Найти в Дзене
Дюков

Весь мир — «Театр» Сомерсета Моэма

Если совсем вкратце — роман «Театр» Моэма повествует о том, как талантливая великовозрастная и замужняя актриса Джулия Ламберт заводит роман с любовником по имени Том, и о том, как она пытается скрыть это от мужа, от ассистентки, и даже от собственного сына. Собственно да, Сомерсет Моэм написал книгу про одну большую интрижку, которая тянется на протяжении нескольких лет. Но настолько ли это поверхностный роман, если его сюжет можно описать одним предложением? Как именно Моэм показывает истину и ложь на страницах романа? И почему эта книга связана с нарциссизмом? Прежде чем приступить к анализу, хочу сказать прямо. Здесь не будет цитат, потому что я их просто не выписывал во время прочтения. Жалею ли я об этом? Безусловно. И всё же мне хочется поделиться своими мыслями насчёт этой книги. Начнём! Для начала хочу поговорить о том, что из себя представляет форма романа «Театр» Сомерсета Моэма. Почему книга названа именно так? Вариантов ответа может быть множество. Это может быть отсылка
Оглавление

Если совсем вкратце — роман «Театр» Моэма повествует о том, как талантливая великовозрастная и замужняя актриса Джулия Ламберт заводит роман с любовником по имени Том, и о том, как она пытается скрыть это от мужа, от ассистентки, и даже от собственного сына. Собственно да, Сомерсет Моэм написал книгу про одну большую интрижку, которая тянется на протяжении нескольких лет. Но настолько ли это поверхностный роман, если его сюжет можно описать одним предложением? Как именно Моэм показывает истину и ложь на страницах романа? И почему эта книга связана с нарциссизмом?

Прежде чем приступить к анализу, хочу сказать прямо. Здесь не будет цитат, потому что я их просто не выписывал во время прочтения. Жалею ли я об этом? Безусловно. И всё же мне хочется поделиться своими мыслями насчёт этой книги.

Начнём!

Глава 1. Форма романа

Для начала хочу поговорить о том, что из себя представляет форма романа «Театр» Сомерсета Моэма. Почему книга названа именно так? Вариантов ответа может быть множество. Это может быть отсылка к известному выражению Шекспира, которое цитирует главная героиня, Джулия Ламберт.

Весь мир — театр, а люди в нём — актёры.

Или же можно прочитать это название буквально, ведь главная героиня посвятила всю свою жизнь именно театру, и для неё это буквально место работы, творческая отдушина, карьера, семья и даже смысл жизни. Иными словами, для Джулии театр — это всё, ради чего стоит жить и стараться.

-2

Несмотря на то, что все действия происходят в Англии первой половины ХХ века, события могли спокойно произойти где угодно в наше время, и это заслуга литературного метода. По большей части, это модернизм, поскольку повествование максимально линейное, а единственный флэшбек (рефлексия событий прошлого) происходит в первых главах романа, когда мы следим за молодой Джулией, которая только начинает свой путь к статусу живой легенды. В остальном же события могут занимать как одну ночь, так и несколько лет, но они почти всегда идут в хронологическом порядке. Метод (то есть сам жанр) также можно разобрать по конфликту главной героини, которая боится быть «пойманной за руку», но при этом не может отказать себе в удовольствии. Забегая немного вперёд, можно смело сказать, что у героини есть конфликт между её подлинными мотивами, желаниями и теневой стороной личности (по Юнгу) и социальными нормами. Стоит отметить, что здесь не идёт речь о традициях, поскольку на Джулию давления со стороны более опытных актёров, мужа или родителей не оказывается. Иными словами, у нас по большей части внутренний конфликт, где антагонистом выступают нравственное воспитание общества. Конфликт по большей части внутренний и направлен на отношение героини к своим поступкам и насколько они «нравственные».

Как я сказал, композиция достаточно прямолинейная, но при этом в некоторых главах есть прямые «крючки» на продолжение. То есть сама по себе глава заканчивается, но в последнем предложении есть намёк на продолжение или неожиданный поворот, после которого читателю хочется прочитать дальше. Это можно назвать как грамотным сторителлингом, так и отличным маркетинговым ходом, уже устоявшимся в наше. Всё-таки книга была написана в 1937-м году, когда печать и типография уже стали полноценным бизнесом со своими дедлайнами. Разумеется такое было и до работ Моэма, но к 1937 году это вышло на новый коммерческий уровень. Нельзя сказать, что именно Моэм повлиял на то, чтобы литература стала более коммерческой, ведь до него был, к примеру, Толстой, выпускающий «Анну Каренину» частями. Однако Моэм явно стал (добровольно или нет) участником формирования коммерческой литературы. Это не хорошо и не плохо, а скорее просто факт.

-3

Что ещё можно сказать про язык и стиль «Театра» Моэма? Роман очень приятно читать. Словарный запас у Моэма достаточно богатый, поскольку он очень детально описывает каждое мимолётное чувство, которое испытывает Джулия Ламберт (да, она главная героиня, и автор делает её центром повествования). События не разворачиваются в большом количестве локаций, да и персонажей в романе не так много, но Моэм точно не скупится на слова. Очень много отсылок и прямых цитат из книг и пьес. Упоминаются картины, актрисы и художники. Иными словами, для неподготовленного читателя тут есть целый список различных имён и произведений искусства, с которыми он может ознакомиться. Однако Моэм не заставляет читателя знать все эти имена наизусть: благодаря контексту повествования можно понять, о чём идет речь. У Сомерсета Моэма очень широкий и богатый словарный запас, но по большей части он уходит в метафоры и сравнения, из-за чего понять быт возрастной актрисы становится гораздо проще.

Со стилем в романе всё также в порядке. Моэм по большей части уделяет внимание не внешним атрибутам, а внутреннему состоянию. Для него переживания персонажа, монологи и едва уловимые смены настроения гораздо важнее декораций, обстановки и физической атмосферы. Я бы даже сказал, что его описания настолько абстрактные и расплывчатые, а деталей в них настолько мало, что если бы по описаниям Сомерсета Моэма писали картину, она была бы нарисована акварелью в стиле импрессионизма. В книге не важно, как именно выглядит особняк, сцена или даже старая квартира, но важно, какие чувства вызывают эти места у главных персонажей.

-4

Как я писал выше, для Сомерсета Моэма гораздо важнее описать эмоции главных персонажей. Да, персонажи «Театра» могут казаться поверхностными, или даже карикатурными, но они достаточно живо и эмоционально переживают различные потрясения. Это показано весьма правдоподобно, я бы даже сказал достоверно. По сути, описания эмоций тут показаны по принципу «Действие — Реакция», один из базовых законов не только драматургии, но и физики. Приведу пример. Главная героиня, Джулия Ламберт, хочет добиться расположения своего будущего мужа, но сколько бы она не намекала на свою симпатию, он остаётся с каменным лицом. Но только когда она отлично отыгрывает роль на репетиции, её объект воздыхания прямо говорит, что она довела его до слёз. Разумеется, она была в восторге. А главная прелесть Моэма как писателя заключается в том, что мы чуть ли не посекундно можем увидеть весь эмоциональный путь, который проходит Джулия: шок, восхищение, гордыню, счастье, чувство победы.

Роман «Театр» Сомерсета Моэма это классическое произведение. Его легко читать, оно написано простым языком, который использует свою лексику и словарь для того, чтобы максимально сблизить нас с героями. Читается роман вполне увлекательно, и я бы сказал, что это — хорошая книга для первого серьёзного прочтения. Сомерсет Моэм умеет работать с моментом времени и искусно его растягивать, если речь идёт о потрясениях для героев.

Ну раз уж я так много говорил о том, что для Моэма важны персонажи, то предлагаю уже перейти к истории.

Глава 2. Действующие лица

-5

Персонажей в романе не так уж и много. Я б даже сказал, что главных действующих лиц всего три. Несмотря на всё это, мир в «Театре» Моэма отнюдь не кажется мёртвым. Да, мы не путешествуем по роскошным дворцам, в книге почти отсутствует экшн, и мы на протяжении всего романа только и делаем, что следим за выяснением отношений и интрижками. Но при этом название книги как раз и отображает сеттинг истории и ценности главных героев. Театр показан как полноценный живой организм, а не как декорация. У него есть своя репутация, полноценная система и даже проблемы с бюджетом (которые решает муж главной героини путём постоянных встреч и нетворкинга). Помните схему «Действие — Реакция»? Так вот, отзывы на пьесу способны негативно повлиять на репутацию театра, но и сам театр способен сломать карьеры молодым актёрам. Кого-то выгоняют, кто-то называет коллег по ремеслу бездарностями, а сплетни в гримёрках распространяются за считанные дни. Сам по себе театр — это вполне обычное здание, которое с визуальной точки зрения и описания не представляет их себя ничего особенного. Но при этом театр живой: у него есть потребности, которые надо закрывать, иначе это коснётся большинства персонажей истории. Тут даже можно провести параллель с естественным отбором Дарвина: либо ты, либо тебя. И единственный персонаж романа, который усвоил этот урок на интуитивном уровне — Джулия Ламберт.

Что касается общего антуража, то тут нет ничего особенного. Лондон 1930-х годов не показан как-то необычно, социальный и культурный контекст скорее служит фоном и декорацией, а не инструментом для раскрытия истории. Да, есть более благополучные районы, а есть бедные, но опять же, это не играет особой роли. Моэм не уделяет внимание ни костюмам (хотите альтернативу — «Великий Гэтсби» Фицджеральда), проблемам общества Англии тех лет («1984» Оруэлла) или же влияния Первой мировой войны и кризиса на британцев («На маяк» Вульф). Для кого-то это может быть минусом, поскольку хронотоп здесь лишь номинальный, ничем не выделяющийся от остальных.

-6

А вот чему по-настоящему уделяется внимание, так это человеческому наследию и искусству. Большое количество отсылок на живопись, актёров, культурные события, выставки, фильмы, и, конечно же, на литературу и пьесы. Это не только помогает погрузить читателя в мир образованных и творческих работников театра, но также даёт возможность ознакомиться с произведениями лично.

В целом атмосфера в театре скорее располагает к камерной истории, которых связывает один род деятельности или же семейные связи. Это очень хорошо раскроется ближе к концу романа, но в целом автор не хотел уделять внимание тому, где герои находятся. А вот чему Моэм уделяет почти весь хронометраж своей книги, так это её персонажам и их отношениям друг с другом. В этом моменте «Театр» можно и нужно рассматривать как книгу модернизма, поскольку в первую очередь в романе идёт упор на внутренний мир героев, их чувства, поток сознания и то, как они субъективно воспринимают окружение. И вот тут Моэм не просто делает это хорошо: он залезает в голову своим персонажам и пишет каждую мысль, которая их посещает.

-7

Думаю прямо сейчас важно поговорить об одном второстепенном персонаже, который является моральным ориентиром истории: Майкл Госселин. В книге он заведует театром, иногда пишет собственные пьесы, но чаще всего отвечает за продвижение и финансирование театра. Он показан как работоспособный, ответственный, надёжный и при этом активный «бизнесмен от мира искусства». Майкл Госселин, пожалуй, самый приземлённый и наиболее притягательный персонаж романа. Отчасти, это можно назвать скучным, ибо каждый раз, когда Майкл появляется на страницах, читатель может догадаться, что он скажет и что сделает. Несмотря на свой характер и деятельность, ему не чуждо сострадание, щедрость и своеобразная честь. В один момент он прямо говорит Джулии, что она не просто лучше него в несколько раз, но то, что она самая талантливая актриса, на которой держится весь театр Майкла. Учитывая, насколько придирчив Майкл к остальным сотрудникам и к самому себе, это очень и очень щедрый комплимент.

Почему же именно этот герой выступает моральным ориентиром для читателей? Во-первых, на фоне остальных персонажей, он единственный, кто не врёт и кто не делает импульсивных поступков. Им не управляют бессознательные потребности, комплексы и собственное эго. Его волнует исключительно судьба театра и то, с кем он сможет договориться в ближайшее время. Из-за этого он кажется главной героине жутко скучным, особенно в середине романа. Так же, как и в «Анне Карениной», переломный момент происходит тогда, когда Джулия осознает, что противится его поцелуям и сексуальным ласкам. Он просто становится ей противен, и поскольку именно за Джулией мы наблюдаем всю историю, мы видим Майкла её предвзятым взглядом через её искажённые глаза.

-8

Джулия Ламберт — локомотив всей истории, ведь именно из-за неё происходят события романа. Однако в отличие от работ Джойса, Вульф или Булгакова, вся рефлексия Джулии связана с её внешностью и репутацией. Для неё репутация и образ в глазах людей — самая главная ценность, но об этом мы поговорим чуточку позже.

Джулия показана с неоднозначной стороны, и читатель не может сказать, что наблюдать за такой главной героиней однозначно приятно. Она обольстительная, красивая, своенравная, умная и при этом талантливая. В первых главах, где Джулия — молодая актриса, которая только-только начинает постигать мир красных занавесов и бесконечных репетиций, очень нежная, тонко чувствующая натура, которая переживает каждый выход на сцену и любое мимолётное изменение в личной жизни. Но самое главное отличие между молодой Джулией, которая показана в воспоминаниях с Майклом, и опытной актрисой — молодая Джулия более искренняя, а её намерения максимально невинные.

А вот что касается главной героини, которая уже достигла своего приклонного возраста, то... тут всё не так просто. С одной стороны, она нам показана как не самая красивая, но очень опытная, всё ещё талантливая актриса, которая своим профессионализмом способна вытянуть даже самую посредственную пьесу. В одной из сцен, после спектакля к ней в гримёрку стучится режиссёр пьесы, но Джулия очаровывает его так сильно, что бедолага начинает верить её словам и отказывается от своего изначального замысла. Но есть и другая сторона: манипулятивная, фальшивая, эгоистичниая.

-9

Но почему Джулия представляет собой скорее отрицательный архетип, чем положительный? На это есть ряд причин, одна из которых — измена. Основное действие романа начинается тогда, когда к возрастной актрисе начинает приставать молодой, но бедный парень по имени Том Феннелл. И это идеальный эпизод, который как раз и демонстрирует всё мастерство Моэма. Мы следим за тем, как Джулия, несмотря на понимание всей глупости этой затеи, сначала соглашается на свидание в кафе, потом приезжает к нему в старые апартаменты, потом соглашается выпить чай, а в конце концов ложиться в его объятия и просыпается на утро в обнимку. И при этом каждое действие противоречит её мысли и её желанию уехать обратно к себе домой. Это прекрасный конфликт сознательного и бессознательного. У обоих частей психики есть свои мотивы, приоритеты и потребности, и вопрос лишь в том, кто выиграет.

Это очень характерная черта для писателей конца XIX и начала XX века: уделять внимание внутренним конфликтам и противоречиям. Здесь не идёт упор на широкие жесты и подвиги, как в случае с романтизмом («Герой нашего времени» Лермонтова, «Манфред» Байрона, «Фауст» Гёте) или на посыл для общества («Боги жаждут» Франса, «Отверженные» Гюго, «Приключения Оливера Твиста» Диккенса). В размышлениях главной героини нет никакой цели соблюдать моральные или нравственные нормы; для неё важны в первую очередь корыстные потребности. Почему? Да потому что она не только не рассказывает о своей интрижке мужу, но и решает оставить Тома в своём окружении рядом, чтобы возвращаться к нему снова и снова. Отнюдь не из-за романтических чувств к нему. Тут в дело идёт другой мотив, который является локомотивом всей истории. Её эго.

Я не могу далее рассказывать о сюжете и персонажах, если не затрону главную особенность психики Джулии Ламберт, которую мы разберём подробнейшим образом. Её маниакальную любовь к себе.

Глава 3. Поведение типичного нарцисса

Картина «Нарцисс». Караваджо
Картина «Нарцисс». Караваджо

Нарциссизм — понятие, введённое Фрейдом почти сто лет назад, в наше время как никогда актуально. Этот «диагноз» давно превратился в «ярлык», который говорит о том, что человеку со здоровой психикой лучше не взаимодействовать с нарциссом. Но вот вам парадокс: насколько часто мы встречаем нарцисса в жизни, настолько же и мало мы о них знаем с точки зрения поведения и, тем более, лечения. Но кто такие нарциссы, и почему Джулия Ламберт — одна из них?

Нарциссы — это определённый архетип со своими паттернами поведения. Названы они, конечно же, в честь мифа о молодом юноше по имени Нарцисс, который настолько сильно хотел любви, что в результате божественного вмешательства влюбился в собственное отражение в пруду, да так сильно, что не смог оторваться от него и умер. На его месте, логично, выросли цветы. В этом мифе тоже можно разглядеть суть нарцисса. И первое, с чего можно начать наш «чек-лист» — пустота и бесконечная потребность в любви и обожании. Как и любой нарцисс, Джулия Ламберт ищет внимания большинства людей, а любую критику касаемо себя воспринимает максимально остро. В момент, когда Майкл прямо говорит о том, что на последнем выступлении она выступила посредственно, она чуть ли не говорит в своих мыслях: «лучше бы он узнал о моём любовнике, ведь твои слова — худшее, что я могла услышать».

Кстати о мыслях! Это — один из самых ярких, но не самых очевидных художественных приёмов Моэма. Абсолютно все мысли Джулии Ламберт прямо противоречат тому, что она говорит, и единственный человек, который знает её истинную природу, мотивы и отношение к тем или иным вещам — это читатель. Остальным этого знать не дано. Насколько Джулия является самоуверенной, гордой и статной женщиной, умеющей придерживаться правил этикета, настолько же в своих мыслях она неуверенная, эмоциональная и, что самое главное, как сильно она злится на себя и свои поступки. Но парадокс заключается вот в чём: Джулия Ламберт никогда этого не признает. Подобная переменчивая натура также свойственна большинству нарциссов.

-11

Ещё одна очень важная черта нарциссов — это полное отсутствие эмоционального интеллекта и эмпатии. Для них люди просто инструменты. Например, когда Джулия изменяет своему мужу не с Томом, а с простым пассажиром купе и забывает об этом на следующий день(кстати, Том-любовник уже тогда был), её не волнует ни судьба её спутника, ни, конечно же, мужа Майкла. Для неё это был лишь обыкновенный опыт, который моментально выветрился из головы.

Но один из самых ярких моментов романа, который лично я бы назвал лучшим с точки зрения демонстрации нарциссизма — когда Джулия начинает ревновать своего любовника к её сыну.

Дано: Джулия, её муж Майкл, любовник Том и сын Рождер (он с Томом того же возраста) решили съездить отдохнуть в загородное имение на пару недель. Том проводит с Роджером слишком много времени, из-за чего Джулия чувствует себя брошенной, опустошённой и ненужной. И тогда она делает то, что по-настоящему задевает Тома и злит его: она оставляет свои деньги ему на подоконнике, подчёркивая его бедное статус и скудное финансовое положение.

Но зачем она это сделала? По утверждениям психологов и общего портрета нарциссов, самое страшное для них — остаться брошенными. Дело в том, что из-за нестабильной самооценки их отношение к себе скачет от уровня «Я Бог с большой буквы» до «я ничтожество». Больше всего нарцисс боится быть уязвимым и убедиться в том, что он недостаточно идеален в (вставьте сюда любое слово, хобби или ярлык), и что из-за этой «неидеальности» он лишится всего. Поэтому, кстати, нарциссы такие манипуляторы: они всеми силами стараются произвести неизгладимое впечатление лучшего человека на свете. Весь инструмент психологических манипуляций (от игнорирования и игры «горячо-холодно» до агрессии и обесценивания собеседника) вы сможете найти в арсенале нарцисса.

В случае Джулии её любовник Том перестал ей уделять внимание, и несмотря на то, что у них большая разница в возрасте, и он просто замечательно проводит время с сыном Джулии, возрастная актриса увидела в этом жесте нападение на её эго. Она привыкла к тому, что её муж, театральный агент, публика и критики — вообще все ей восхищаются. Она заслужила статус «лучшей актрисы Лондона» своим искусным умением вживаться в роль. Но всё это в миг будто перестаёт существовать только из-за Тома. Только из-за того, что он не уделяет ей внимание. А вишенка на торте — момент с «разоблачением». Когда всё вскрывается, Том открыто говорит о том, что только Джулия могла так поступить с ним, ведь она знает, насколько Том считает подобный поступок унизительным. Что отвечает Джулия? То, что ответил бы классический нарцисс. «Это не я, я бы никогда так не поступила».

-12

Более губительно черты нарциссизма у Джулии начинают появляться ближе к концу романа. Её начинает волновать старость. Она часами проводит у зеркала, грубит служанке и активно ищет того, кто по-прежнему будет считать её красивой и сексуальной. Одной из первых «жертв» становится давний друг, который по итогу отказывается от интимной близости с героиней. То ли из-за своей потенциальной гомосексуальности, то ли просто из-за отсутствия желания. Так или иначе, это негативно влияет на самооценку и эмоциональное состояние главной героини. К тому же, её Роджер привёл в труппу театра подающую надежды молодую актрису. Более того, она влюблена в Тома, как и он в неё. Несмотря на то, что никто в театре не воспринимает молодую актрису по имени Эвис всерьёз, Джулия видит в ней угрозу, которая способна разрушить её карьеру.

Ещё один маленький эпизод показывает отчаяние Джулии. Она одевает открытую одежду и выходит в неблагополучный район города за мужским вниманием. Один мужчина узнаёт её, но тот не собирается с ней спать. Он, мерзавец, уже счастливо женат. Подобные события бьют Джулию по лицу, и её отношение к себе всё больше сказывается к статусу «ничтожество». Подобные перепады настроения часто собственные фантазии.

-13

Но главным психологическим эпизодом в романе, конечно же, является разговор Джулии с её сыном Роджером за обеденным столом. Юноша, вернувшийся из Вены, прямо обвиняет мать в лицемерии, фальши и плохом воспитании ребёнка. Причём он это делает спокойно, констатируя факты, без истерик и даже без обид. Роджер намекает на мамину интрижку, но больше всего его ранит фальшь. Все эмоции, которые Джулия показывала на сцене, были ненастоящими. Роджер задаётся экзистенциальными вопросами и старается найти правду, желая отправиться в церковь. Самое забавное — Джулия не верит словам сына. Она начинает верить в то, что его испортила Вена и начинает рассказывать своим друзьям про то, что Роджер болен. Хотя он просто выразил своё мнение.

Нарциссам важен перфекционизм, в этом мы убедились. Однако когда дело доходит до критики, конструктивной или предвзятой, нарциссы глухи. Даже слова родного сына об аморальном поведении Джулии были безразличны. Её не интересовало мнение сына, который, несмотря на родную кровь, находился «по ту сторону ценностей». В этом коротком эпизоде Роджер говорит о круглом, а Джулия о зелёном. То есть они совсем не слышат друг друга.

-14

Кульминация романа остаётся спорной. Во время выступления, где Джулия, Майкл и Эвис играли, Джулия взяла на себя инициативу и перекрыла все реплики молодой девушки своим поведением. Она чуть ли не буквально задвинула её фигуру на второй план, и при этом публика осталась в восторге. Джулия добилась того, чего хотела: доказала всем, что она великая актриса. Её совершенно не волнует ни видение режиссёра, ни, тем более, судьба начинающей актрисы. И финал романа заключается в том, что абсолютно все люди в окружении Джулии Ламберт оказались в её власти. После спектакля она ужинает одна в ресторане, и её эго бьёт все рекорды. Она сравнивает всех остальных людей с муравьями, над которыми она гордо возвышается, а также признаёт, что ей не было смысла быть честной, искренней и переживать свои настоящие эмоции. В её мире есть только актёрское притворство.

Да, посыл романа остаётся сомнительным, ибо в парадигме романа именно Джулия осталась победительницей. Прежде всего она выигрывает как актриса, то есть её талант и бесконечная тяга к искусству важнее построения здоровых отношений. Она прямо говорит: «весь мир — театр, а люди в нём — актёры». Джулия признаёт, что ради искусства она готова быть настолько фальшивой, насколько это потребуется, ведь только так её будут любить и обожать. Некоторые говорят, что этот посыл Моэм видит иначе: искусство и талант важнее личностных качеств и моральных норм. Я бы трактовал это иначе: в творчестве нет места здоровым людям. Это вечный вопрос: а должен ли творец вечно страдать, чтобы искать вдохновение? Некоторые считают, что это всё лишь романтизация образа вечного страдальца, а кто-то и вправду верит, что ради шедевра нужно чем-то заплатить: стабильной работой, хорошим партнёром или даже собственным здоровьем. Самое главное — чтобы цель оправдывала средства. К этому выводу и пришла главная героиня романа Сомерсета Моэма «Театр».

Я не могу сказать, что я согласен с мнением автора или главной героини, но я понимаю, что это только моё мнение. Да, мы видим настоящий талант в лице Джулии, которая бесконечно гордится своим искусством перевоплощения и отыгрыша на сцене. В её окружении буквально нет ни одного человека, который мог бы как-то усомниться в её статусе замечательной актрисы, а то, что она неверная жена и плохая мать, не имеет значения. Всё окупает её талант.

Но лично я в этой концовке увидел тихую и медленную смерть человеческой личности. На контрасте с возрастной Джулией у нас есть Эвис которую все ставят на задний план, и сам читатель даже не воспринимает её всерьёз. Однако в ней можно увидеть параллель с молодой Джулией Ламберт: наивная девушка с чистыми идеалами, мечтающая стать известной. Всё то же самое. Я могу конечно додумывать, но в книге я увидел лёгкий намёк на то, что светлая полоса у Джулии только что закончилась. Да, она удержала статус великой актрисы; да, Том ей больше не интересен, а дебют Эвис, жертвы Джулией, стал для молодой девушки катастрофой. Однако время — штука непостоянная, и это показывается в моменте «увядания» любви Джулии и Майкла, а после Джулии и Тома. Рано или поздно Майкл снова подойдёт к Джулии и скажет о посредственной игре. Актёры стареют, публика меняется, настроения в обществе эволюционируют. Нельзя сказать, что Джулия потерпит фиаско в ближайшее время, но тот факт, что она не будет вечно молодой и вечно талантливой, неоспорим.

Опять же, это только моя трактовка.

ИТОГ

-15

«Театр» Сомерсета Моэма — необычная книга, в которой много противоречий. Вроде интересный анализ английской сцены, но антураж и хронотоп не запоминаются. Вроде размышления Джулии глубокие, но все остальные персонажи относительно неё самой поверхностные. Вроде интересное и глубокое психологическое изображение людей, но финал остаётся противоречивым. Но одно могу сказать точно: с точки зрения эмоционального интеллекта и передачи опыта она справляется на 100%. Типаж нарциссов, закулисья и интриги в театре (можете заменить на шоу-бизнес), психологическая подмена понятий и оправдание психики сомнительных поступков — всё это передано с педантичной достоверностью в удивительно ярких красках. Персонажи и общая атмосфера романа запоминается, а это уже делает книгу более чем отличной :)