Сколько уже рассказано историй о посткалиптических мирах и бредущих по их пустошам людях? Всегда рисуется какой-то образ из набора уже существующих, и эта история не то чтобы исключение. Вот только чем дальше разворачивается этот мир, тем больше проникаешься его устройством, настроением, героями. Он опустошён, его зенит в далёком прошлом, но… в нём существуют связанные между собой крупицы прошлого. Пока есть те, кто может их понять, он тоже как будто жив, немного.
Информация: В основе аниме лежит шеститомная манга Цукумидзу, публиковавшаяся в интернет-журнале «Kurage Bunch» издательства «Синтёся» с февраля 2014 по январь 2018 года и насчитывающая шесть томов. На русском языке выпущена издательством АСТ.
В 2017-ом году к выходу аниме приурочили выпуск сборника: «Девушки в последнем путешествии. Официальная антология» («Shoujo Shuumatsu Ryokou: Koushiki Anthology Comic»), состоит из зарисовок на тему приключения героинь, выполненных двадцатью пятью разными художниками.
Аниме-адаптация - студии «White Fox».
Примечание: Как соотносятся манга и аниме?
Редко их сравниваю, но тут сразу хочется оговориться, что атмосфера у них различается. Аниме бережно следует первоисточнику, но охватывает лишь его часть. В манге «путешествие» девушек – действительно последнее, это путь из точки А в точку В, без надежды вернуться домой. В аниме выходит, что путешествие – это именно путешествие. Без какой-либо озвученной цели, без поисков источника жизни и без борьбы с новыми угрозами. Удаётся создать атмосферу именно путешествия, в которое отправляются ради него самого, даже не для того, чтобы потом рассказать о том, что увидели (некому), просто это чувство, которое живёт в человеке до, во время и после пути.
Знакомство с мангой для просмотра аниме-сериала необязательно, но вспоминать о том, что милые и веселые события сериала происходят на фоне безнадежности, иногда можно. Воспринимается – глубже, ведь когда-нибудь будет путешествие, которое действительно станет последним.
Итак, присоединимся к главным героиням этой истории. Тихо-тихо, чтоб не помешать.
Сеттинг и персонажи
На экране - мир, лежащий в руинах после того, как машины обрели разум и началась война, положившая конец человеческой эпохе. Биосфера разрушена, живых людей почти что и нет. То, что остаётся, хорошо описывает словосочетание «индустриальный постапокалипсис». Трубы, провода, полуразрушенная многоэтажная структура, по ярусам которой поднимаются главные героини этой истории. Внутри и снаружи – бесконечные стены из бетона, ржавеющий металл, «кладбища» теперь уже бесполезной техники («Вроде бы людям и раньше не хватало еды. Зачем тогда они делали оружие? Если бы вместо оружия они производили консервы, наша жизнь была бы куда проще», - задаются вопросом главные героини). Ещё можно найти «заповедники», с выкованными из металла и инкрустированными драгоценными камнями кувшинками. Большая ценность в прошлом, простая и естественная составляющая неживого мира в настоящем.
Прикосновение к живой природе в этом мире – редкость и чудо. Тема «природа берёт своё» здесь не звучит. Пресекается не так радикально, как например, в «Бледном коконе», где весь мир – это устремлённая ввысь металлическая конструкция, но живые существа здесь – это одинокая рыба на огромной рыбоферме, и явно нездешнее существо, названное «котиком». Здесь нет буйно цветущей природы (как, например, в новинке текущего сезона «Постапокалиптическое путешествие» (осень 2025). Когда главные героини выбираются из подземного города, ночной свет – ослепляет, снег – удивляет, дождь ассоциируется с музыкой. Но хотя какие-то знакомые явления сохранились, земли вокруг скорее мертвы, чем живы.
Путешественниц двое, но одиночество – всё равно лейтмотив этой истории. Два голоса в необъятном мире могут звучать очень и очень одиноко. В мире, где время измеряется количеством оставшихся пайков, тем более. «Наше время, если подумать, тоже ограничено. Еды осталось на тридцать дней». «Если бы не ты, я бы справилась за семь».
Главные героини этой истории – её изюминка. С одной стороны, в их прорисовке и характерах чувствуется некоторая сдержанность, с другой – именно в этой сдержанности раскрывается целый мир.
Первую героиню зовут Тито (Чи) она серьёзная, в любой ситуации перестраховывается и любит книги – даже если возникают трудности с их прочтением. Обычно рациональная, когда дело доходит до возможности узнать о прошлом из книг, Чи не может удержаться.
- Так ты тоже складируешь хлам?
Вторая – Юри (Ю) – в традициях жанра, полная противоположность Чи. Хорошо управляется с огнестрелом и не расстаётся с ним – просто на всякий случай, вдруг пригодится. Её интерес – еда, не в плане кулинарных изысков, а знаете, есть такое движущее животное начало, которое вынуждает зверя выходить на охоту. Добыть – съесть, закон жизни. Когда в наличие только сухие пайки – это даже не удивляет.
- Ты же вроде сочувствовала этой рыбе.
- Тогда – да, сейчас – нет.
А вообще, начало это помогает ей адаптироваться и выживать в любых условиях. На суше и в воде.
Всё разнообразие сгинувшего человечества сжимается до девушек, характеры которых находятся на противоположных полюсах. Неизвестно, смогли бы они так крепко дружить, окружай их всю жизнь другие люди (много), но в этой истории между ними образуется связь, как между людьми, у которых нет и не может быть ничего и никого другого. Эта связь позволяет без глубоких обид переносить самые разные ссоры.
Прошлое у них одно, один «дедушка» и ещё много того, о чём в сериале не расскажут.
Транспортное средство здесь мощное – гусеничный мототанк. По неподтверждённой информации, несмотря на сильный апгрейд, имеет сходство с «Kettenkrad» - полугусеничным мотоциклом высокой проходимости, разработанным и выпускавшимся в Германии. Это верный товарищ, который везёт их по руинам мира. Если он ломается, его восстанавливают, а не заменяют на другой. Водит его – по возможности аккуратно – Чи. Главное, чтобы Ю её не отвлекла, а то можно и огромный столб на себя уронить.
Сюжет и примеры «остановок»
По атмосфере сериал немного напоминает «Путешествия Кино», но без того размаха, который позволял судить о государствах и эпохах. Если остановки и знакомства с разными локациями Кино – это притчи о человечестве, то приключения девушек – за редким исключением, это повседневность и её утраченные прелести в мире, в котором уже нет ничего, а фантазия о собственной комнате, с кроватью, лампами, телевизором, цветами – не более, чем весёлая игра. Это не значит, что история лучше или хуже, просто она - другая.
Выбравшиеся из-под земли Ю и Чи, мало что знают об окружающем их мире, но во время путешествия увлечённо, подчас с азартом исследуют его. Не как учёные, но с искренностью людей, которым небезразлично то, что они видят. Снег и звёзды – яркие, дождь – музыка… это общие слова, давайте посмотрим ближе.
Есть моменты, которые начинаются как шутка, а заканчиваются серьёзно:
- Для чего нужны дома?
- Людям нужно было где-то жить, вот и строили.
- Но у нас с тобой нет дома.
- Ну нет.
(глядя на мототанк)
- А этот драндулет дом?
- Нет?
- Почему?
- Дом был у нас когда-то прежде, а теперь - нет.
Иногда девушки размышляют о том, как всё было тогда, в прошлом, но эти попытки всё равно возвращают их к настоящему, к тому, что имеет значение сейчас, для них. Например, набредя на храм, Чи объясняет Ю, что храм – это «место, где живут боги», а «богам в подношение нужно давать еду». Неизвестно, что за храм перед ними, но как-то сразу становится понятно, про какую религию Чи читала у дедушки (точно не про христианство). Своё знание о единичном Чи переносит на целое, а Ю в этом туристическом экскурсе и вовсе больше всего интересует, можно ли этих самых богов съесть.
Надпись на табличке гласит, что храм посвящён богу, «дарующему свет в посмертии». После того, как всё погружается в пугающую непроглядную темноту, а потом свет возвращается, девушки кушают пайки и размышляют:
- Кушать пайки и смотреть на сад загробного мира.
- Загробный мир – тёмный. Может быть, строители сделали этот храм светлым для успокоения.
Очень многое в поведении построено на интуитивном ощущение правильного и неправильного. Ю и Чи никто не принуждает почитать память давно ушедших людей, но если взять вещи из непонятной галереи, а потом понять – что они память и ценны лишь в том месте, где лежат, тогда… тогда что-то подсказывает, что их надо непременно вернуть на место. Даже если обратный путь займёт время, которое, как мы помним, измеряется запасами еды.
О запасах еды девушки, конечно, прекрасно помнят. И, например, фотоаппарат – с немыслимым количеством кадров и зарядом – оценивается ими с точки зрения этих запасов:
- Столько отснять не успеем. Еда раньше кончится…
Мечты людей, которых встречают Чи и Ю, тоже больше не о глобальном, а о своём, личном. Собственно, в этом личном они и живут. Парень, который составляет чертежи, составляет их не ради потомков, не за вознаграждение (что в таком мире может стать наградой?), не с какой-то целью, а потому что действие это – смысл его жизни. Женщина, которая собирает самолёт, как будто имеет целью полёт в другой город, с которым когда-то была связь, но... есть ли этот город и что там? Сама возможность собрать самолёт всецело занимает и увлекает. Улыбка - даже в момент неудачи, ведь можно будет снова взяться за конструирование.
Каждый человек здесь вращается в своей системе координат, и ни за что не изменит её ради других.
- Как можно жить, если ты боишься умереть?
Пауза.
- Звучит броско, но глупо.
Итог
Какой у всего этого итог? Небольшая черта подо всем показанным проводится, но черта эта неокончательная. В манге, как уже говорилось, всё кончается невесело, в аниме-сериале конец открытый - путь продолжается. А его безрадостное завершение может подразумеваться, может не подразумеваться.
Больше всего, пожалуй, подкупает, что история подаётся как без бесконечного «превозмогания» одиночества и тягот, так без фанаберии, без напускной радости в честь того, что путь – это возможность напоследок оторваться. Отрываться, конечно, можно, но ещё интереснее – жить.
Ведь у каждого дня свои краски, а жизнь – это всегда последнее путешествие.
На фоне всех этих постапокалиптических странствий (кроме разве что действительно мрачных и напряжённых сцен) звучит довольно лёгкая музыка. В опенингах и эндингах она прямо-таки по контрасту весёленькая. Рисовка на первый взгляд кажется необычной, до того как включишь - вызывает сомнения, но уже спустя несколько минут, понимаешь, насколько же она подходит этой истории. Детальные фоны, скрытые, когда нужно лёгкой дымкой, но - совсем уж нереалистичные, сильно упрощённые дизайны персонажей. Порой ничто так не трогает, как непростая истории, рассказанная простым языком.
- Хороший выдался денёк, и музыка, и вид, и погода. Но это не точно.
Девушки в последнем путешествии / Shôjo shûmatsu ryokô
2017 год, фантастика, роуд-муви; 12 серий
чуть больше о новинке: Постапокалиптическое путешествие / Touring After the Apocalypse / Shuumatsu Touring
Спасибо, что вы здесь. Если статья понравилась, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. И - до новых встреч. Будем смотреть самые лучшие аниме вместе :)