В наше непростое время иметь в штате узкого специалиста, будь он хоть какой супер-профессионал, непозволительная роскошь. Особенно это касается бухгалтерии, с которой соприкасаются многие смежные области деятельности.
Бухгалтер и Честный знак
Производство, импорт, оптовая и розничная продажа определенных видов товаров связана с маркировкой этой продукции. Сейчас подлежат маркировке более 30 видов продукции. Работу с маркировкой обеспечивает государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров ГИС МТ «Честный знак».
Маркировка — нанесение на каждую единицу товара уникального кода в формате DataMatrix или микрочипа RFID-метки, которые содержат основную информацию о товаре:
- наименование и артикул,
- дату и место производства,
- данные о производителе,
- состав и характеристики,
- сроки годности,
- история логистики.
Коды маркировки генерируются только в системе «Четный знак» и максимально защищены от подделки. Как только код выпущен, государство начинает контролировать все этапы его жизненного цикла.
Все участники оборота товаров, подлежащих маркировке, должны быть зарегистрированы в системе «Честный знак» и сообщать обо всех операциях с такой продукцией.
Производитель при введении товара в оборот получает код маркировки в «Честном знаке» и наносит его на товар, тот же код должен быть зафиксирован в документах.
Бухгалтер при формировании документов на приемку или отгрузку товара должен указать в УПД коды маркировки этой продукции, коды на товаре и в документах должны совпадать. Интеграция 1С и «Честного знака» позволит избежать двойного ввода данных, автоматизировать процесс, получать информацию в автоматическом режиме.
Чтобы данные попали в систему «Честный знак», документы контрагенту нужно передать через оператора ЭДО, например, 1С-ЭДО — сервис для быстрого и безопасного обмена документами прямо из программы 1С.
Информация о выводе товара из оборота поступает в «Честный знак» из онлайн-кассы через оператора фискальных данных при продаже розничному покупателю. Предприятия общепита и госучреждения при покупке маркированных товаров выводят их из оборота вручную, формируя в «Честном знаке» документ с причиной выбытия «для собственных нужд» или «в производственных целях».
Важно следить за актуальностью остатков товаров в системе «Честный знак», не допускать зависших остатков.
За продажу товара, подлежащего обязательной маркировке, без кода или с поддельным кодом маркировки, предусмотрен штраф до 1,5 млн. рублей с конфискацией этого товара, а также это повод рассматривать сделки как фиктивные.
ФНС и «Честный знак» обмениваются информацией с целью сравнить объемы товарных потоков и выручку предприятия и расчетным путем выявить расхождения. Если будет выявлено несоответствие и сработают индикаторы риска, может быть проведена углубленная проверка и доначислен налог. В первую очередь внимание проверяющих фокусируется на бизнесе с большим количеством товарных остатков и наличием продукции с длинным сроком хранения — это сигнал уклонения от налогов.
Бухгалтер и Меркурий
ФГИС «Меркурий» - часть экосистемы контроля продуктов, лекарств и кормов государственной информационной системы в области ветеринарии Россельхознадзора ВетИС.
Если бизнес связан с продукцией животного происхождения — закупкой, производством, переработкой, транспортировкой, хранением, реализацией, - то компания должна быть участником этой системы и фиксировать все действия на каждом этапе цепочки.
На всю подконтрольную продукцию должны оформляться ветеринарные сертификаты (ВСД — ветеринарные сопроводительные документы), с 2018 года они должны быть исключительно в электронном виде.
Производитель поставляет товар и оформляет на него электронные ВСД, получатель принимает партию товара и гасит ВСД, подтверждая количество и качество принятого товара. При дальнейшей поставке контрагентам нужно сформировать собственный исходящий ВСД, покупатель в свою очередь должен ее погасить. Для перевозки оформляются транспортные ВСД на каждый тип продукции и для каждого покупателя.
Работу с ФГИС «Меркурий» удобно совмещать с оприходованием товара в учетную бухгалтерскую систему. Через 1С возможна автоматизация процессов оформления и гашения ВСД в системе «Меркурий», формирование партий товара на основе контроля сроков годности, соотношение документов бухгалтерского учета продукции животного происхождения и информации по данным «Меркурия».
За отсутствие регистрации в «Меркурии» или использование продукции без ветеринарных сопроводительных документов предусмотрены штрафы до 40 тыс. рублей и приостановка деятельности до 90 суток. За внесение ложной информации в систему «Меркурий» могут аннулировать регистрацию в этой системе и работа с животноводческой продукцией станет незаконной.
Бухгалтер и ФГИС Зерно
Зерно и продукты переработки относятся к категории отслеживаемых товаров. Для обеспечения прозрачности движения зерна и продуктов его переработки, контроля качества продукции существует государственная система ФГИС «Зерно», в ней фиксируется движение от производителя до конечного потребителя, включая переработку и транспортировку.
Если бизнес компании связан с
- производством зерна и продуктов переработки зерна,
- перевозкой и хранением такой продукции,
- продажей продуктов переработки зерна другим юридическим лицам,
то необходима регистрация в этой системе и фиксирование каждой операции через СДИЗ — сопроводительный документ по идентификации зерна. С 2026 года планируется расширение перечня прослеживаемых товаров, включат масложировую продукцию и комбикорм.
Каждая произведенная партия зерна должна быть зафиксирована в ФГИС «Зерно», как и все этапы ее движения. Действия компании в системе также различаются в зависимости от вида деятельности: для сельхозпроизводителя, импортера, экспортера, элеватора, трейдера, потребителя, ритейлера или переработчика они разные.
Все операции, производимые в ФГИС «Зерно»,
- обмен документами СДИЗ,
- формирование склада и остатков продукции,
- прием и передача результатов лабораторных исследований,
можно интегрировать с программой 1С и выполнять действия по оформлению закупок, продаж, работы со складом и транспортировкой в в едином пространстве, настроив обмен с государственной системой.
С 1 сентября 2026 года станут обязательными электронный путевой лист и электронная транспортная накладная для зерновой продукции, перевозимой внутри страны. Поэтому сейчас тестируется возможность интеграции с государственной информационной системой Минтранс, проводится эксперимент по использованию таких электронных перевозочных документов. В 1С существует сервис 1С-ЭПД, где можно формировать и обмениваться всеми видами электронных перевозочных документов. Водитель просто показывает проверяющим QR-код, в котором зашифрована вся информация.
Налоговая служба контролирует товарные потоки компаний, связанных с оборотом зерна и его продуктов, поэтому может направлять запросы пояснений сделок конкретных партий продукции или определенного СДИЗ. Некорректные данные в ФГИС «Зерно» могут стать основанием для углубленной проверки налоговыми органами.
Бухгалтер и ЕГАИС
Участники алкогольного рынка должны отчитываться государству о выпуске, приемке, перемещении и продаже каждой бутылки алкоголя. Это происходит в ЕГАИС — единой государственной автоматизированной информационной системе.
Предприятиям розничной торговли и общепита нужно четко организовать документооборот при приемке алкогольной продукции: кроме товарной накладной от поставщика бухгалтер должен получить товарно-транспортную накладную из ЕГАИС.
После сканирования акцизных марок нужно сравнить информацию с документом ЕГАИС, не должно быть расхождений или пересортицы. Обязательно подтвердить накладную в ЕГАИС, чтобы был зафиксирован факт передачи от поставщика и постановка на баланс компании-покупателя, без этого продажа алкоголя будет считаться незаконной. Все расхождения и возврат также регистрируются в системе.
Для продажи алкоголя необходима онлайн-касса с подключением к ЕГАИС и сканер, данные о выбытии передаются в ЕГАИС и продукция списывается с остатков. В рознице списание происходит целыми бутылками, в общепите при продаже крепкого алкоголя нужно отчитываться о каждой порции, а при продаже слабоалкогольных напитков — о вскрытии тары.
Фактическое количество алкоголя должно совпадать с данными ЕГАИС, для этого необходимы регулярные инвентаризации. Расхождения в остатках, отрицательные остатки, постоянные ошибки в учете — серьезные нарушения и повод для проверки.
О движении алкогольной продукции нужно дополнительно отправлять ежеквартальные отчеты в Росалкогольтабакконтроль, отдельно по крепкому алкоголю и пиву. Перед формированием деклараций бухгалтеру нужно свериться с поставщиками, проконтролировать по каждой накладной объемы входящей продукции, продажи алкоголя, остатки на начало и конец периода.
Несоответствие данных ЕГАИС и деклараций может привести к отзыву алкогольной лицензии. За нарушения в порядке отражения сведений в ЕГАИС предусмотрены штрафы до 200 тыс. рублей и изъятие продукции.
Бухгалтер и все-все-все
Перечень государственных информационных систем, направленных на контроль качества продукции, далеко не исчерпывающий, некоторые товары нужно фиксировать сразу в нескольких базах.
Приятно стремление государства оградить потребителя от некачественной или контрафактной продукции. Безусловно, важно приводить в порядок все сферы жизни.
Но с увеличением желания государства контролировать разные области бизнеса работы у предпринимателей только прибавляется.
Если у вас в компании нет такого специалиста, который разбирается в бухгалтерском учете и всех необходимых смежных сервисах, лучше обратиться к профессионалам.
Обращайтесь к нам - в компанию «Ленбаланс» по бесплатному номеру телефона +7 (800) 222-21-75.
Мы партнер фирмы «1С» по бухгалтерскому обслуживанию, возьмем на себя ваш бухгалтерский, налоговый и кадровый учёт, расчёт заработной платы и не только.