Побег из Атлантики был не напрасен: на тот момент новый немецкий рейдер уже вовсю искали три корабля: броненосный крейсер «Lancaster», а так же вспомогательные крейсера «Orbita» и «Otranto», переоборудованные из пассажирских лайнеров.
Моряки часто верят в удачу, и видимо, не напрасно: проход мимо мыса Горн был затруднён из-за плохой погоды и встречного ветра. «Seeadler» сильно снесло к югу, и парусник пережил несколько крайне неприятных дней… Но именно из-за непогоды, задержки и сноса к югу «Seeadler» умудрился разойтись и с «Otranto», который был замечен командой немецкого рейдера, и с более страшным «Ланкастером».
Пока англичане искали «Seeadler» в южной Атлантике или у мыса Доброй Надежды, Феликс фон Люкнер уже захватил и пустил ко дну три американские шхуны и шёл на Мопелиа.
Что было на Мопелиа, остаётся на Мопелиа
29 июля «Seeadler» подошёл к атоллу Мопелиа, он же Маупихаа. Фактически, Люкнер и его экипаж высадились на вражескую территорию – атолл до наших дней входит в состав Французской Полинезии.
На острове команду встретили трое туземцев, высаженных сюда для промысла копры. Фон Люкнер держал судно недалеко от берега. Яйца, которых было на острове очень много, фрукты и пресная свежая вода стали хорошим подспорьем для восстановления здоровья немецкого экипажа, а твёрдая суша под ногами после двухсот одиннадцати дней в море восстановила настроение.
Отдых и пополнение провизии шли полным ходом. Но второго августа случилось то, что до сих пор вызывает массу вопросов.
«Seeadler» погиб.
Версия фон Люкнера
Со слов Феликса фон Люкнера, второго августа, в десять утра в море было замечено странное изменение в море, которое опознали как цунами. Команда бросилась спасать судно и заводить дизельный двигатель – но тысячесильный дизель был не в лучшем состоянии. Двигатель так и не завёлся.
Фон Люкнер сообщает, что цунами, вызванное подводным землетрясением, вышвырнуло корабль на рифы. Судно было разбито, вода хлынула в трюм, а мачты от удара сломались. Лишь чудом никто не погиб.
По версии графа фон Люкнера, «Seeadler» был уничтожен моментально, одним ударом – и в следствии стихийного бедствия, непреодолимой силы.
Эту версию, изложенную в его книге «Seetrufel», самую распиаренную и известную, часто приводят как «каноничную».
Звучит она прекрасно. Но есть пара интересных вопросов.
Во-первых.
Ни о подводном землетрясении, ни о цунами больше никто не упоминал – а Мопелиа не единственный остров в округе. Хоть острова в регионе и не слишком часто встречаются, но волна и землетрясение точно были бы отмечены в хрониках. А упоминаний о них просто нет.
Во-вторых.
Возникает ряд вопросов – почему после такого мощного удара, который в один момент превратил гордый парусник в груду металла и дерева, не было пострадавших? Не было погибших, не было переломов. Более того, после переселения команды на берег остались целыми многие довольно хрупкие вещи, в том числе патефон?
Версия пленного американца
Не менее интересна ещё одна версия.
Эндрю Петерсон, капитан потопленной американской шхуны «A. B. Johnson», присваивает уничтожение последнего боевого парусника себе и своим коллегам-американцам.
С его слов, Феликс фон Люкнер обратился к пленным американцам с вопросом - спокойные ли воды в этих краях, и можно ли заякориться за рифы. Американцы сказали, что течения и ветра в этом регионе резко не меняются, а якорь будет надёжно держать судно за риф. «С тех пор», — утверждает Петерсен, — «мы были уверены, что корабль будет разрушен, как только изменится ветер».
Эндрю Петерсон выставил фон Люкнера неучем и глупцом, а себя и своих товарищей – теми, кто хитростью уничтожил немецкий вспомогательный крейсер.
Эта история, несомненно, прекрасна. «Хитрые американцы» пустили ко дну «тупого немца». Но и тут есть пара вопросов.
Во-первых.
Если американцы действительно обманули Феликса фон Люкнера, то каким образом они остались живы, а не примерили пеньковый галстук, или не получили свинцовую пилюлю от вранья?
Во-вторых.
Ты, читатель, уже знаешь о ранних страницах биографии Феликса фон Люкнера. А вот три американца – явно не знали. Для них Феликс фон Люкнер был немецким графом, который вышел в море на паруснике. И который уже прославился достаточно, чтобы его начали называть «Морским дьяволом». Приписать себе лавры победы над человеком, который кошмарил судоходство в Атлантике – значит, прославиться. И возможно получить награду.
В-третьих.
Банальное «снесло течением и ветром на рифы» не объясняет, почему на «Seeadler» переломало мачты, а сам корабль выглядит настолько разрушенным.
Было ещё одно дополнение. Её выдвинул на основе судовых журналов и сведений от американцев некий немецкий исследователь в 1999 году. Согласно этой версии, все моряки отправились на берег и устроили там пьянку. И почти пустой корабль снесло течением.
Полный бред, высказанный в погоне за сенсацией. Но часть истины есть и в ней.
Версия Краузе и Кирхайсса
Четвертая версия основана на записях инженера Краузе и штурмана Кирхайсса. Согласно этой версии, резко изменились погодные условия – сменился ветер, и судно просто сняло с якоря, бросив на рифы. Двигатель был заведён, но из-за неполадок это получилось слишком поздно. Тем не менее, оба члена экипажа пишут только об одном – в 9:25 судно начало дрейфовать к рифам, была отдана команда завести двигатель. В 9:27 судно получило удар в кормовую часть, и в 9:29 двигатель завёлся, но в трюм уже хлынула вода.
Ни Кирхайсс ни Краузе в должной мере не пролили свет на гибель судна. Давались лишь косвенные намёки на то, что корабль погиб из-за течений, ветров и «проблем с якорем».
Как погиб «Seeadler»?
В 1999 году Ганс Д. Шенк опубликовал бортовой журнал «Seeadler» с комментариями. Бортовой журнал несколько проливал свет на события, но не на то, почему была создана версия с «цунами».
Вот запись из бортового журнала:
2 августа в 9:25 корабль начал дрейфовать в сторону берега.
Приказ запустить двигатель был отдан немедленно, но удалось это сделать лишь спустя четыре минуты.
За это время, в 9:27, корабль ударился о коралловый риф.
Никакие манёвры с помощью двигателя не возымели желаемого эффекта.
Ветер, в предыдущие дни дувший с северо-востока, в порыве, который выбросил S.M.S. «Зееадлер» на риф, сменился на северо-западный, силой 3-4 балла.
Кормовой якорь был потерян, а установка запасного заняла бы слишком много времени.
Корабль продолжало сильно бить о грунт, и в течение дня кормовой трюм заполнился водой.
Одновременно вода проникла в машинное отделение, а к полудню дала течь и носовая часть.
Корабль был оставлен экипажем в 15:00.
(Запись из бортжурнала «Seeadler», к.к. фон Люкнер, 2 августа 1917)
То есть, что мы имеем?
Около девяти часов утра судно стояло на якоре, недалеко от рифа. На корабле подняты топсели на бизани (кормовая мачта). Ветер дует с северо-востока, и паруса «оттягивают» судно к северо-востоку, вдоль рифа.
В 9:25 ветер сменил направление на северо-западное. Паруса, до этого оттягивавшие «Seeadler» от рифа, начали сносить судно на риф. Якорь, из-за изменения вектора тяги, либо стал точкой вращения для винджаммера, либо сорвался с рифа, но всё так же являлся точкой вращения. Судно начало приводиться к ветру – в этом положении сложно поймать ветер для манёвра можно, но это требует времени и места. Ни того, ни другого у экипажа «Seeadler» не было. Была отдана команда запустить двигатель. Это действительно могло спасти корабль. Но сильно побитый жизнью движок не заводился.
В 9:27 «Seeadler» налетел кормой на рифы. Продолжались попытки завести дизель.
В 9:29 двигатель завели. Но, как сказано в бортовом журнале, «Никакие манёвры с помощью двигателя не возымели желаемого эффекта». Причин может быть две:
Первая: Судно уже село кормой на грунт, и мощности двигателя не хватало для того, что бы отойти в море.
Вторая: При ударе кормой в 9:27 был повреждён винт или гребной вал, и двигатель работал впустую.
Волны продолжали бить «Seeadler» кормой о рифы. Как сказано в бортжурнале, в 15:00 экипаж оставил судно.
Возникает вопрос: а что случилось с мачтами?
Ответ можно найти в том же судовом журнале.
Уже после того, как Феликс фон Люкнер отправился на шлюпке искать новое судно, было принято решение подорвать мачты «Seeadler», которые было видно издалека. Лейтенант Прис установил на мачтах подрывные заряды, и…
К сожалению, взрывные заряды вызвали воспламенение газов, исходящих от топлива и гниющих запасов провизии, так что через несколько минут весь корабль был охвачен пламенем. Мы не предвидели этот неожиданный поворот событий, потому что при всех предыдущих взрывах на палубе захваченных кораблей огонь никогда не возникал.
(Запись из бортжурнала «Seeadler», л. Прис, 30 августа 1917)
Судно простояло на экваториальном солнце почти месяц. Испарения дизельного топлива полыхнули, и «Seeadler» сгорел.
Пожар
Остаётся последний вопрос: зачем была нужна история про цунами?
Здесь тоже всё просто. Фактически, вспомогательный крейсер был потерян из-за ошибок командования (фон Люкнер, Кирхайсс и Клинг). А по вине лейтенантов Приса и Клинга повреждённое судно было уничтожено пожаром окончательно. И за то и за то и фон Люкнера, и Клинга и Пирсом ждал трибунал.
Решение уничтожить мачты может показаться запоздалым. Но ирония заключается в том, что вскоре после того, как фон Люкнер отправился на шлюпке захватывать новое судно, но остров обрушился приливной вал высотой почти в два метра – и, видимо, ещё больше разбил «Seeadler» о рифы. Клинг (он остался за старшего в отсутствии фон Люкнера) принял решение уничтожить мачты, потому что корабль было уже не спасти.
История американцев про их «подлый совет», уничтоживший «Seeadler» - банальная ложь ради самопиара и возможной награды.
А «Легенда о цунами» Феликса фон Люкнера была ложью ради спасения. Ситуация, в которой погиб «Seeadler», была спорной: можно ли было спасти судно или нет, мы не узнаем. А уж судьи на трибунале – тем более не узнали бы, и вердикт зависел лишь от настроения участников заседания. Солгав, Феликс фон Люкнер спас и себя, и команду.
А SMS «Seeadler», последний сражавшийся парусник, ушёл непобеждённым.
Но Феликс фон Люкнер не зря заслужил прозвище «Морской Дьявол». Он не сидел на острове – с пятью членами своего экипажа, на шлюпке, он отправился искать новый парусник. Война продолжалась, и рейд фон Люкнера – тоже.
... и напоследок.
Уважаемый читатель) Я всегда рад ответить на вопросы в комментариях, и приветствую обратную связь.
Мои статьи на остальные темы, а так же статьи других авторов и многое другое можно найти в паблике "Исторический Угар" в соцсети "Вконтакте.
Поддержать автора можно лайком, подпиской или чеканной монетой.
В формате книги мои статьи (и не только про флот, и не только статьи) можно прочитать на моей авторской странице на author.today.
Спасибо за внимание!