Я с самого начала планировала в Магадане отправиться по какому-нибудь туристскому маршруту. Но я не была уверена в возможностях своего 12-летнего сына Макса, у которого психо-неврологическая инвалидность и некоторые, с этим связанные, двигательные нарушения. Так-то Макс очень выносливый и не капризный, но упасть может и на ровном месте.
Поэтому от вымечтанного мною маршрута к маяку на мысе Чирикова через Каменный венец пришлось отказаться, так как это 40 км пути, где могут встретиться медведи, к тому же часть маршрута пролегает по береговой линии, где нужно успеть пройти во время отлива, а если не успеешь или что-то перепутаешь в карте отливов, то утонешь, так как там отвесные скалы, и подняться на берег возможности не будет, и сотовая связь не работает. Но график приливов-отливов я изучала (поняла, что для меня это довольно сложно, кстати).
Я даже хотела дома с Максом попробовать пройти 40 км, но как-то не сложилось. Вот и решила не рисковать, подумав, что Магадан не место для экспериментов, всё таки как-нибудь для начала дома пройдём 40 км.
Посоветуйте, пожалуйста, кто в теме, обувь для длительных походов по пересечённой местности. Совершенно в этом ничего не понимаю. Только желательно что-нибудь подешевле. И тут я каждый раз думаю: вот какие мы избалованные стали – трекинговую обувь нам подавай, иначе у нас ножки болят. А в СССР в обычных кедах могли ходить в походы, и ничего. Или те кеды были не чета нынешним? Но то, что лично я помню об обуви в СССР, это то, что она была неудобной. Или это только детская обувь была неудобной?
Корейский ключ в Магадане
Поизучав маршруты в окрестностях Магадана, я выбрала самый короткий, простой, безопасный, где есть сотовая связь и интернет на протяжении всего маршрута, и где, вроде бы, не встречаются медведи.
Официально маршрут считается маршрутом средней сложности, его протяжённость 9 км, проходит в 500 метрах от береговой линии бухты Нагаева, заявлено, что перепады высот на маршруте до 45 метров. Время прохода 3-4 часа.
Корейский ключ – это охраняемая природная территория местного значения.
Начинается маршрут совсем не живописно, как мы это видели у Чёрного ключа. Вход на маршрут в промышленной зоне у магаданского Морского порта. Обычный бетонный забор, нет никакой ни арки, ни двери, просто проём в ограждении, как будто часть бетонной плиты забыли установить.
Первоначально я хотела доехать до морского порта на маршрутке, там как раз конечная остановка, но оказалось, что нужная маршрутка ходит всего несколько раз в день, и её расписание нам не подошло. Поэтому вызвали такси. Водителем у нас оказалась женщина, которая всю дорогу молчала, а когда подъезжали к порту, она недоверчиво так стала уточнять, точно ли нам нужно в порт, мне показалось, с каким-то подозрением на нас смотрела и заявила, что въезд в порт вообще-то закрыт для частных лиц, и она сможет нас высадить только рядом, а не завести в порт.
Я сказала, что всё нормально, что нам рядом и надо, так как мы туристы и пойдём по маршруту, который начинается от порта. Таксистка стала на нас смотреть с ещё большим недоумением и как будто бы с осуждением. Она стала высказывать сомнения, что там есть какой-либо маршрут (она типа местная и всё знает), а потом, когда я ей указала на табличку со схемой маршрута на заборе, категорично заявила, что там медведи, и идти туда, да ещё и с ребёнком, небезопасно. Кстати, на обратном пути мы встретили местную семью с двумя детьми по виду дошкольного возраста. Потом таксистка ещё поинтересовалась, а как мы планируем вернуться в город, на что я ей ответила, что также, как и сейчас, та в ответ хмыкнула "ну-ну" и отчалила. Вот такое напутствие мы получили. Но решили не унывать, а довериться информации, полученной об этом маршруте в Визит-центре Магадана. И шагнули на тропу.
Было обещано, что тропа оборудована и помечена жёлтыми ромбиками, чтобы не сбиться.
Но как-то очень быстро тропа привела нас в густые заросли, где мы шли буквально на ощупь – ногами нащупывали тропу.
Сначала мы шли возле бетонного забора, за которым грохотал порт. А потом перед нами открылась тропа, круто уходящая вверх. Вот совсем круто. Явно больше, чем 60°. Почти отвесно. Настолько круто, что я не представляла, как туда можно взобраться. И тут я заметила признаки оборудования! Верёвка!
Я взялась за верёвку, подёргала, она явно была закреплена где-то вверху. Выхода не оставалось, пришлось довериться этой незнакомой и неизвестно как закреплённой верёвке. Но даже по верёвке без опыта было сложно подниматься, руки больно скользили, но на верёвке были через некоторое расстояние друг от друга завязаны узлы. И по этим узлам уже оказалось легко подниматься.
Сразу после подъёма обнаружилась скамейка и столик. Мы немного посидели и двинулись дальше. Никаких жёлтых ромбиков мы ещё не видели.
Иногда тропа была натоптанной и очевидной, иногда она растворялась в густых и высоких (до полутора метров) зарослях травы, через которые приходилось брести по наитию со страхом или наступить на что-то или кого-то, или провалиться в какую-нибудь яму.
В какой-то момент мы совершенно не знали в какую сторону идти – кругом были непролазные заросли, а со стороны моря и порта обрыв в какие-то пески. Очень хотелось увидеть столбик с жёлтым ромбиком и направлением следования, но такового не наблюдалось. Вот тебе и простая оборудованная тропа.
Я приняла решение спуститься в пески, так как там были следы колёс, а раз какой-то автомобиль проехал, значит выход к цивилизации есть. Кое-как по осыпающемуся склону я спустила сначала Макса, просто взяв его за руки и опустив, а потом прыгала сама. Позднее я обнаружила, что был более пологий спуск, но всё же мне показалось, что не должны были мы спускаться в этом месте.
В итоге мы нашли продолжение тропы, но так и не поняли, как предполагалось на неё попасть. И я заподозрила, что на обратном пути у нас здесь снова могут возникнуть трудности (и они действительно возникли).
И тут, наконец-то, почти через час пути мы увидели маркировку тропы. Правда в таком месте, где и без маркировки не собьёшься. Тропа пролегала мимо какой-то заброшки, на которой и был изображён жёлтый ромбик. В дальнейшем эти ромбики мы видели и на камнях, и на деревьях.
Помимо заброшек нам встречались предметы непонятного назначения, какие-то ямы и куски ржавого металла.
На электронном табло с информацией о маршруте, который мы видели в Магадане, было написано, что металл на тропе – это части корпуса парохода "Генерал Ватутин", в трюме которого 19 декабря 1947 года сдетонировал груз взрывчатки.
Почему в Магадане ключ корейский?
Об этом мы тоже узнали из информации на табло в городе. Оказывается. на золотых приисках Колымы в 20-30-х годах ХХ века работали и корейцы, и где-то рядом с этим ключом было их временное поселение. А ещё на берегу бухты Нагаева жили вольнонаёмные и заключённые строители морского порта и японские военнопленные. Кого здесь только не было.
Также мы прочитали, что из одного ручья, который нам встретится, можно пить. Интернет работал хорошо, поэтому было легко определить по онлайн карте, где мы находимся. Из ручья мы пили, и вода нам показалась очень вкусной. А для меня самое приятное, что она была ледяная, не люблю пить тёплую воду, а наша вода именно такой и стала, так как день был жарким. Так что водой мы запаслись новой.
В походе я столкнулась вот с какой сложностью: кусали комары, но если надеть рубашку с длинными рукавами, то мне становилось безумно жарко и потно, и силы покидали меня. Я выбрала комаров, благо их в общем-то было не много, и если не сидеть на месте, а активно двигаться, то они и не донимали.
Тропа иногда шла по самому краю обрыва без какого-либо ограждения. Иногда между тропой и склоном была горожа (не могу сказать "забор", так как именно нагорожено что-то, порой с колючей проволокой поверху).
Сначала мы внизу видели порт, потом, миновав его, слышали его звуки, а потом наступила тишина, нарушаемая только пением птиц, жужжанием насекомых, плеском воды и шелестом листвы.
На одной поляне мы увидели буквально сад из каменных пирамид. Явно современные люди развлекались. А ещё мы встретили зловонную глубокую яму с отвесными стенами, над которой кружил рой насекомых. Что в яме, нам разглядеть не удалось.
Также встречалось много грибов, но я кроме мухоморов никаких других грибов не узнала, но я в них и не разбираюсь.
А вот скамейка встретилась ещё только одна, и то уже перед завершением маршрута. Я почему-то ожидала, что мест отдыха будет больше.
На развилке почти у финиша, мы увидели указатель к водопаду, и Максу сразу захотелось туда, но это продлило бы маршрут на несколько километров и часов, а мы без запаса провизии на это время, да ещё и планы на вечер, а на завтра уже улетать, поэтому пришлось отказаться от изменения планов.
Потом я прочитала, что если продолжить путь от водопада далее, то можно дойти до мыса Островного, он же Птичий, потому что на нём обитают колонии морских птиц, и, говорят, приплывают косатки, и где-то там на нерест заходит сельдь. В окрестностях Островного есть развалины оборонительных сооружений, фундаменты для орудий, траншеи, которые были построены для обороны Магадана от японцев в 1938 году. Но чтобы сходить от морского порта до Островного нужно преодолеть 30 км (туда и обратно), мы к такому пока не готовы.
Примерно через 2,5 часа от старта мы дошли до Корейского ручья, вытекающего, надо полагать, из Корейского ключа.
С двух сторон от ручья стоят маленькие домики-заброшки. У ручья на камешке стоит кружка, вода с виду кристально чистая, но в информации о маршруте было сказано, что пить её нельзя, а так хотелось, но мы не рискнули.
Хоть ноги помочить тогда. Но такой ледяной воды я не испытывала на себе никогда в жизни. Я не смогла походить по ручью. Ноги обжигало холодом так, что казалось я моментально получу обморожение. А я ведь терпима к холоду, и на крещение неоднократно окуналась в реке и в ноябре, и в феврале в зимних заплывах по Оке участвовала, и в детстве в лесных родниках купалась. А тут не смогла больше чем на несколько секунд постоять в ручье. Потом перешла в море, и вода в нём мне показалась приятно тёплой. Тёплой в Охотском море!
На берегу у места впадения Корейского ручья в море стоит стол и скамейки, но нам было приятнее посидеть на камнях в воде.
Невдалеке покачивалась лодка с рыбаками, и так хотелось морем вернуться в Магадан. Вот была бы такая экскурсия для туристов, когда в одну сторону идёшь в длительный пеший поход, выходишь в конце к морю, а обратно плывёшь на катере. Я на такое подписалась бы. Кстати, по маршруту "Корейский ключ" иногда водят организованно людей, видела объявление на местном сайте, стоимость 1500 рублей с человека, приглашались только лица от 16 лет.
Обратный путь занял у нас чуть больше часа. Хотя снова останавливались у питьевого ручья, чтобы набрать воды, и в одном, упомянутом ранее месте, мы всё же немного заблудились. Вот непомешала бы там маркировка и указатель, куда идти. В итоге наверх по склону мы не лезли, а прошли вверх по старой дороге, а с неё свернули в заросли и шли напролом пока не нашли тропу.
Но особенно резво мы поскакали, когда увидели медведя.
Вернее, не пугайтесь, я всё же думаю, что медведя там не было, но тогда, на тропе, мой страх был реальный.
Дело было так. Идём, прислушиваемся, ждём, что скоро шум морского порта начнёт доноситься. Макс идёт чуть впереди меня. И вдруг я вижу на склоне рядом с тропой медведя. У меня в прямом смысле сердце куда-то ухнуло в пятки, а потом забилось где-то в горле. Что делать??? Свистеть не умею, голос пропал, бежать страшно. Но здесь же не должно быть медведей, наверно мне кажется. Это всё за долю секунды пронеслось в моей голове. Ещё думаю, что нужно не напугать ребёнка, вернуть его, а то он, получается, прямо к медведю идёт.
– Макс, – кричу, – иди сюда, посмотри, что это там такое на склоне, а то я не вижу.
Макс подходит, смотрит и говорит: "Медведь".
У Макса по моим меркам почти полное зрение (у меня 10% он нормы лишь на одном глазе, второй считай, что не видит, у Макса 80% на обоих).
Мы замерли. Стоим, молчим, не двигаемся. И "медведь" не двигается. Может медведь стоять на крутом склоне совсем неподвижно? Не знаю. И что делать? Идти вперёд, значит пройти прямо над медведем, метров 10 примерно. А идти назад нет смысла, там же города нет, и такси вызвать не куда. Звонить в МЧС? Засмеют. Лучше пусть засмеют, чем медведь задерёт.
Но проходят минуты, а ни единого движения нашего предполагаемого медведя не наблюдается. Экскурсоводы днём ранее нам рассказывали, что видели медведей неоднократно, и что в это время года они не агрессивные и людей не трогают, и слыша шум сами отходят. Ну, говорю, Макс, запевай и пошли. Петь мы не стали, как-то слова всех песен разом забылись. Очень-очень быстро мы, топоча, двинулись по тропе, а потом даже побежали, хотя точно знали, что медведя, реши он за нами погнаться, мы точно не обгоним.
Так и домчались до выхода, по верёвке почти съезжали, Макс ладони обжёг. И, кстати, спускаться вниз Максу было намного сложнее, он никак не мог приноровиться, пытался передом идти. Я ему сказала, что нужно стать в ту же позу, как и при подъёме и спускаться спиной вперёд. Мы так были заняты мыслями о спуске и о медведе, что не сразу заметили, что в это же время по верёвке кто-то поднимался. Хотя возможно, что мы первые начали спуск.
Это была семья с двумя детьми лет 5-6, им пришлось зацепиться за дерево, чтобы пропустить нас. И немного поговорить мы умудрились. Эти люди местные, и уже бывали у Корейского ключа, медведей на маршруте не бывает.
4 с небольшим часа продлился наш поход.
Маршрутка нам снова не светила, и я опять вызвала такси, мы бы и пешком дошли до парка "Маяк", в который направлялись, но пару километров от порта не было тротуаров, а поток грузовых машин в порт приличный. Таксист не удивился, и не спросил откуда мы взялись в порту.
Обедать мы отправили в кафе "Маяк" с видом на бухту Нагаева. В кафе приятный интерьер, музыку на пластинках ставят. Но обслуживают медленно, поэтому наверно целый час там просидели прежде чем идти гулять.
Прогулки на сапах в Магадане
Мы пошли гулять по парку, но увидев прокат сап-бордов моментально изменили свои планы и отправились в море на одном сапе.
Была мысль доплыть до Корейского ключа, но грести оказалось сложно, а ключ этот всё таки далеко.
Вообще с сапом этим вышла неприятность, сейчас-то я уже остыла, и кажется, что ничего страшного и не произошло, и сама виновата, а тогда меня прям бомбило от возмущения.
Первый час проката сапа стоил 2 тысячи рублей, второй – одна тысяча. Я думала, что проплаваем 2 часа, но я устала через 40 минут борьбы с волнами, а Макс стал замерзать. Волны хоть и небольшие были, и иногда казалось, что их и вовсе нет, но я гребла, гребла, а отдалялись мы от берега не слишком быстро. А стоило перестать грести – нас приближало к берегу.
И решили мы плыть обратно. Назад плылось быстрее. Мне казалось, что уложимся в час. Но тут внезапно оказалось, что дно близко, и плавник сапа сейчас за него зацепится. Нам было дано указание плыть до глубины до колена, далее идти пешком. И я пошла.
Но когда мы начинали своё плавание на сапе идти до глубины нужно было метров 10 всего. А когда завершили плавание, наступил отлив, и до берега было больше двухсот метров по водичке до щиколотки. Я почти полчаса тащила этот сап на себе. Идти быстро не получалось, потому что больно – ноги исколола и одну порезала о мидии. Бедный Макс вообще не знаю каким чудом дошёл, он сильно отстал и еле добрёл до берега. А я не могла его ждать и помогать идти, потому что сап тяжёлый, даже не столько тяжёлый, сколько громоздкий и неудобный. Руки мои заболели и затряслись от напряжения.
В час с такой скоростью я, конечно, не уложилась, и выяснилось, что оплатить полтора часа нельзя, только два.
Вот хоть бы предупредили, что отлив грядёт. Ведь я говорила, что мы туристы. Второй час мы не плавали ни минуты. Но оплатили его полностью. За то, что я тащила сап на себе.
Пока я пыталась понять что к чему, и запоздало читала договор аренды сапа, к прокату подошли люди, и хотели взять сап, но им девушка сказала, что они работают только до отлива. И вот почему она мне этого не сказала?? Она ведь знала, когда наступает отлив, а я этого не знала. Я вообще только в Магадане узнала о том, что такое приливы и отливы на практике, раньше чисто в теории знала об этом, но масштабов не представляла.
Но поплавали, конечно, мы хорошо, только, если б знать об отливе, то нужно было бы уже через полчаса возвращаться. Или на полчаса дольше плавать, что б уж хоть сколько-то использовать второй час, хотя в таком случае, возможно, пришлось бы и третий час оплачивать, ведь было только начало отлива, и я не знаю насколько далеко ещё море ушло бы.
Заедать печаль пирожными мы отправились в кафе "Маяк", а после снова, как несколькими днями ранее, отправились лежать на крышу этого кафе.
Мы прощались с Магаданом. И я решила, что обязательно должна сюда вернуться со всеми своими детьми, чтобы показать им всем невероятную Колыму.
- Все мои статьи о путешествии на Колыму собраны в подборке: