В заброшенных местах, пропитанных дыханием истории, есть особая романтика. Недавно, благодаря проекту «Открытый город», мне посчастливилось посетить дачу Безобразовых (Жерновку), расположенную на Ириновском проспекте, 9. В статье я расскажу об истории этой усадьбы Красногвардейского района, о её нынешнем состоянии и надеждах на возрождение.
История усадьбы
XVIII-XIX века
На «Карте местности, занимаемой рекой Охтой с её притоками с показанием владельцев, соседних к Охтинским пороховым заводам», выполненной в 1720 году на основании Описных книг 1712 года, указано, что земли между реками Жерновкой и Малиновкой значились как «Бутурлина двор» по имени первых владельцев.
Когда земля перешла к обер-прокурору Сената, Фёдору Ивановичу Соймонову, а затем – к действительному камергеру Алексею Григорьевичу Жеребцову, владение расцвело, дворы умножились до десяти. Именно тогда возникла деревня Жерновка, названная так по реке Жерновке (сейчас Лапка). Имя реки, вероятно, связано с жерновами пороховых мельниц, заложенных еще при Петре I на пороховом заводе.
В конце XVIII века (около 1770-х) усадебная территория оказалась во владении Михаила Ивановича Донаурова, тайного советника при Павле I, сенатора при Александре I и известного масона.
В 1790-х годах участок перешел к его дяде, Гавриле Герасимовичу. Тогда усадьба и получила свое первое имя – «Гавриловка». Предположительно, в период с 1794 по 1796 год под руководством Д. Кваренги на территории появились усадебный дом, ныне утраченный павильон-пристань, выездные ворота (тоже не сохранились) и другие постройки.
Усадебный дом состоял из 5 парадных залов анфиладного типа. Усадьба, скорее всего, служила либо местом для увеселений, либо для приема высоких гостей с порохового завода, либо имела какое-то отношение к масонству. Она явно не была предназначена для постоянного проживания, а служила летней резиденцией. Несмотря на некоторые надстройки, сегодня мы можем увидеть ее исторический облик.
Экскурсовод обратила наше внимание на входные ступеньки, которые, по её мнению, являются подлинными изделиями чугунолитейного завода Берда.
Исторически главный вход в усадебный дом располагался со стороны Ириновского проспекта, но, с моей точки зрения, вход со стороны парка выглядит более парадным.
Усадебный дом дополнен пристройками-оранжереями и небольшими башенками на концах флигелей. Кроме того, на территории располагались хозяйственные постройки: конюшни, ледники и кладовые.
Усадебная территория включала в себя пейзажный парк с прудом. Сейчас парк выглядит заброшенным, а пруд – заросшим и заболоченным.
Если взглянуть на очертания пруда сверху, можно заметить его необычную форму, напоминающую ключ. Как известно, ключ – один из масонских символов, означающий постижение тайны через духовный поиск и самосовершенствование, и часто используемый в эмблемах мастеров лож.
После смены множества владельцев, среди которых были полковник Федор Полторацкий, граф Е.П. Сиверс и Севастьян Крамер, мыза (усадьба) была продана Екатерине Александровне Сухозанет (Белосельской-Белоозерской). Именно в этот период усадьбу стали называть Екатерининской.
Внутреннее убранство дома поражало великолепием: стены, декорированные под мрамор, расписные плафоны, изразцовые печи и лепнина. Главный зал украшало панно «Вид Гатчинского дворца и парка» (ныне утрачено), предположительно работы Семёна Щедрина.
После смерти Екатерины Александровны усадьба перешла по наследству ее дочери, Анне Безобразовой. Семья Безобразовых владела усадьбой до революции, и именно им она обязана своим нынешним названием.
Советская эпоха
В послереволюционные годы Жерновка подверглась разграблению, многие предметы мебели были утрачены. В 1917 году усадьбу передали в ведение Полюстровского Волостного Исполнительного комитета и использовали как клубное помещение для рабочих близлежащих заводов.
В 1924 году усадьба была взята под охрану государства.
С 1929 по 1936 год в усадьбе размещался второй конвойный полк НКВД, который использовал ее как склад и коровник. В эти годы усадьбу постигла страшная участь: изразцовые печи были разобраны, а художественная отделка практически уничтожена.
После таких варварских изменений усадьбу сняли с государственной охраны и передали под общежитие Охтинскому лесопильному заводу. В этот период появились многочисленные пристройки и надстройка второго этажа. В 1950 году усадьбу вновь взяли под охрану государства. В 1970-е годы общежитие было расселено.
В 1973 году в усадьбу вдохнули новую жизнь: научно-производственным объединением "Реставратор" совместно с предприятием "Оргпримтвердосплав", которое стало пользователем усадьбы, начались восстановительные работы. Были снесены многие поздние пристройки и надстройки, но часть второго этажа по бокам от центральной части фасада со стороны парка сохранилась.
Пристройка со стороны парадного входа – тоже пережиток прошлого общежития.
Благодаря работе бригады профессиональных художников-реставраторов были восстановлены парадный зал и спальня (гостиная), которые мы можем видеть и сегодня. В период пользования предприятием "Оргпримтвердосплав" залы были деликатно приспособлены.
Главный зал поражает обилием архитектурных элементов: искусно расписанные под мрамор стены, колонны ионического ордена, падуга с лепными розетками, карнизы и расписной плафон. Роспись выполнена настолько искусно, что издалека ее легко можно спутать с облицовкой настоящим или искусственным мрамором. В интерьере присутствуют масонские символы, например, фигуры львов и грифонов.
Прекрасные люстры в зале – копии, выполненные в ходе реставрации.
Экскурсовод отметила, что рядом с одним из медальонов в рисунок мрамора вписан автопортрет одного из реставраторов — такая своеобразная подпись работы. Предлагаю вам попробовать найти его самостоятельно.
Подсказка: вы должны увидеть такой профиль.
Также была отреставрирована гостиная (ее еще называют спальней, так как когда-то Анна Ивановна Безобразова хотела устроить здесь спальню). Здесь можно увидеть восстановленную роспись стен и потолка.
А теперь перейдем в аналогичное помещение с другой стороны Главного зала. Здесь роспись отсутствует, а стены выкрашены краской сомнительного цвета.
Согласитесь, впечатления от посещения этих комнат совершенно разные.
Современность
В 2014 году усадьба была передана в ведение Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры.
До недавнего времени судьба усадьбы оставалась туманной, и она пребывала в запустении. Но теперь стало известно, что усадьбу передают детской музыкальной школе №41. Возможно, именно старинное фортепиано, укрывшееся в Главном зале, и пруд, чья форма напоминает скрипичный ключ, определили музыкальное будущее этого места.
К 2028 году планируется провести реставрацию на государственные средства и приспособить усадьбу под нужды музыкальной школы, создав музыкальные классы и концертные гостиные.
Примечание
Во время экскурсии я была вдохновлена рассказом Натальи Павловны Столбовой, ведущего краеведа Красногвардейского района. В местной библиотеке я взяла две ее книги, которыми и руководствовалась при написании этой статьи.