Найти в Дзене

Эмиль Берлинер против Томаса Эдисона. Граммофон или фонограф?

Сегодня я хочу рассказать о двух выдающихся американских инженерах Томасе Эдисоне и Эмиле Берлинере – первопроходцах в истории звукозаписи и звуковоспроизведения. Томас Эдисон (11 февраля 1847 года – 18 октября 1931 года) – инженер и изобретатель, внесший весомый вклад в развитие многих отраслей, в частности электроэнергетики, кино, телеграфа и телефонии, он автор более тысячи патентов. Но фонограф Эдисон называл своим любимым изобретением. Во второй половине 1877 года Эдисон работал над усовершенствованием телеграфа и телефона и экспериментировал с аппаратом, который мог бы автоматически записывать телеграфные сообщения – «точки и тире» на бумажную ленту, чтобы потом быстро передавать сообщения многим адресатам. Он использовал для этого вращающийся цилиндр, обернутый вначале бумагой, а потом фольгой, и иглу, которая оставляла на них вмятины. Изучая передачу голоса, Эдисон заметил, что мембрана телефона вибрирует в такт звуковым волнам, и он решил подключить к этой мембране иглу, котор

Сегодня я хочу рассказать о двух выдающихся американских инженерах Томасе Эдисоне и Эмиле Берлинере – первопроходцах в истории звукозаписи и звуковоспроизведения.

Томас Эдисон (11 февраля 1847 года – 18 октября 1931 года) – инженер и изобретатель, внесший весомый вклад в развитие многих отраслей, в частности электроэнергетики, кино, телеграфа и телефонии, он автор более тысячи патентов. Но фонограф Эдисон называл своим любимым изобретением.

Томас Эдисон
Томас Эдисон

Во второй половине 1877 года Эдисон работал над усовершенствованием телеграфа и телефона и экспериментировал с аппаратом, который мог бы автоматически записывать телеграфные сообщения – «точки и тире» на бумажную ленту, чтобы потом быстро передавать сообщения многим адресатам. Он использовал для этого вращающийся цилиндр, обернутый вначале бумагой, а потом фольгой, и иглу, которая оставляла на них вмятины.

Рисунок Томаса Эдисона
Рисунок Томаса Эдисона

Изучая передачу голоса, Эдисон заметил, что мембрана телефона вибрирует в такт звуковым волнам, и он решил подключить к этой мембране иглу, которая оставляла бы след (вмятины) от этих вибраций на каком-нибудь движущемся материале. В эксперименте Эдисон использовал валик, который вращался с помощью рукоятки, на валик была намотана оловянная фольга. Звук записывался с помощью иглы, прикрепленной к мембране, которая с помощью раструба преобразовывала звуковые волны в механические колебания иглы. Эдисон в раструб напел детскую песенку «У Мэри был ягненок», на фольге появилась канавка с углублениями. При повторном проигрывании этой канавки Эдисон и его сотрудники к своему величайшему удивлению услышали через раструб записанный на фольгу звук.

Томас Эдисон
Томас Эдисон

Патент на фонограф был получен Томасом Эдисоном 19 февраля 1878 года.

Первая публичная демонстрация фонографа состоялась 4 мая 1878 года в оперном театре в Менло Парке, люди стояли в очередях, чтобы увидеть и услышать эту говорящую машину, а самого Эдисона назвали «волшебник из Менло Парк». Хотя скептики при демонстрациях фонографа до последнего не могли поверить в происходящее, самого Эдисона называли шарлатаном, а звучание фонографа объясняли чревовещанием стоящего рядом сотрудника Эдисона.

Спустя десять лет фонограф был усовершенствован, у него появился пружинный мотор, а для записи и прослушивания стали использовать восковые цилиндры, изготовленные из пчелиного воска и стеариновой кислоты. Для продвижения на рынок фонографов Эдисона в 1887 году была основана компания Edison Phonograph Company.

Главная проблема, возникшая в связи с массовым распространением фонографов, была в невозможности тиражирования валиков. Вначале несколько фонографов в студии делали запись одновременно на несколько валиков, потом исполнители музыкального произведения вновь повторяли композицию для записи следующих валиков.

В студии 13 фонографов одновременно далают запись на валики
В студии 13 фонографов одновременно далают запись на валики

Позднее стали создавать матрицу из первого оригинала гальваническим способом (с выпуклым рельефом вместо углублений), и из этой матрицы под давлением штамповали копии, однако каждая матрица изнашивалась после 100 - 200 оттисков. Кроме того, валики были хрупкими, чувствительными к температуре, влажности и легко царапались. Чтобы продавать валики в Европе, туда везли из США матрицы, или приглашали артистов для записи на месте в целях последующего производства валиков.

Фонограф с в студии записывает мастер-валик
Фонограф с в студии записывает мастер-валик

На этом фоне граммофоны Эмиля Берлинера выгодно отличались от фонографов Эдисона.

Эмиль Берлинер (20 мая 1851 года – 3 августа 1929 года) – американский изобретатель немецкого происхождения, работал в сфере авиастроения, телефонии и пр., но главным изобретением Берлинера считается граммофон, патент на который был получен 26 сентября 1887 года.

Эмиль Берлинер
Эмиль Берлинер

Берлинер экспериментировал с техникой записи, используя диск, покрытый сажей. Игла прочерчивала в саже звуковую дорожку, причем, по бокам дорожки (как русло реки), в отличие от записи на дне дорожки (впадина – холм) в случае с валиком Эдисона. Затем металлический диск протравливался кислотой, и полученная углубленная дорожка на металлической матрице использовалась для создания штампа и печати копий.

Патент Эмиля Берлинера
Патент Эмиля Берлинера

Первые диски Берлинера были из целлулоида и каучука, но качество было низким. Настоящая революция в массовом распространении граммофонов произошла, когда для изготовления пластинок он начал использовать шеллак – лак на основе спирта и природной смолы, выделяемой самками насекомых-червецов семейства Kerriidae, паразитирующими на некоторых деревьях в Индии и странах Юго-Восточной Азии. Одним металлическим штампом возможно стало изготавливать тысячи абсолютно идентичных копий.

Штамповка пластинок
Штамповка пластинок

Это превратило звукозапись из кустарного промысла в мощную индустрию. Такие пластинки были гораздо прочнее и долговечнее хрупких восковых валиков. Кроме того, себестоимость одной пластинки была намного ниже.

В результате в начале 20-го века граммофон постепенно вытеснил с рынка фонограф.

Справедливости ради надо сказать, что Томас Эдисон одновременно с фонографом на валиках изобрел и запатентовал также фонограф, записывающий и воспроизводящий плоские диски.

Фрагмент патента Томаса Эдисона и современная модель фонографа на дисках
Фрагмент патента Томаса Эдисона и современная модель фонографа на дисках

Однако, из-за отсутствия подходящего материала для изготовления пластинок, он сосредоточился на валиках. Когда в начале 20-го века Эдисон стал выпускать фонографы на пластинках, ранее полученный патент позволил ему это без нарушения авторских прав Эмиля Берлинера.

В том же 1877 году Эдисон изобрел и способ записи на ленту, но он сильно опередил свое время – первые магнитофоны стало возможным производить только спустя полвека.

Рисунок Томаса Эдисона
Рисунок Томаса Эдисона