Найти в Дзене
Бланманже с киселём

«Не темни… твоя маруха раскололась». Странненькая Людмила

Зачем замужняя дочка профессора едет на дачу к незнакомым мужчинам, да еще и в канун Нового года? Она работает «под прикрытием» или просто странненькая? А, может, тоже охотится за шлемом в тайне от папеньки? Где логика у всем известного сюжета из фильма «Джентльмены удачи»? Давайте разбираться. Итак, 31 декабря обеспеченная дочка профессора Мальцева бросает все и мчит в электричке на дачу: Я спрашиваю папу, кто это у нас там? Он отвечает - это мои коллеги... ...археологи из Томска. Я скорей сюда. «Профессорский» дом имеет два этажа, камин, полноценную ванную комнату. Такой искали долго, и нашли в итоге в Серебряном бору, он принадлежал семье оператора фильма. Подобные дачи могла иметь только советская элита и соседи у Мальцевых по сюжету тоже, должно быть, не из простых. Они-то скорее всего и рассказали Людмиле о гостях. Вот только отец вряд ли был посвящен в ее планы провести последний день года в компании его «коллег»-уголовников. По ходу действия выясняется, что у опасно любопытн
Оглавление

Зачем замужняя дочка профессора едет на дачу к незнакомым мужчинам, да еще и в канун Нового года? Она работает «под прикрытием» или просто странненькая? А, может, тоже охотится за шлемом в тайне от папеньки?

Где логика у всем известного сюжета из фильма «Джентльмены удачи»? Давайте разбираться.

— Археологиии! Ау!
— Археологиии! Ау!

«Как я вам завидую! Возьмете меня с собой?». А как же муж?

Итак, 31 декабря обеспеченная дочка профессора Мальцева бросает все и мчит в электричке на дачу:

Я спрашиваю папу, кто это у нас там? Он отвечает - это мои коллеги... ...археологи из Томска. Я скорей сюда.

«Профессорский» дом имеет два этажа, камин, полноценную ванную комнату. Такой искали долго, и нашли в итоге в Серебряном бору, он принадлежал семье оператора фильма. Подобные дачи могла иметь только советская элита и соседи у Мальцевых по сюжету тоже, должно быть, не из простых. Они-то скорее всего и рассказали Людмиле о гостях. Вот только отец вряд ли был посвящен в ее планы провести последний день года в компании его «коллег»-уголовников.

«Профессорскую дачу» нашли в Серебряном бору, этот дом принадлежал семье оператора фильма
«Профессорскую дачу» нашли в Серебряном бору, этот дом принадлежал семье оператора фильма

По ходу действия выясняется, что у опасно любопытной женщины имеется еще и муж. В сцене, где Василий Алибабаевич стирает белье в ванной, Люда об этом упоминает:

— Какие молодцы! Чистота, порядок. А вот моего мужа не заставишь стирать. — Доцент бы заставил!

В этой сцене выясняется, что у Людмилы есть муж
В этой сцене выясняется, что у Людмилы есть муж

Потом Людмила позвала «археологов» пить чай с тортом. Сладости, русский самовар, красивый сервиз — популярная и недешевая для тех лет «Репка» Дмитровского фарфорового завода, — все это слишком контрастирует с сомнительной компанией за столом. Но Люда уверена, что перед ней ученые, и она напрашивается с ними в экспедицию, хоть поварихой, хоть кем:

— Как я вам завидую! Возьмете меня с собой?

А, между тем, в Москве, за новогодним столом Люду ждет дома муж…

Люда напрашивается в экспедицию
Люда напрашивается в экспедицию

Это странное для советской женщины поведение на экране можно объяснить только тем, что сценарий фильма, как это часто случалось в те времена, был наскоро переделан, а некоторые диалоги почему-то остались неизменными.

Причем здесь муж героини?

На самом деле, Людмила приехала не одна. С электрички на заснеженную платформу в тот день сошли двое: «профессор Мальцев в летнем пальто и его жена Людмила в дорогой шубе».

Да, «барыгой» в оригинальной киноповести Виктории Токаревой и Георгия Данелии был именно супруг, а не отец Люды. А она — капризная, любопытная, скучающая без дела домохозяйка, которую он никак не мог отпустить одну к уголовникам, но и отговорить ее от поездки не получилось:

   – Люся! У людей серьезная умственная работа, а мы потревожим их, отвлечем. Это неприлично.
   – А по-моему, неприлично забросить своих коллег за город и не оказывать им никакого внимания.
«А по-моему, неприлично забросить своих коллег за город и не оказывать им никакого внимания».
«А по-моему, неприлично забросить своих коллег за город и не оказывать им никакого внимания».

Тогда почему в фильме отец вместо мужа?

Роль профессора исполнил 69-летний Эраст Гарин. Его появление в фильме — отдельная заслуга Данелии и режиссера «Джентльменов» Александра Серого. К тому моменту пожилой артист практически лишился зрения из-за несчастного случая на съемках, где несколько лет назад ему выбили глаз. Гарин остался без ролей и очень страдал от невостребованности и безденежья.

Создатели фильма решили устроить великому актеру бенефис, он был утвержден на роль единогласно и без проб. А все мизансцены продумали так, чтобы слепому Эрасту Павловичу было максимально удобно на площадке. Однако на роль мужа героини 36-летней Фатеевой он очевидно не подходил и просто стал ее отцом.

Эраст Гарин был утвержден на роль единогласно и без проб
Эраст Гарин был утвержден на роль единогласно и без проб

Гарин на площадке расцвел, работа вытянула его из длительной депрессии и он несомненно украсил собой этот фильм, хотя над сценарием пришлось еще поработать. Но это были приятные хлопоты — совместное творчество Виктории Токаревой и Георгия Данелии быстро переросло в их роман, о котором заговорила вся Москва.

Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное, – вспоминал сам Данелия.
«Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное», – вспоминал Данелия
«Я, выпендриваясь перед Токаревой, очень старался придумывать смешное», – вспоминал Данелия

Товарищ Хмырь и товарищ Косой

И все-таки жаль, что в фильм не вошли некоторые смешные моменты из дачных приключений героев, которые намного лучше раскрывают в том числе и неугомонную героиню Натальи Фатеевой. Например, как они вместо торта едят сырую картошку из хрустальной вазы, потому что Доцент запретил разводить в доме огонь.

Мальцев решительно взял из вазы картофелину и стал ее есть, как едят яблоко.
— А что? Вот хунзакуты, племя на севере Индии, употребляют в пищу только сырые овощи, и это самые здоровые люди на земле… По словам Аллена Баника из США, восьмидесятилетние женщины в Хунзе выглядят, как наши сорокалетние, – сообщил Мальцев.
Людмила взяла из вазы сырую картошину и изящно надкусила.
В оригинальном сценарии герои на даче ели сырую картошку, а в фильме — вареную
В оригинальном сценарии герои на даче ели сырую картошку, а в фильме — вареную

На даче Хмырь устроил еще один сеанс игры в шахматы, только вместо героя Анатолия Папанова, которого Гаврила Петрович обыграл в предыдущем эпизоде, был Мальцев. Играли на щелбаны, но азарт все равно поглотил профессора. Кстати, он представил жене «археологов» по кличкам, как будто это их настоящие фамилии — получилось забавно:

Товарищ Хмырь, – категорически заявил профессор, – скажите товарищу Косому, пусть отойдет: он мне на нервы действует.
Хмырь обыграл в шахматы не только героя Папанова, но и самого профессора Мальцева
Хмырь обыграл в шахматы не только героя Папанова, но и самого профессора Мальцева

«Твоя маруха раскололась»

Мальцев заметно нервничал, он проигрывал и в попытке отыграться поссорился с женой, которая постоянно одергивала его:

— Что ты ко мне привязалась?! Что ты мне жить не даешь, дышать не даешь?! Коля-Коля-Коля! – обидно передразнил он.

Рассерженная Людмила смешала на доске все шахматы и удалилась, наговорив лишнего:

 — Так… Спасибо. Можешь идти встречать Новый год… где тебе угодно. И я тебя очень прошу отныне не приставать ко мне ни со своими друзьями, ни со своим шлемом, ни со своим Александром Македонским. До свидания, товарищи!
«До свидания, товарищи!»
«До свидания, товарищи!»

Профессор, смущенный ее уходом, собирался было отправиться вслед:

— Ну ладно, я проиграл, – сказал он Хмырю, заранее подставив лоб, — Давай бей, и я пошел.

Однако из дома его уголовники не выпустили. Хмырь заподозрил, что шлем находится именно у профессора. Ведь для них-то он тоже не ученый, а «барыга, спекулянт».

 — Отдашь шлем, который тебе Доцент дал? – спросил Гаврила Петрович.

 —  Какой шлем? – растерялся Мальцев. — Абсурд!

— Мой тебе совет: не темни. Все же ясно, твоя маруха раскололась. Давай: три четверти нам, одна тебе. Ну? Согласен? — сказал Хмырь.

Хмырь заподозрил, что шлем находится именно у «барыги»-профессора и предложил ему сделку
Хмырь заподозрил, что шлем находится именно у «барыги»-профессора и предложил ему сделку

«Барыга! У Феди шубу украл!»

Видя, что на сделку «барыга» не идет, Гаврила Петрович грохнул об пол хрустальную вазу, и недоеденная сырая картошка покатилась по полу.

– Это раз! – предупредил «археолог». Затем подошел к стене, снял настенные часы и также стукнул их об пол.

 — Это два. Ну? Всю дачу переколочу.

«Ну? Всю дачу переколочу!»
«Ну? Всю дачу переколочу!»

Профессор усмехнулся, взял стул и, размахнувшись, со всей дури долбанул им по серванту.

 — А это три! – сказал он. – Нету у меня никакого шлема, дорогой мой товарищ Хмырь!

Потом Мальцев вышел в прихожую, надел свою шубу, которую отдал когда-то Доценту-Трошкину, толкнул ногой дверь и помахал изумленным жуликам рукой: 

– Аривидерчи, чао!

Федя в той самой шубе
Федя в той самой шубе

— Нету у него никакого шлема, — заключил Косой.

— Какая хорошая женщина, — мечтательно проговорил Василий Алибабаевич, — и какой шакал мужчина. Барыга! У Феди шубу украл!

Хорошая женщина
Хорошая женщина

На следующее утро к даче подкатил красный «Москвич». Из автомобиля, словно ничего не произошло, появилась та самая «хорошая женщина». В руках она держала картонную коробку, на которой виднелась надпись «Керогаз», и это придавало всей ситуации особую комичность.

— Археологи, ay! — крикнула она.

 Но никто не отозвался…

Жевупри авек плезир (автору на чай)