устройстве, а свидетельство целой эпохи технологического поиска, когда будущее телевидения еще не определилось, и инженеры пробовали самые разные, иногда фантастические идеи. Эта скромная модель, выпущенная в небольшом количестве, открыла дорогу для последующих достижений советской телевизионной промышленности, которые пришлись уже на 1960-1980-е годы, когда цветные телевизоры стали массовым явлением в жизни советских людей.
Поставим лайк Радуге?