Продолжаем путешествие по необыкновенному Смоленску — городу, придуманному архитектором Георгием Гольцем.
На выставке «Архитектура памяти» представлено несколько графических листов Н.В. Пограницкой, посвящённых музейному комплексу и центральному парку Смоленска. Эти проекты вписывались в общую концепцию послевоенного восстановления города.
Проектирование музейного комплекса и проработка плана центрального парка выполнены Н. В. Пограницкой в годы обучения в Институте аспирантуры Академии архитектуры Союза ССР. При подготовке диссертации на соискание учёной степени кандидата архитектуры научным руководителем выступил академик архитектуры Г. П. Гольц.
Архитектор Н. В. Пограницкая(1911–2000)
Творческая судьба Натальи Валериановны Пограницкой во многом типична для поколения советских зодчих её времени. Архитекторы начинали свой профессиональный путь в эпоху конструктивизма, затем обратились к классическим формам, а в 1950–1960‑е годы столкнулись с жёсткой критикой. В хрущёвский период их обвиняли в «архитектурных излишествах» и отходе от принципов функциональной простоты.
В открытых источниках не удалось найти ни сведений о Н. В. Пограницкой, ни её фотографий. Поиск обернулся маленьким расследованием, чтобы собрать хотя бы основные факты, пришлось обратиться в библиотеку МАРХИ и Российскую государственную библиотеку.
Наталья Валериановна Пограницкая — архитектор, исследователь, педагог, долгие годы преподавала в МАРХИ, автор научных трудов по истории архитектуры и архитектурному образованию. В 1934 году Пограницкая окончила Московский архитектурный институт (ныне МАРХИ), в 1943 году начала работу в составе группы по восстановлению Смоленска.
Из воспоминаний Натальи Пограницкой:
Все работавшие у Г. П. Гольца с радостью, я бы сказала истово, выполняли любую нужную в данный момент работу...В 44-м году мне довелось в какой-то мере участвовать в работе по Смоленску и побывать там в составе бригады сразу после освобождения города. Еще дымились остатки пожаров, почти не было целых домов. Г. П. Гольц неутомимо вышагивал по разрушенным улицам, зарисовывал.
Идея планировки города, предложенная им, была ясной и масштабной, к сожалению, она сильно изменена впоследствии.
В этот период мне посчастливилось наблюдать, как работает Г. П. Гольц. Увидеть его за огромным с рейсшиной чертежным столом, угольником, карандашом и циркулем. У Г. П. Гольца были руки творца — большие и красивые, и работал он тоже красиво.
Для Гольца не было «черной» и «белой» работы, он предпочитал все делать сам: придумывать, чертить, тушевать, красить. Гольц почти всегда делал много эскизов, в набросках основная тема то развивалась, то уходила в сторону, менялись детали. Поражала фантазия, изобретательность, неожиданность развития темы и всегда сопутствующая любым изменениям гармоничность.
Музей города Смоленска
Прежде чем приступить к созданию проекта музея Наталья Пограницкая провела серьёзное исследование, изучила особенности рельефа, историческое наследие города. Для музея было выбрано место в исторической части города возле крепостной стены и Королевского бастиона.
Уникальная конфигурация участка и живописный характер пейзажа определили свободную композицию здания музея. Разнообразные по форме и размерам объёмы составили ансамбль, который гармонично вписался в сложный рельеф Центрального парка культуры и отдыха. Шатровая крыша главного корпуса задала вертикальную доминанту правой части общей городской панорамы. На её вершине планировали разместить символ города — птицу Гамаюна на пушке.
Интересно изучать план городского музея и представлять, как могли бы выглядеть знакомые места.
В пейзаже парка можно заметить «Горбатый» мостик, перекинутый через пруд. Любопытно, что его форма была заложена ещё в плане Георгия Гольца, однако сам мостик появился в Смоленске лишь после реконструкции парка в 1975 году.
Залы музея города
Рассматривая листы проекта музея с изображением разрезов зала Побед и Мемориального зала, обращаешь внимание на оформление стен. Монументальная композиция сюжетов исторических сцен росписей напоминают убранство старинных храмов с традиционными библейскими фресками.
Центральный парк Смоленска
На листе с планом центрального парка Смоленска подробно отображена реконструкция центра города. В предыдущем рассказе о начале главного проспекта я уже обращалась к этому листу.
Маршрут нового проспекта Отечественной войны обозначен в верхней части карты.
Слева можно увидеть площадь Ленина с трибунами и башней горсовета, а в нижней части — территорию современного Лопатинского сада.
На плане детально показано и расположение здания городского музея на бастионе. Если присмотреться, в правом нижнем углу листа можно найти гид по территории парка. Благодаря экспликации сухой чертёж превращается в удобную карту парка.
👉В Музее им. А. В. Щусева хранятся уникальные проектные листы, которые не вошли в экспозицию выставки «Архитектура памяти». Редкие архивные материалы можно посмотреть в карусели фотогалереи👇
P.S. Вспоминая Георгия Гольца
Георгий Павлович Гольц трагически погиб в мае 1946 года. 5 октября 1948 года состоялась защита кандидатской диссертации аспиранта‑архитектора Н. В. Пограницкой. Об этом свидетельствует приглашение, опубликованное в газете «Вечерняя Москва». На титульном листе диссертации в графе «Руководитель» имя Георгия Гольца было сохранено.
Вскоре после трагедии в журнале «Архитектура СССР» (1947) вышла статья Былинкина, посвящённая памяти Г. П. Гольца. На мой взгляд этот текст — ключ к пониманию масштаба личности архитектора. Публикую фрагмент статьи:
Нелепый, трагический случай отнял у нас Георгия Павловича Гольца. Ero маленькая мастерская в Академии Архитектуры полна следов пребывания своего хозяина. Точно он вышел на минуту и вот должен войти опять, чтобы сесть за чертежи и погрузиться в работу, которой он отдал без остатка свою недолгую для мастера жизнь. Лежат большие доски последнего проекта здания Городского Совета для Сталинграда. Они в той окончательной стадии завершения, которую так любил Г. П. Гольц. На столе тушь, акварель, кисти; проложены тени, и тонко очерченные архитектурные формы начинают выступать как объемы.
В последний вечер своего пребывания в мастерской Георгий Павлович рисовал скульптурные фигуры, украшающие здание. В их пропорциях, в мелких складках одежд, словно овеваемых ветром, в позах, исполненных покоя, готового перейти в движение, подлинно античное ощущение скульптуры.
Везде, где трудился Г. П. Гольц, оставалась печать его творческой индивидуальности, создавалась особая, неповторимая гольцовская атмосфера артистизма. Стоило ему поработать неделю, и возникала та материальная среда мастерской, полная своеобразного уюта, которая всегда характеризует больших художников.
Появлялись фолианты книг, гравюры и картины, рисунки, фотографии прекрасных шедевров архитектуры, обилие красок, циркулей, полуистертых резинок, тонко очиненных крепких карандашей, кусочков туши, каких-то особых фарфоровых чашечек с остатками редких красок. Преображались комнаты, в которых создавалась атмосфера радостного, увлекательного и самоотверженного труда. Сюда приходили аспираңты Академии Архитектуры, молодые архитекторы со своими работами, режиссеры, актеры, театральные художники. Здесь работали до самозабвения с 10 часов утра до 12 часов ночи, не отходя от доски, любили шутку, понимали юмор и больше всего ценили искусство, которому Г. П. Гольц служил верой и правдой...
...Его интересы были необычайно широки. Хорошо владея французским, английским и немецким языками, он читал великих писателей в подлинниках. Страстный рисовальщик, книголюб, он никогда не был дилетантом, - все у него служило единому делу архитектуры.
Н.Былинкин
Приглашаю в путешествие по Необыкновенному Смоленску Георгия Гольца:
👉 Рассказ Георгии Гольце и его работе в Смоленске:
👉 Рассказ о главной высотке горда Смоленска:
👉 Детальный разбор проекта улицы Ленина и рассказ о принципах архитектуры периода неоклассики:
👉 Детальный разбор проекта улицы Большой Советской:
👉 Рассказ о проспекте Отечественной войны: