Найти в Дзене

Личная жизнь Сталина глазами либерального «историка» Стивена Коткина.

Теперь отмотаем немного назад и вспомним о любви товарища Сталина к часам и его коллекции, этих замечательных вещей. «Он коллекционировал часы [2]. Он играл в кегли и на бильярде. Он любил поработать в саду и попариться в русской бане [3].» Как всегда историк Коткин скуп на факты и доказательства, послав читателей самих узнавать всё об этом увлечении Вождя, снабдив их для этого нужной информацией, а именно к второй ссылке; «Куманев. Рядом со Сталиным. С. 387–389 (Яков Чадаев)». Придётся опять полазить по просторам интернета чтоб найти этот исторический документ, как смело называет воспоминания современников, товарищ Коткин. И вот он найден! Так давайте прочтём что там написано о коллекции. Уж извините, отрывок большой и даже познавательный, открывающий завесу тайны с этого, наверно любимого, увлечения товарища Сталина. « - Начну с часов - ответил Чадаев, - Однажды при докладе Сталину, когда я левой рукой положил перед ним на стол несколько документов (в правой руке держал папку), он в

Теперь отмотаем немного назад и вспомним о любви товарища Сталина к часам и его коллекции, этих замечательных вещей.

«Он коллекционировал часы [2]. Он играл в кегли и на бильярде. Он любил поработать в саду и попариться в русской бане [3].»

Как всегда историк Коткин скуп на факты и доказательства, послав читателей самих узнавать всё об этом увлечении Вождя, снабдив их для этого нужной информацией, а именно к второй ссылке; «Куманев. Рядом со Сталиным. С. 387–389 (Яков Чадаев)». Придётся опять полазить по просторам интернета чтоб найти этот исторический документ, как смело называет воспоминания современников, товарищ Коткин. И вот он найден!

-2

Так давайте прочтём что там написано о коллекции. Уж извините, отрывок большой и даже познавательный, открывающий завесу тайны с этого, наверно любимого, увлечения товарища Сталина.

« - Начну с часов - ответил Чадаев, - Однажды при докладе Сталину, когда я левой рукой положил перед ним на стол несколько документов (в правой руке держал папку), он вдруг схватил меня за левую руку и не без иронии произнес:

- Скажите, пожалуйста, какие у него интересные часы... Это что за часы?

Я ответил, что это швейцарские часы, которыми пользуются американские лётчики. Часы не боятся ударов, воды и магнитного притяжения. Мне их недавно подарили.

- Такие мне неизвестны. - сказал Сталин.

В эти секунды Молотов думал о том, что со своими часами ему всё- таки придётся распрощаться, раз и навсегда!
В эти секунды Молотов думал о том, что со своими часами ему всё- таки придётся распрощаться, раз и навсегда!

Подписав документы и поручив мне одно задание, Сталин чуть поднял руку в знак того, что можно уходить. Проходя мимо Поскрёбышева, я спросил его:

- Александр Николаевич, товарищ Сталин что-то моими часами заинтересовался?

- Ты что с луны свалился? - отвечает тот, - У товарища Сталина есть коллекция ручных часов. Хотя не большая, но очень интересная.

От Сталина я зашёл в кабинет к Булганину, чтобы получить визу на один проект распоряжения Совнаркома. В двух словах рассказал Николаю Александровичу и о том, что Сталин заинтересовался моими часами.

- Ну-ка покажи, что это за часы.

-4

Я снял с руки часы и положил на стол.

- Ничего особенного в них нет, - сказал Булганин, - Такими часами пользуются лётчики. Но товарищ Сталин, очевидно, обратил на них внимание потому, что, как я знаю, он коллекционирует часы. Как-то я случайно оставил у него свои карманные часы, но обратно получить их уже и не пытался.

Вернувшись в свой кабинет, я быстро подготовил проект документа, который мне поручил сделать Сталин и стал размышлять: подарить "хозяину" часы или нет. Ведь его реакция на этот шаг может быть разной; включая и нежелательный вариант ("снять с работы за подхалимаж" и т.д.). Наконец, я всё-таки решился. Позвонил Поскрёбышеву и спросил, на месте ли Сталин. Он ответил, что Сталин ушёл обедать. Тогда я отстегнул часы, положил их в конверт вместе с проектом постановления и отнёс в приёмную для подачи Сталину. Обычно Сталин после ознакомления с моими бумагами вскоре меня вызывал и возвращал подписанные им документы. На этот раз никакого вызова не последовало. Прошли целые сутки. Я почти не спал. Ну, думаю, будет неприятный разговор за мой поступок.

Наконец, звонит Поскрёбышев и говорит:

- Чего не заходишь? Давай приходи и часы свои забирай.

-5

Я просто похолодел. Захожу к Поскрёбышеву. Получаю запечатанный конверт, в котором что-то топорщилось. Скорее - в свой кабинет, разрезаю ножницами конверт и извлекаю подписанный Сталиным документ и коробочку. Открываю её и с изумлением вижу золотые часы-хронометр.

Через несколько дней меня встречает начальник охраны Сталина генерал Власик.

- Ну, задал ты мне задачу?

- Какую же, Николай Семёнович?

- Ну, как же. Вызвал меня товарищ Сталин и дал поручение - срочно найти хорошие часы. Я всю Москву объездил и, наконец, в одном складе приобрел этот хронометр. Привёз товарищу Сталину, а он и говорит:

- Это для обмена с товарищем Чадаевым.

Сам же Сталин при последующих встречах со мной ни словом, ни намёком не напоминал мне и не показал вида о случае с часами. И не спросил меня - понравились ли мне его часы. В свою очередь и я не пытался чем-не будь напомнить ему об этом случае…»

-6

Судя по этому «документу», можно предположить что у товарища Сталина действительно имелась, небольшая коллекция часов, которые ему дарили все кому не лень, начальники, помощники, и прочие, прочие, прочие, кто приходил к нему в кабинет и на чьи часы Иосиф Виссарионович обращал внимание. Причём добровольно и по собственному почину, без какого либо намёка со стороны Вождя. Вот одни, Булганин, зачем-то во время пребывания у «хозяина», в кабинете выложил карманные часы на стол. А вторые, подаренные Чадаевым, который после разговора с товарищем Сталиным о его швейцарских часах, бегал по Кремлю и спрашивал совета у всех встретившихся с ним коллег, что теперь ему делать в такой ситуации.

-7

Коткин, опять таки по своей европейской натуре, не может понять разницу между подарком и коллекцией. Ну что должен был делать товарищ Сталин с часами Чадаева? Просто вернуть их? Возможно европеец так и поступил-бы. Но по Кавказским обычаям, отказаться от подарка значило нанести обиду дарившему, оскорбить его. Вот и приходилось товарищу Сталину принимать эти ненужные ему толи подарки, толи презенты, собирая «коллекцию» против своей воли. Да и «коллекция» этих часов, как написано выше, была действительно не большая и состояла, возможно, из двух штук. Одни от Чадаева, вторые от Булганина. Почему я придерживаюсь такой версии? Да очень просто, по гуляющим на просторах интернета информации о описи вещей товарища Сталина, после его смерти, упоминаются только одни часы, да и то… переходите в самый конец описи, чтоб сразу прочитать о них.

-8

«Эта копия описи личных вещей, оставшаяся после смерти Иосифа Виссарионовича, говорит сама за себя:

«5 марта 1953 года в 22 часа 30 минут, я, комендант Ближней дачи Орлов, старший прикреплённый Старостин, помощник Туков, сотрудник Бутусова составили опись л / имущества товарища Сталина И. В. по указанию товарища Берия.

  1. Блокнот для записей, в обложке из кожи серого цвета;
  2. Записная книжка, кожаная, красного цвета;
  3. Личные записи, пометки, составленные на отдельных листках и отрывных листках. Пронумеровано всего 67 листов (шестьдесят семь);
  4. Общая тетрадь с записями, обложка красного цвета;
  5. Трубки курительные — 5 шт. К ним: 4 коробки и спец. приспособления, табак. В кабинете товарища Сталина: книги, настольные принадлежности, сувениры не включены в список.
-9

Спальня и гардероб:

  1. Китель белого цвета — 2 шт. (На обоих прикреплена звезда Героя Социалистического Труда).
  2. Китель серый, п / дневной — 2 шт.;
  3. Китель тёмно-зелёного цвета — 2 шт.;
  4. Брюки — 10;

10.Нижнее бельё сложено в коробку под № 2.

В коробку под № 3 уложены: 6 кителей, 10 брюк, 4 шинели, 4 фуражки. В коробку под № 1 сложены блокноты, записные книжки, личные записи.

Ванно-душевые принадлежности уложены в коробку № 4. Другое имущество, принадлежащее товарищу Сталину, в опись не включалось.

В спальне была обнаружена сберегательная книжка, в ней записано 900 рублей. Время окончания составления описи и документа — 0 часов 45 минут 6 марта 1953 года.

Присутствующие: (подпись) ОРЛОВ (подпись) СТАРОСТИН (подпись) ТУКОВ (подпись) БУТУСОВА.

Под другим имуществом имелся в виду настольный будильник в виде лисы (с отбитым ухом). Еще у Сталина была настольная статуэтка, подаренная Рузвельтом.»

-10

Неужели вы думаете, что всю коллекцию, пускай и не большую но коллекцию часов, пускай не очень дорогих, комиссия решила не вписывать в этот список, посчитав это не столь важным? Но зато, трубки курительные — 5 шт. и к ним: 4 коробки и спец. приспособления, табак, комиссия посчитала более важным и существенным? И неужели, историк Коткин, который имел возможность общаться с «историками», которые видели эти секретные бумаги, не мог поинтересоваться о таком списке, чего и сколько было у товарища Сталина из имущества? А в место этого на белом глазу, тыкая в лицо читателю вот эти, возможно и придуманные воспоминания, пытается доказать о том, что вождь коллекционировал часы.

-11

И что это за странная такая коллекция, собирать простые, дешёвые, формально дешёвые, доступные каждому американскому лётчику швейцарские часы, обменивая их на золотые часы-хронометр!? Судя по полному рассказу, который был описан выше, товарищ Сталин, как и подобает на Кавказе, принял подарок Чадаева. Но чтоб никто и никогда, не мог посчитать что это был подхалимаж, Вождь ответил подарком на подарок, подарив дарителю более дорогие часы, которые были куплены, скорее всего, на собственные средства, чему свидетельствует сберегательная книжка Сталина, в которой на момент его смерти было записано всего 900 рублей.

-12

Чтоб не быть голословным приведу пример из книги «Сергеев, Глушик. Беседы о Сталине. 15 С.», на которую, как на архивные данные часто будет ссылаться Стивен Коткин, в своей работе.

«А.С.: <…> В Сочи мы как-то застряли на машине, надо было подкапывать, подбежали рабочие, вытащили машину. Сталин потом их спрашивает, сколько получают в месяц, в день, час и им деньги каждому соответственно отсчитывает. Они: «Товарищ Сталин! Что вы! Да мы бы на руках вынесли!» Сталин: «Нет, вы работаете, а я здесь отдыхаю. Вам надо восстановить силы». Они – ни в какую не берут деньги. Он тогда: «Кто из нас здесь старший?» Ему, конечно, мол, вы. «А старшего слушаться надо». Он не допускал, чтобы за ним был долг или задолженность какая-то – ни копейки чтобы! И он всегда за этим следил – чтобы не быть так или иначе в долгу: все должно оплачиваться, труд человека надо уважать. Это был один из главных его принципов.
Сталин всегда благодарил людней за услуги, за работу. Вот были в Абхазии. Кто-то кого-то из ружья приветствует – бах! Тот в ответ тоже – бах! Ну и потом у этого абхазца попросили барашка. Власик это организовывал. Сталин тут же отдает деньги за барана. Тот: «Коба, Коба (на Кавказе Сталина звали «Коба»), нет, никогда в жизни не возьму». Сталин говорит: «Я приехал сюда отдыхать. Это когда царь ехал – он со своих подданных дань собирал. А я не царь и не барин. Ты трудишься, продукт твоего труда стоит денег. Я не приехал к тебе в гости. Вот когда я приеду в гости, ты меня угостишь.»

-13

Впрочем это не единственное хобби и увлечение товарища Сталина, как будет видно из этого, очень внушительного труда.

Продолжение следует…

Предыдущая глава.

Начало.

-14

ВНИМАНИЕ!!! Перепечатка, цитирование, копирование текста только с разрешения автора. Все фото, скриншоты, видео, рисунки, картинки взяты с поисковика «Яндекс» и «Яндекс картинки»!!!