Утром 22 июня 1941 года профессор Дмитрий Шостакович пришёл в Ленинградскую консерваторию. Он собирался принимать выпускной экзамен, но взволнованные студенты и коллеги сообщили, что началась война. На следующий день композитор решил записываться добровольцем на фронт. Ему отказали - уж больно неказисто выглядел этот худой близорукий человек в очках с толстыми линзами. В следующий раз он пришёл сразу после обращения по радио Сталина. И снова получил отказ.
Тогда Шостакович вступил в народное ополчение: строил оборонительные укрепления и и противотанковые рвы, ставил доты, дежурил на крыше родной консерватории, чтобы вовремя тушить зажигательные бомбы.
Безусловно, это меньше всего походило на музыку и вообще на искусство - тушить горящие здания, разбирать завалы. Но для композитора была важна любая реальная помощь Родине.
Однажды он встретил Михаила Зощенко, которого, как и композитора, «забраковали» для фронта. Вместе с сыном он тоже дежурил в противопожарной обороне. Шостакович рассказал ему, а чуть позже по радио - и всем ленинградцам, о работе над новой симфонией…
Дмитрий Шостакович:
- Для чего я сообщаю об этом? Для того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали, что жизнь нашего города идёт нормально. Все мы несём сейчас свою боевую вахту. Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что сейчас нашему искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу музыку, будем же честно и самоотверженно работать.
«Всё переходяще, а музыка вечна»
Преподаватели и студенты Ленинградской консерватории решили поддержать бойцов на передовой. Но как это сделать? Рояль ведь на фронт не повезёшь. Тогда Шостакович предложил сформировать мобильный ансамбль - из вокалиста, скрипача и виолончелиста - и сделать для него переложения сочинений зарубежных и русских композиторов.
Так бригада консерватории начала выезжать в части и госпитали. Шостакович сам часто ездил с исполнителями - рассказывал о музыке и, если под рукой было фортепиано, играл.
Ещё в 1940-м композитор начал сочинять новое большое произведение. С приходом войны Шостакович ускорился: музыка звучала у него в голове, и он торопился записать её даже во время дежурства на крыше. Тем временем трёхсоттысячная немецкая армия взяла город в кольцо, и Ленинград перешёл на осадное положение.
Когда Шостаковичу предложили эвакуироваться, он отказался: «Я полезнее здесь», продолжая работать над симфонией.
«Я не мог её не писать», - скажет он впоследствии.
Налёты учащались, и в октябре 1941 года семью Шостаковича по специальному распоряжению правительства перевезли на самолёте в Москву, а затем в Куйбышев, нынешнюю Самару. Именно там была закончена Симфония №7.
Дмитрий Шостакович:
- Я не знаю, как сложится судьба этой вещи. Досужие критики, наверное, упрекнут меня в том, что я подражаю «Болеро» Равеля. Пусть упрекают, а я так слышу войну.
Работа над финальной частью шла медленно. Наконец, 5 марта 1942 года состоялась её премьера. Исполнил произведение симфонический оркестр Большого театра, эвакуированный в Куйбышев.
А 9 августа того же года симфонию исполнили в блокадном Ленинграде. Из переполненного зала музыка транслировалась через громкоговорители и по радио. Её слушали и фашистские солдаты, окружившие город.
Операция "Шквал"
А ведь к этому времени единственный оставшийся в Ленинграде дирижёр Карл Элиасберг был настолько слаб от голода, что не мог сам передвигаться.
Элиасберга на детских санках привезли в стационар, чтобы он хоть немного пришёл в себя и смог восстановить оркестр. Список фамилий оркестрантов пестрел чёрными и красными пометками. Чёрные - их было 27 - обозначали умерших, красные - ещё живых, но нетрудоспособных музыкантов.
К первой репетиции удалось разыскать лишь 15 человек. Те, кто выжил, оголодали настолько, что с трудом могли даже просто сидеть, не то что музицировать. Им (а особенно тем, кто играл на духовых инструментах) старались найти дополнительные пайки, чтобы появились силы.
Если первая репетиция длилась не более 15 минут, скоро они играли уже пять-шесть часов по шесть дней в неделю. Пусть у многих от истощения кружилась голова, музыканты продолжали добиваться совершенного исполнения, чистого звучания и верного интонирования.
Искренне хотели вернуть людям надежду на то, что они не просто выживут, но и победят. А что могло это сделать лучше музыки?
Повторюсь, Седьмая симфония прозвучала в Ленинграде 9 августа 1942 года. Именно этот день был объявлен немецким командованием датой вступления в город. Впервые с начала блокады в Большом зале филармонии зажглись все хрустальные люстры.
В тот день ни одна бомба, ни один фугас не упали на площадь Искусств. Все 80 минут концерта артиллеристы играли свою симфонию: они беспощадно вели огонь из всех орудий по немецким позициям. Операция «Шквал» под руководством командующего Ленинградским фронтом Леонида Говорова не оставила врагу шанса испортить праздник.
Ксения Матус, артистка Большого симфонического оркестра Ленинградского радио:
- Когда мы отыграли, нам аплодировали. Откуда-то вдруг появилась девочка с букетиком живых цветов. Это было настолько удивительно! За кулисами все бросились обниматься друг с другом, целоваться. Это был великий праздник. Всё-таки мы сотворили чудо. Вот так наша жизнь и стала продолжаться. Мы воскресли.
Зал был переполнен: там собрались моряки, пехотинцы, бойцы ПВО и горожане - и это в то время, когда «на Невском один человек другого видел издалека».
Концерт транслировали по радио, по громкоговорителям городской сети. Музыканты играли так, что потрясли не только советских слушателей, но и фашистов.
Гитлеровцы были уверены, что город уже мертв, и буквально обезумели, когда услышали мощные раскаты Седьмой симфонии Шостаковича.
Уже после войны двое туристов из ГДР признались Элиасбергу: в тот день они поняли, что проиграют войну. Нельзя было победить народ, который способен преодолеть голод, страх и саму смерть.
Человек и война
Симфония стала седьмой по счёту у Дмитрия Шостаковича - а всего он написал 15. Произведение, основной темой которого стало сопротивление злу, войне и насилию, делится на четыре части. На первой странице композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».
Благодаря этому посвящению её стали называть «Ленинградской».
Она состоит из четырёх частей. Первая - Allegretto или «Нашествие» рисует мощь СССР и вероломное нападение на него фашистской Германии.
Вторая часть Poco allegretto - «Человек и война». Она показывает затишье после битвы, то, как советские люди собирают все ресурсы и силы, чтобы дать врагу отпор. Часть третья, Adagio, или «Родина в годину испытаний», стала реквиемом по погибшим.
Заключительная часть Allegro non troppo - «Через борьбу - к победе» представляет собой грозное предсказание неминуемого краха фашизма, Победы над войсками гитлеровской Германии.
Седьмая симфония композитора Дмитрия Шостаковича стала символом жизни и победы не только для ленинградцев, но и всего мира.
#80летПобеде#этоНадоЗнать#нашаИстория
Для подготовки материала использована информация и фотографии из открытых источников. К сожалению, запись Седьмой симфонии прикрепить не удалось, но её всегда можно найти в интернете.