Найти в Дзене

Один день из жизни крестьянина XV века. Часть 1

На дворе XXI век. У человека из среднего класса в быту используются технологии, облегчающие жизнь. Есть машины, телефоны, роботы, добавим сюда комфортную кровать и чистую одежду. Но задумывался ли ты о жизни наших предков-крестьян в Средние века?
В этой статье я расскажу, как проживал свой обычный день крестьянин в начале XV века на территории Восточной Европы. 4:00-5:00 часов утра. Крестьянин проснулся. Зимой вставали позже, но главное до восхода солнца. Вставали рано, потому что света и фонарей не было, а выполнить работы необходимо. Это, скажем так, вопрос жизни и смерти. Не поработал – будет голод. Петух был главным будильником, и именно с его криком крестьянин вставал с постели. Кстати! Недавно японские учёные решили докопаться до истины, и выяснили, почему петухи кричат по ночам. Оказалось, что это связано не с солнечным светом, а с их биологическим ритмом. «Первые петухи» кричат в полночь, «вторые» ближе к трём часам ночи, а «третьи» в 4 часа утра. Именно с ними и вставал кре

На дворе XXI век. У человека из среднего класса в быту используются технологии, облегчающие жизнь. Есть машины, телефоны, роботы, добавим сюда комфортную кровать и чистую одежду. Но задумывался ли ты о жизни наших предков-крестьян в Средние века?

В этой статье я расскажу, как проживал свой обычный день крестьянин в начале XV века на территории Восточной Европы.

4:00-5:00 часов утра.

Крестьянин проснулся. Зимой вставали позже, но главное до восхода солнца. Вставали рано, потому что света и фонарей не было, а выполнить работы необходимо. Это, скажем так, вопрос жизни и смерти. Не поработал – будет голод.

Петух был главным будильником, и именно с его криком крестьянин вставал с постели. Кстати! Недавно японские учёные решили докопаться до истины, и выяснили, почему петухи кричат по ночам. Оказалось, что это связано не с солнечным светом, а с их биологическим ритмом. «Первые петухи» кричат в полночь, «вторые» ближе к трём часам ночи, а «третьи» в 4 часа утра. Именно с ними и вставал крестьянин с постели.

После пробуждения, конечно, молитва. Во-первых, человек благодарил Бога за то, что проснулся. Ведь ночь это опасное время: духи, оборотни, волки, вампиры. В таком мире проснуться было уже Божьей милостью. Во-вторых, крестьянин просил помощи и сил в новом дне. Нужно отметить, что средневековый человек был очень религиозным. Мысль, что после смерти можно попасть в ад, сильно пугала. К тому же церковь обладала невероятным могуществом как в политике, так и в экономике. В собственности епископов находились целые деревни, а папы римские могли смещать европейских королей.

Помолились. В нашей избе темно. Солнце скоро взойдёт, но пока можно растопить или разжечь печь. Отмечу, что разжигание и растопка разные вещи, но вернёмся к этому позже. Печь располагалась или в центре избы, или в углу комнаты. Топить печь надо в любом случае, ведь это источник освещения, тепла и, конечно, с её помощью готовили еду.

Топливом был древесный уголь, но поиск дров всегда было занятной проблемой. Взять и срубить первое попавшееся дерево нельзя, ведь всё вокруг принадлежит феодалу/господину/барину/помещику (называйте его как хотите, это почти синонимы). Но откуда тогда брали дрова? Ответ: сухостой и валежник. Сухостой – засохшие на корню деревья, а валежник – упавшие на землю стволы деревьев или их части. Я это называю природным мусором. Именно его и можно было брать крестьянину.

Для разжигания печи использовали огниво, которое состояло из трёх элементов. Кресало – кусок закалённой стали, кремень, и трут – быстроразжигаемый материал: сухой мох, опилки. Как выглядел процесс разжигания. В одну руку брали кремень, в другую кресало. Резко под углом совершали удары кресалом о кремень, направляя сноп искр на трут. Если всё сделано правильно, искра, попавшая на трут, приводит к тлению. Затем аккуратно к тлеющему труту подносили заранее подготовленную соломку и раздували до тех пор, пока не появится открытое пламя. Получалась своего рода спичка, с помощью которой можно разжечь печь.

Порой этот процесс усложнялся отсутствием огнива, тогда крестьянину приходилось идти к соседу и слёзно просить одолжить инструмент. Поскольку разжигание печи процесс нелёгкий, печь никогда не гасили полностью. На ночь оставляли под слоем золы тлеющие угли, с помощью которых утром топили печь. В этом и кроется главное отличие разжигания от растопки.

У многих изб в то время не было трубы. Дым от печи выходил прямо в помещение, медленно поднимался к потолку и уходил через специальное отверстие в стене или потолке. Это означало, что вся изба изнутри была покрыта слоем сажи.

Печь не всегда давала достаточно света, поэтому люди использовали лучинку. Лучинка – это тонкая длинная щепка сухого дерева. Её поджигали, например от печи, и вешали в удобное место. В процессе тления лучинка излучала небольшое количество света, что позволяло разглядеть лицо человека в радиусе одного метра.

Помолились, разожгли печь, повесили лучинку, теперь пора в туалет и умываться. Продолжение следует…