«Призрак на поле боя» берет отрывок из недавней истории Испании и превращает его в напряженную историю шпионажа.
Сценарист
и режиссёр Аугустин Диас Янес рассказывает вымышленную историю,
вдохновлённую реальными событиями: терактами баскской сепаратистской
группировки ЭТА и масштабной операцией по их пресечению. В этой
масштабной, длящейся десятилетиями борьбе мы следим за молодой женщиной,
которая работает под прикрытием в организации, чтобы попытаться
разоблачить её изнутри.
Сусана Абайтуа играет Амайю, агента
испанской Гражданской гвардии, которая жертвует своей жизнью ради этой
миссии. Перед Абайтуа стоит непростая задача: раскрыть свою сущность,
свои мысли и чувства, оставаясь при этом загадочной для людей, за
которыми она следит. Из-за этого её роль порой может показаться досадно
непродуманной, но Абайтуа находит достаточно нюансов, чтобы
продемонстрировать убедительные проблески человечности.
Задание
Амайи — найти тайные склады оружия и взрывчатки ЭТА по всему югу
Франции. На дворе середина 1990-х, и её куратор (Андрес Гертрудикс)
сообщает ей, что Гражданская гвардия так и не смогла определить их
местонахождение. Ей предстоит сблизиться с руководством группировки,
которое занимается этим уже давно и, естественно, с подозрением
относится к новичкам. Главные среди них — Бегонья (пугливая Ирайя
Элиас), женщина, также пожертвовавшая ради дела всеми представлениями о
благополучной семейной жизни, и суровый Арриета (Рауль Аревало), который
использует квартиру Амайи как базу для своих операций и следит за
каждым её шагом.
Шпионские приёмы, которые Амайя использует,
чтобы обойти такое пристальное внимание, зачастую весьма искусны. Тонкий
обман с мусорными мешками забавен и оказывается плодотворным. А способ
общения между Амайей и её командой в Гражданской гвардии придаёт этому в
остальном сдержанному действу особый колорит: они обмениваются
сообщениями, проигрывая итальянские поп-песни 70-х, а плавные,
романтичные мелодии создают контраст с опасностью, которую мы видим на
экране.
Наглость этих нападений ЭТА одновременно и недооценена, и
шокирует. Вооружённый преступник просто подходит к политику средь бела
дня — на улице, перед его домом — и стреляет в него. Фильм Йенса — это
медленное развитие событий, и эти стремительные вспышки насилия
поражают. Он также вставляет в кадры реальные новостные репортажи этих
преступлений, что придаёт им одновременно остроту и весомость.
Но
со временем Амайе становится всё труднее сохранять свою тайну. Долгие
годы жених ждал её, и она начинает сочувствовать Бегонье, которая
вынуждена была держать дистанцию с детьми. Её взгляд становится
суровым, как у женщины, с которой ей было поручено подружиться, и
жизнерадостный идеализм её ранних дней постепенно угасает, когда планы
идут наперекосяк, и она видит то, чего не может развидеть. Всё это –
привычные шпионские сюжеты, но поданы они очень убедительно.
Янесу
удаётся создать особую атмосферу благодаря простоте постановки и почти
постоянному дождю. Символично, что квартира, которую Амайя снимает в
Севилье, когда думает, что навсегда покончила с этим бизнесом, чистая,
белая и скромная — контраст с её мрачным, угрюмым жилищем в Стране
Басков на другом конце страны.
«Она бродит во тьме» порой может
быть немного запутанной, и, вероятно, это сделано намеренно, поскольку
мы узнаём много нового вместе с нашей героиней, полной противоречий. Но
то, что каждый считает свои действия правильными, — это очевидная и
сложная концепция.