Найти в Дзене

🏛Смоленск Георгия Гольца шаг за шагом. Глава 5. Гуляем по парку, заглядываем в музей, вспоминаем Мастера

Продолжаем путешествие по необыкновенному Смоленску — городу, придуманному архитектором Георгием Гольцем. На выставке «Архитектура памяти» представлено несколько графических листов Н.В. Пограницкой, посвящённых музейному комплексу и центральному парку Смоленска. Эти проекты вписывались в общую концепцию послевоенного восстановления города. Проектирование музейного комплекса и проработка плана центрального парка выполнены Н. В. Пограницкой в годы обучения в Институте аспирантуры Академии архитектуры Союза ССР. При подготовке диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры научным руководителем выступил академик архитектуры Г. П. Гольц. Творческая судьба Натальи Валериановны Пограницкой во многом типична для поколения советских зодчих её времени. Архитекторы начинали свой профессиональный путь в эпоху конструктивизма, затем обратились к классическим формам, а в 1950–1960‑е годы столкнулись с жёсткой критикой. В хрущёвский период их обвиняли в «архитектурных излишествах» и
Оглавление

Продолжаем путешествие по необыкновенному Смоленску — городу, придуманному архитектором Георгием Гольцем.

На выставке «Архитектура памяти» представлено несколько графических листов Н.В. Пограницкой, посвящённых музейному комплексу и центральному парку Смоленска. Эти проекты вписывались в общую концепцию послевоенного восстановления города.

Экспозиция выставки «Архитектура памяти» в КВЦ имени Тенишевых, Смоленск. Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Экспозиция выставки «Архитектура памяти» в КВЦ имени Тенишевых, Смоленск. Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.

Проектирование музейного комплекса и проработка плана центрального парка выполнены Н. В. Пограницкой в годы обучения в Институте аспирантуры Академии архитектуры Союза ССР. При подготовке диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры научным руководителем выступил академик архитектуры Г. П. Гольц.

Архитектор Н. В. Пограницкая(1911–2000)

Творческая судьба Натальи Валериановны Пограницкой во многом типична для поколения советских зодчих её времени. Архитекторы начинали свой профессиональный путь в эпоху конструктивизма, затем обратились к классическим формам, а в 1950–1960‑е годы столкнулись с жёсткой критикой. В хрущёвский период их обвиняли в «архитектурных излишествах» и отходе от принципов функциональной простоты.

В открытых источниках не удалось найти ни сведений о Н. В. Пограницкой, ни её фотографий. Поиск обернулся маленьким расследованием, чтобы собрать хотя бы основные факты, пришлось обратиться в библиотеку МАРХИ и Российскую государственную библиотеку.

Наталья Валериановна Пограницкая — архитектор, исследователь, педагог, долгие годы преподавала в МАРХИ, автор научных трудов по истории архитектуры и архитектурному образованию. В 1934 году Пограницкая окончила Московский архитектурный институт (ныне МАРХИ), в 1943 году начала работу в составе группы по восстановлению Смоленска.

Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.

Из воспоминаний Натальи Пограницкой:

Все работавшие у Г. П. Гольца с радостью, я бы сказала истово, выполняли любую нужную в данный момент работу...В 44-м году мне довелось в какой-то мере участвовать в работе по Смоленску и побывать там в составе бригады сразу после освобождения города. Еще дымились остатки пожаров, почти не было целых домов. Г. П. Гольц неутомимо вышагивал по разрушенным улицам, зарисовывал.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Идея планировки города, предложенная им, была ясной и масштабной, к сожалению, она сильно изменена впоследствии.
В этот период мне посчастливилось наблюдать, как работает Г. П. Гольц. Увидеть его за огромным с рейсшиной чертежным столом, угольником, карандашом и циркулем. У Г. П. Гольца были руки творца — большие и красивые, и работал он тоже красиво.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Для Гольца не было «черной» и «белой» работы, он предпочитал все делать сам: придумывать, чертить, тушевать, красить. Гольц почти всегда делал много эскизов, в набросках основная тема то развивалась, то уходила в сторону, менялись детали. Поражала фантазия, изобретательность, неожиданность развития темы и всегда сопутствующая любым изменениям гармоничность.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фасад со стороны улицы. г. Смоленск. 1940-е гг. г. Материал, техника:бумага, карандаш, акварель. Размер: 44,1х117,6 см. Место хранения: Музей архитектуры имени А.В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.

Музей города Смоленска

Прежде чем приступить к созданию проекта музея Наталья Пограницкая провела серьёзное исследование, изучила особенности рельефа, историческое наследие города. Для музея было выбрано место в исторической части города возле крепостной стены и Королевского бастиона.

Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.

Уникальная конфигурация участка и живописный характер пейзажа определили свободную композицию здания музея. Разнообразные по форме и размерам объёмы составили ансамбль, который гармонично вписался в сложный рельеф Центрального парка культуры и отдыха. Шатровая крыша главного корпуса задала вертикальную доминанту правой части общей городской панорамы. На её вершине планировали разместить символ города — птицу Гамаюна на пушке.

Интересно изучать план городского музея и представлять, как могли бы выглядеть знакомые места.

Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Массовое поле — это историческая площадка в Лопатинском саду Смоленска, расположенная в центре Королевского бастиона. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Массовое поле — это историческая площадка в Лопатинском саду Смоленска, расположенная в центре Королевского бастиона. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Памятник Софийскому полку в Смоленске, посвящённый участию полка в Отечественной войне 1812 года. Автор фото : К. Тихонова. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Памятник Софийскому полку в Смоленске, посвящённый участию полка в Отечественной войне 1812 года. Автор фото : К. Тихонова. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Королевский бастион в парке «Лопатинский сад». Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года.
Королевский бастион в парке «Лопатинский сад». Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Королевский бастион. На переднем плане – могила генерала Антона Антоновича Скалона находится в парке «Лопатинский сад» в Смоленске.  Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Королевский бастион. На переднем плане – могила генерала Антона Антоновича Скалона находится в парке «Лопатинский сад» в Смоленске. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Массовое поле — это историческая площадка в Лопатинском саду Смоленска, расположенная в центре Королевского бастиона. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Массовое поле — это историческая площадка в Лопатинском саду Смоленска, расположенная в центре Королевского бастиона. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Памятник защитникам Смоленска 4–5 августа 1812 года. На переднем плане – две гранитные вазы, созданные по эскизам Михаила Осиповича Микешина, расположеные у Горбатого мостика. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Памятник защитникам Смоленска 4–5 августа 1812 года. На переднем плане – две гранитные вазы, созданные по эскизам Михаила Осиповича Микешина, расположеные у Горбатого мостика. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Памятник защитникам Смоленска 4–5 августа 1812 года, на переднем плане – «Горбатый» мостик. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Памятник защитникам Смоленска 4–5 августа 1812 года, на переднем плане – «Горбатый» мостик. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Ноябрь 2025 года
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Перспектива. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, тушь, отмывка.Размер: 59,2×113 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
«Горбатый» мостик. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Октябрь 2025 года.
«Горбатый» мостик. Автор фото : К. Тихонова. В Лопатинском саду. г. Смоленск. Октябрь 2025 года.

В пейзаже парка можно заметить «Горбатый» мостик, перекинутый через пруд. Любопытно, что его форма была заложена ещё в плане Георгия Гольца, однако сам мостик появился в Смоленске лишь после реконструкции парка в 1975 году.

Залы музея города

Рассматривая листы проекта музея с изображением разрезов зала Побед и Мемориального зала, обращаешь внимание на оформление стен. Монументальная композиция сюжетов исторических сцен росписей напоминают убранство старинных храмов с традиционными библейскими фресками.

Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города».  Разрезы. г. Смоленск, 1940‑е гг. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Разрезы. г. Смоленск, 1940‑е гг. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Поперечный разрез по Залу Побед. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, картон, карандаш, акварель.Размер: 37,5х49 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Поперечный разрез по Залу Побед. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, картон, карандаш, акварель.Размер: 37,5х49 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева. Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Поперечный разрез по Залу Побед. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, картон, карандаш, акварель.Размер: 37,5х49 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Поперечный разрез по Залу Побед. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, картон, карандаш, акварель.Размер: 37,5х49 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фрагмент продольного разреза мемориального зала.г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, картон, карандаш, акварель.Размер: 37,5х49 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». Фрагмент продольного разреза мемориального зала.г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал и техника: бумага, картон, карандаш, акварель.Размер: 37,5х49 см. Хранится в Государственном научно‑исследовательском музее архитектуры имени А. В. Щусева.Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.
Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.Проект планировки парка в Смоленске
Экспозиция выставки «Архитектура памяти» (КВЦ имени Тенишевых, Смоленск). Автор фото: К. Тихонова. Октябрь 2025 года.Проект планировки парка в Смоленске

Центральный парк Смоленска

На листе с планом центрального парка Смоленска подробно отображена реконструкция центра города. В предыдущем рассказе о начале главного проспекта я уже обращалась к этому листу.

Пограницкая Н. В. Планировка парка. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Планировка парка. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.

Маршрут нового проспекта Отечественной войны обозначен в верхней части карты.

Пограницкая Н. В. Планировка парка. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Планировка парка. г. Смоленск, 1940‑е гг. Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.

Слева можно увидеть площадь Ленина с трибунами и башней горсовета, а в нижней части — территорию современного Лопатинского сада.

Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.

На плане детально показано и расположение здания городского музея на бастионе. Если присмотреться, в правом нижнем углу листа можно найти гид по территории парка. Благодаря экспликации сухой чертёж превращается в удобную карту парка.

Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.
Пограницкая Н. В. Проект здания «Музея города». г. Смоленск, 1940‑е гг. Планировка парка.Материал: бумага, карандаш, акварель. Размер: 118×103,5 см. Хранится в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Фото: К. Тихонова. Экспозиция выставки «Архитектура памяти», г. Смоленск, ноябрь 2025 г.

👉В Музее им. А. В. Щусева хранятся уникальные проектные листы, которые не вошли в экспозицию выставки «Архитектура памяти». Редкие архивные материалы можно посмотреть в карусели фотогалереи👇

P.S. Вспоминая Георгия Гольца

Георгий Павлович Гольц трагически погиб в мае 1946 года. 5 октября 1948 года состоялась защита кандидатской диссертации аспиранта‑архитектора Н. В. Пограницкой. Об этом свидетельствует приглашение, опубликованное в газете «Вечерняя Москва». На титульном листе диссертации в графе «Руководитель» имя Георгия Гольца было сохранено.

Вырезка из газеты "Вечерняя Москва" с уведомлением о защите диссертаций, в том числе Пограницкой Н.В., в Академии архитектуры СССР. 1948, 5 октября. Музей МАРХИ.
Вырезка из газеты "Вечерняя Москва" с уведомлением о защите диссертаций, в том числе Пограницкой Н.В., в Академии архитектуры СССР. 1948, 5 октября. Музей МАРХИ.
Пограницкая Н.В. Титульный лист  диссертации. "Проект Музея города в Смоленске". На соискание ученой степени кандидата архитектуры. Руководители Гольц Г.П., Габричевский А.Г. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. Музей МАРХИ.
Пограницкая Н.В. Титульный лист диссертации. "Проект Музея города в Смоленске". На соискание ученой степени кандидата архитектуры. Руководители Гольц Г.П., Габричевский А.Г. Институт аспирантуры Академии архитектуры СССР. Музей МАРХИ.

Вскоре после трагедии в журнале «Архитектура СССР» (1947) вышла статья Былинкина, посвящённая памяти Г. П. Гольца. На мой взгляд этот текст — ключ к пониманию масштаба личности архитектора. Публикую фрагмент статьи:

Нелепый, трагический случай отнял у нас Георгия Павловича Гольца. Ero маленькая мастерская в Академии Архитектуры полна следов пребывания своего хозяина. Точно он вышел на минуту и вот должен войти опять, чтобы сесть за чертежи и погрузиться в работу, которой он отдал без остатка свою недолгую для мастера жизнь. Лежат большие доски последнего проекта здания Городского Совета для Сталинграда. Они в той окончательной стадии завершения, которую так любил Г. П. Гольц. На столе тушь, акварель, кисти; проложены тени, и тонко очерченные архитектурные формы начинают выступать как объемы.

Г.П. Гольц у проекта Второго дома Совнаркома. 1940. Фото из каталога выставки. 2006.
Г.П. Гольц у проекта Второго дома Совнаркома. 1940. Фото из каталога выставки. 2006.

В последний вечер своего пребывания в мастерской Георгий Павлович рисовал скульптурные фигуры, украшающие здание. В их пропорциях, в мелких складках одежд, словно овеваемых ветром, в позах, исполненных покоя, готового перейти в движение, подлинно античное ощущение скульптуры.

Везде, где трудился Г. П. Гольц, оставалась печать его творческой индивидуальности, создавалась особая, неповторимая гольцовская атмосфера артистизма. Стоило ему поработать неделю, и возникала та материальная среда мастерской, полная своеобразного уюта, которая всегда характеризует больших художников.

Появлялись фолианты книг, гравюры и картины, рисунки, фотографии прекрасных шедевров архитектуры, обилие красок, циркулей, полуистертых резинок, тонко очиненных крепких карандашей, кусочков туши, каких-то особых фарфоровых чашечек с остатками редких красок. Преображались комнаты, в которых создавалась атмосфера радостного, увлекательного и самоотверженного труда. Сюда приходили аспираңты Академии Архитектуры, молодые архитекторы со своими работами, режиссеры, актеры, театральные художники. Здесь работали до самозабвения с 10 часов утра до 12 часов ночи, не отходя от доски, любили шутку, понимали юмор и больше всего ценили искусство, которому Г. П. Гольц служил верой и правдой...

...Его интересы были необычайно широки. Хорошо владея французским, английским и немецким языками, он читал великих писателей в подлинниках. Страстный рисовальщик, книголюб, он никогда не был дилетантом, - все у него служило единому делу архитектуры.

Н.Былинкин

Приглашаю в путешествие по Необыкновенному Смоленску Георгия Гольца:

👉 Рассказ Георгии Гольце и его работе в Смоленске:

👉 Рассказ о главной высотке горда Смоленска:

👉 Детальный разбор проекта улицы Ленина и рассказ о принципах архитектуры периода неоклассики:

👉 Детальный разбор проекта улицы Большой Советской:

👉 Рассказ о проспекте Отечественной войны: