Бога никто и не спрашивал, все как всегда, люди порешали.
Религия Месопотамии был сугубо политеистической, т.е. включала веру во множество богов. Однако был нюанс – у каждого города один бог считался покровителем его и окружающей местности. Конечно других богов тоже почитали, и подношения, и жертвоприношения делали, в зависимости от того какая потребность, и кому из богов обратиться исходя из их специализации. Использовали и домашние алтари, и небольшие общественные кумирни. И даже храмы для отдельных богов, не являющихся покровителями данного города, могли создавать.
Сознаюсь, сам долгое время считал, что в Месопотамии и в древней Греции в каждом городе был только один храм – богу покровителю. Оказалось, что это не так.
В частности в Афинах были представлены:
1) «Парфенон» – храм культа Афины Парфенос;
2) Храм Афины Ники;
3) «Эрехтейон» или храм Афины Полиас, одновременно являлся и святилищем Эрехтея или Посейдона;
4) храм Зевса Олимпийского;
5) Храм Гефеста, известный как «Тесейон»;
5) храм, посвященный Гекате;
6) храм, посвященный Зевсу;
7) храм Артемиды Агротеры;
8) святилище бога Пана располагавшееся в небольшой естественной пещерой.
На территории Месопотамии подобное многохрамие также отмечалось, хотя и в меньшей степени.
В городе Уруке были храмы: 1) Ану, 2) Инанне, 3) Нанайе. Впрочем, богиня Нанайя была тесно связана с Инанной (которая у аккадцев называлась Иштар) сразу по нескольким направлениям.
Кроме того, при второй династии Урука (ок. 2400 г. до н.э.) в нем был построен храм богини Наммы, жены Ан(а).
Значительно позднее, уже в XVIII веке до н.э. (т.е. уже в период Вавилонского царства) в Уруке был возведен храм для бога Ишкура (Хадада).
Еще больше чем в Уруке святилищ различных богов присутствовало в Ниппуре, но он являлся религиозным центром всего Шумера.
Большинство же городов Шумера и остальной Месопотамии (особенно в ранний период) вполне могли обходиться и одним храмом. Нередко почитали не одного бога, а семейную пару богов. [Ан и Инанна не считались семейной парой; в Уруке Инанна воспринималась как дочь Анна, а в более поздний период как его внучка или правнучка]
Богу покровителю уделяли много внимания, т.к. от его поддержки, как им представлялось, зависело благополучие и процветание города.
Каждый город шумерского периода был по совместительству и городом-государством. Между собой города-государства Шумера вели борьбу за господство. Ситуация была не стабильной и главным, в рыхлой коалиции городов-государств, становился то один, то другой.
Город, подчинявший остальные, естественно влиял на общие взаимоотношения и проводил свою политику. На каждом этапе политического калейдоскопа (перераспределения власти между городами) бог покровитель победившего города получал признание своего могущества. Логика очевидная: если город смог победить, то его бог покровитель (способствовавший этому) смог пересилить богов других городов.
Главным богом в шумерском пантеоне признавался Ан, но … он почему-то потом уступил главенство своему сыну Энлилю.
Скорее всего, причину нужно видеть в утрате городом Уруком господства над другими городами.
В конце IV тыс. до н.э. Урук уже был военным, культурным и религиозным центром Южной Месопотамии. Покровителями (или общинными богами) Урука являлись бог Ан и богиня Инанна (Иштар).
В XXVIII – XXVII веках до н.э. Урук становится центром Южной Двуречья, влиявшим и возглавлявшим все города-государства этого региона.
В Северном Двуречье, в это же время, господствующим городом является город Киш, где почитали Иннану и ее супруга Эа (более известных по их аккадскими названиям Иштар и Энки).
Известный герой шумерского эпоса Гильгамеш является как раз царем Урука. Согласно поэме «Гильгамеш и Ага» царь города Киша Агу посылает правителю Урука Гильгамешу требование начать ирригационные работы по всему Шумеру. Однако Гильгамеш отказался подчиниться, собирает отряды и побеждает войско царя Аги в сражении. Самого царя он пленяет, но затем отпускает в Киш. Данное событие относят или к 2700 г. до н.э., или к 2600 г. до н.э.
Поэма предполагает, что Урук на момент получения послания Гильгамешем был подчинен Кишу. А вот после победы вероятно верховенство власти переходит к Уруку. И царь Ага не просто так отпущен, а признал поражение и готов подчиняться (по мелочам).
«Список Шумерских царей» утверждает, что после потопа «царская власть (вновь) была ниспослана с небес, <…> (утвердилась) в (граде) Киш». Последним царем Киша Список как раз называет Ага: «Ага, сын Энмебарагеси правил 625 лет. Киш был разгромлен и царская власть была перенесена в (град) Эанна».
Град Эанна (или Э-анна) – храмовый район Урука, где в более поздний период стоял храм Инанны.
[Считается, что «Список Шумерских царей» именуемый также как «Хроника Единой монархии» был составлен, чтобы показать преемственность и непрерывность линии царей Месопотамии. Однако можно высказать некоторые сомнения, в том правы ли те исследователи, которые утверждают (а это сейчас общепринятая позиция), что текст списка идет линейно, и каждое новое правление начинается в то время, когда закончилось предшествующее в описании.]
Бог Ан в источниках трудно уловимым. Гильгамеш в основном взаимодействует с Инанной: «Гильгамеш, верховный жрец Кулаба, на Инанну он надеется …». Упоминания бога Ан(а) в эпических сказаниях имеются, но все в основном косвенные: «Воитель, Аном любимый …»
Вот так, начнешь читать эпосы и вопросов больше чем ответов.
Почему Гильгамеш назван жрецом Кулаба? И кто такой Кулаба? Или что такой?
В интернете: дается объяснение, что Кулаба – это город подчиненный Уруку.
Но так ли это?
Читаем эпос дальше: «Вслед за кравчим урукским Гильгамеш на стену поднялся. На малых и старых Кулаба пало его сиянье. Воины Урука схватились за оружье свое боевое», Получается речь идет о защите стен города Урука, но почему-то упоминается Кулаба.
В Сказании об Энмеркаре и Энсухкешданне также есть примечательная фраза: «Что я скажу ему? Жрецу верховному Урука, жрецу верховному Кулаба».
У меня лично создалось впечатление, что Кулаба это название храма в городе Уруке. Но вот кому он посвящен – богу Ан(у) или Инанне?
Если Эанна – храм Инанны, то получается Ан(у)?
Но Гильгамеш постоянно обращается именно к Инанне и не когда к богу Ан(а). Логично будет предположить, что Гильгамеш – жрец Инанны.
Тогда получается, что Кулаба – храм богини Инанны, а тогда Э-анна – бога Ан(а)?
[Уф, раскопки были тяжелые].
После поражения города Киша (в 2700 или 2600 г. до н.э.) Урук становится господствующим городом Шумера. Соответственно можно предположить, что и именно тогда Ан(а) объявили верховным богом.
Царь Урука Лугаль-кисальси (около 2400 г. до н.э.) именует себя царем Урука, Ура и Киша, и обращается с восхвалениями к Ан(у) и Инанне: «Для Ана, царя всех земель, и для Инанны, царицы ..., Лугальтарси, царь Киша ...».
Его отец Лугаль-кигинен-дуду тоже именует себя царем Урука, Ура и Киша: «Во имя Ана, царя всех земель, и во имя Инанны, владычицы Эанна. Лугалькигинендуду, царь Киша …».
[Ага, ошибся: «Инанны, владычицы Эанна» – значит храм Э-анна был и тогда Инанны! Или владычица Эанна означает, что она хозяйничает в храме отца? Ну, как вариант, хотя сомнительный]
В XXIV веке до н.э. правитель Урука Лугальзагеси вообще разрушил город Киш [скорее всего уничтожил крепостные стены, а не сам город].
Изначально Лугальзагеси был энси (правителем) города Умма, затем стал правителем Урука (и Урук становится столицей), потом присоединил (или наверное правильнее говорить подчинил) города Ур и Ниппур. Примерно в 2316 году до н.э. он разгромил Ур-Забабу, который правил в Кише.
Но уже при жизни Лугальзагеси город Урук был завоеван Саргоном Великим (Древним) и включен в состав Аккадского царства.
У столицы Аккадского царства города Аккада, конечно был свой общинный бог – Аба, о котором сейчас про него мало что известно. Однако Саргон сам не был уроженцем Аккада. Судя по его надписям, он поклонялся другим богам. В одной из своих надписей Саргон называет себя «надзирателем Инанны, помазанником Ану, правителем-жрецом (энси) Энлиля». В другой надписи он утверждает, что бог Энлиль дал ему права и владения.
Приемники Сагона считали одной из своих главных задач благоустройство храма Экур в Ниппуре, посвящённому богу Энлилю. Внук Саргона Нарам-Суэн (Нарам-Син), став царем Аккада, начал восстановление этого храма. В конце правления царь Нарам-Суэн самого себя объявил богом и рассорился со жрецами.
Работы по восстановлению храма Экур в Ниппуре закончил его сын Шар-Кали-Шарри. Принятое тогда титулование царя Шар-Кали-Шарри выглядело следующим образом: «Бог Энлиль повелел Сар-кали-сарри, могущественному царю, виночерпию бога Энлиля, царю Агаде, царю подданных бога Энлиля …»
При династии Саргона Ниппур, где почитался главным богом Энлиль, становится религиозным центром Шумера и Аккада и сохраняет этот статус в последующем.
Предводитель гутиев (кутиев), после того как завладел в около 2193 года до н.э. городом Ниппуром, принял царский титул (хотя Аккадское царство еще продолжало самостоятельное существование, хотя и в сильно урезанном виде).
После изгнания гутиев власть в Шумере ненадолго перешла царю Уту-хегаль из Урука. Он победил в сражении царя гутиев Тиригана в 2120 или 2055 годах (есть разные датировки). Однако Уту-хегаль умирает, и власть перехватывает основатель 3-й династии города Ура царь Ур-Намма.
При 3-й династии Ура в пантеоне официально главенствовал бог Энлиль, «царь богов и бог царской власти». При этом они почитали и своего бога Нанну (имевшего аккадское название Син) – бога луны.
P.S. Предположу, что до бога Ан(а) господствовал все же культ Инанны (Иштар). С одной стороны на это указывают те сюжеты, что здесь отмечены, с другой - есть мнение, что до распространения поклонения мужским божествам, главным религиозным культом был культ богини-матери (эдак с верхнего палеолита до энеолита) .
В продолжении сюжета о развитии религии Месопотамии: Как Мардук стал царем богов.