Нэ магу
Учебный центр КТУРКВО
Идёт практическое занятие по метанию боевой наступательной гранаты РГД-5. Курсанты по три человека прыгают в окоп, получают у сержанта под роспись гранаты и после инструктажа офицера под его руководством совершают бросок.
В окоп прыгает наша тройка. Получаем гранаты и по очереди подходим к офицеру. Вторым к офицеру подходит курсант Али.После инструктажа, офицер даёт ему команду:
-Разогнуть усики!
Али выполняет приказ.
-Выдёргивай кольцо!
Команда выполнена.
- Кидай!
Али секунд пять стоял с гранатой в руке, затем схватил руку офицера, вложил в неё гранату со словами :
- Нэмагу, сам кыдай!
При этом раздаётся характерный звук срабатывания запала. Реакция офицера была мгновенной, граната полетела в сторону рва. Мы остались живы.
Клиренс может быть тяжёлым
Учебный центр КТУРКВО
Подготавливается группа танкистов по специальности заряжающий танка. Занятия проходят в видавшем виды ангаре, который гордо именовался учебным корпусом. Изнутри ангар был разделён перегородками на отсеки. Отсеки были заполнены всевозможными деталями от танка. Некоторые были в разрезе.
В самый разгар учебного процесса, в ангар входит курсант из другой роты. Быстрым нестроевым шагом, он подходит к нашему командиру взвода и не отдав честь, так запросто говорит:
-Товарищ командир, мой командир прислал меня в этот ангар, что бы я принёс учебное пособие клиренс, для изучения с моей группой!
Наш командир взвода немного оторопел от такого наглого неуставного обращения к старшему по званию, затем обвёл взглядом взвод и объявил свой приказ:
-Курсант Ломов, приказываю вам пройти вместе с этим остолопом в помещение номер восемь и дать ему хороший клиренс!
(для тех кто не в курсе, клиренс – он же дорожный просвет. Это расстояние от земли до самой нижней точки днища машины.)
Приказ был получен. Необходимо было его выполнить.Заходят оба курсанта в указанное помещение и среди разнообразных запчастей, видят прислонённую к стене крышку люка механика водителя, на которой мелом было написано: « КЛИРЕНС ЛИТОЙ СТАЛЬНОЙ». Ломов еле сдержал улыбку и приступ смеха. Уже серьёзным тоном он указал на искомое и сказал:
- Вот твой клиренс бери и пошли обратно.
Как только посланник с тяжёлой ношей на спине покинул ангар весь взвод разразился дружным смехом. Всё таки хоть что то надо знать о той технике на которой придётся служить. Суровый армейский закон- не доходит через голову, дойдёт через ноги. В армии без этого никуда.
На слабо
Жестокость войны, порождает не только героические поступки, но и жестокие бессмысленные шутки над новичками.
Дело происходило в Афганистане. На одну из сторожевых застав прибыло молодое пополнение. Весь свободный от несения караульной службы контингент заставы собрался в глинобитной казарме. Новички оказались в центре внимания. Их закидывали вопросами. В основном вопросы были о том, что нового произошло в гражданской жизни за время их пребывания на заставе.
Когда всё было рассказано и пересказано, один из старослужащих Сава Полетаев, балагур и шутник, решил подшутить над молодняком. Для своей коронной шутки он выбрал одного из парней и завёл с ним разговор:
- А что Миша, в бою тебе страшно будет?
-Не знаю…- честно ответил Миша.
-А вот давай прямо сейчас и проверим! Слабо прямо сейчас?
-Не слабо! – ответил Миша, сам того не подозревая на что соглашается.
-А пошли со мной салага. Посмотрим на твоё не слабо.
Вместе они вышли из казармы, подошли к складу боеприпасов, Сава сдёрнул с пластилиновой печати проволоку, раскрутил её и зайдя на склад взял пару гранат Ф-1. Затем он вышел, закрутил проволоку как было, залепил пластилин и достав из кармана офицерскую эмблему, приложил её к пластилину. Получилось похоже на печать.
-Видишь, как всё просто, пошли дальше - Сказал он Михаилу.
Они дошли до обрыва, Сава дал одну гранату Михаилу и объяснил условия испытания:
-На счёт раз – выдёргиваем кольцо, на счёт два – отпускаем чеку, и кто первым кинет гранату в пропасть – тот и ссыкун. Понял?
- Да.
-Тогда начинаем, Раз! Два!.
Обе гранаты полетели в пропасть одновременно…
-А ты ничего, салажонок. Будет из тебя толк! – сказал Сава и пожал Мише руку.
Больше Миша никогда ни с кем не спорил и не давал себя поймать «на слабо».
Кот и траектория
Произошла эта история в Афганистане.
На одной из сторожевых застав сменился офицер. Новый командир взвода, полтора года назад получивший погоны, быстро понял, что здесь нет необходимости отчитываться за каждый стреляный патрон и после стрельбы ползать на четвереньках собирая стреляные гильзы, чтобы вернуть их на склад ровно в том количестве, в котором получил. Надо сказать, что в стрельбе из всех видов вооружения какими располагала застава, он овладел хорошо.
Однажды, прогуливаясь по расположению заставы с автоматом на перевес лейтенант выискивал себе какую ни будь живую мишень. Ворону на помойной яме или орла в небе. И вот, зоркий глаз охотника замечает большого пушистого чёрного котяру, который спал, развалившись на лавочке у стены склада боезапаса заставы и не знал, что стал мишенью.
Этого кота знала вся застава, кроме взводного, он его увидел впервые. Бойцы нарекли кота Душманом, поскольку никто не знал, откуда он появляется на заставе и куда затем исчезает.
Прицелившись в кота , взводный даёт по нему одиночный выстрел. Котяра с пронзительным криком подпрыгивает и исчезает в неизвестном направлении.
Из склада выходит бледный как молоко сержант, дежурный по гарнизону, которому командир взвода ещё до выхода на охоту приказал пересчитать количество боезапаса заставы.
- Спасибо, товарищ старший лейтенант, что не подстрелили как кота. Зря вы по нему пуляли, это такой кот, в которого никто попасть не может. Душман он и есть душман. А теперь очень вас прошу, пройдите пожалуйста на склад, я вам одну интересную вещь покажу.
Заходят взводный с сержантом на склад боец показывает офицеру на отверстие в стене.
-Это, товарищ командир, входное отверстие от вашей пули, а это- солдат показывает на другую стену.- выходное.
Сержант достал из кармана нитки отмотал немного и попросил взводного приложить один конец нити к входному отверстию. Другой конец нити он приложил к выходному и нравоучительно произнёс:
-Видите командир траекторию? Проходит она аккурат между боеголовок танковых снарядов. А теперь представьте себе, что вы в кота попали… автоматная пуля прошьёт его на вылет и траектория при этом будет ниже и попала бы пуля аккурат в боеголовку. На настоящий момент здесь лежит ровнёхонько двести восемьдесят снарядов, более двадцати ящиков гранат, тротиловых шашек пяток ящиков, такую мелочь как патроны вообще в расчёт уже можно не брать. И осталась бы от нашей заставы после вашей охоты одна большая воронка. Очень вас прошу от лица всего взвода больше так не делать, мы очень хотим живыми домой вернуться.
Во время этого монолога взводный стоял понурый, он напоминал нашкодившего школьника вдруг глубоко осознавшего свою вину. Покинув склад, лейтенант присел на скамеечку, на которой отдыхал до охоты кот и обхватив голову руками долго сидел в глубокой задумчивости…
О чём он думал, никому не известно, но после этого случая он никогда попусту не стрелял. Как отрезало.
Трубка отвалилась
Афганистан.
Через заставу проходила очередная колонна доставлявшая нашей армии из Советского Союза в Афганистан продовольствие, боеприпасы, топливо, амуницию, боевую технику и тому подобные грузы. В составе этой колонны возвращались из капитального ремонта несколько самоходных артиллерийских установок САУ.
За полкилометра до заставы, с одной из САУ происходит ЧП. Капитальный ремонт был видимо произведён не совсем качественно, после нескольких десятков километров, с катков САУ отвалилось всё резиновое покрытие и как итог слетали гусеницы.
Самоходку инвалида отбуксировали на заставу и затолкали в свободный капонир. При неисправной технике оставили на всякий случай механика водителя. Остальные машины пошли дальше.
Прошёл год. Самоходная гаубица так и стояла в капонире, а механик водитель самоходки влился в коллектив заставы.
Наступило время замены зампотеха танковой роты. Новый техник, начал с того же, с чего и некоторые другие вновь прибывшие офицеры и прапорщики. Стрелял из всего вооружения заставы. Вороны быстро поняли, что пролетать над заставой опасно для жизни и куда- то исчезли.
Не раз по утрам мы наблюдали картину маслом: старший прапорщик гордо вышагивает вдоль обрыва с автоматом и пристёгнутым подствольным гранатомётом. Рядом идёт боец с цинком гранат в руках. Техник берёт гранату, вставляет в подствольник и произведя выстрел, сразу же прикладывал к глазам бинокль, наблюдая за взрывом.
Вскоре милитаристская лихорадка у зампотеха пошла на спад и после нескольких выстрелов из танка, нам показалось что прошла совсем. Но это, как оказалось, была только первая часть афганского балета…
Не проходит и месяца , у техника появляется новая идея- сделать выстрел из давно забытой в запасном капонире САУ.
Вызвав к себе механика водителя, он отдаёт приказ взять ещё троих бойцов и готовить установку к выстрелу. В артиллерийской установке имелся боекомплект, полученный видимо перед выходом колонны.
Дальнейшие события развивались так: сижу в своём танке и занимаюсь настройкой рации. В люк просовывается голова моего заряжающего Чары.
-Сейчас САУ стрелять будет. Давай смотри!
- Ты молодняк, - отвечаю- тебе это интересно. У меня этих выстрелов было выше крыши. Что танк, что САУ – одна малина.
Голова заряжающего исчезла и я дальше занимаюсь своим делом. Слышу звук выстрела.
В люке снова появляется голова Чары и он кричит:
- У саушки трубка отвалилась!
Я ничего не понял какая трубка и откуда отвалилась, но из танка вылез. Картина моему взору открылась страшная: ствол САУ валяется на земле, на башне вместо ствола огромная «роза», как от разбитой бутылки, только с загнутыми краями. Из самой установки валит дым и показываются языки пламени.
Вместе с заряжающим бежим к начинающей гореть машине. К нам подтягиваются остальные ребята. Вместе мы быстро закидываем горящее дизтопливо песком, благо его под ногами много, помогаем выбраться из машины артиллеристам- неудачникам и оказываем им первую медицинскую помощь.
Вид у них был ещё тот. Лица покрыты копотью и царапинами, неглубокими, одежда тоже пострадала, но защитила тело. Они стояли и дрожали, какое-то время не могли говорить.
Когда первые минуты потрясения прошли, «главный артиллерист» зампотех медленно по слогам произнёс:
- Мы кажется, сегодня, второй раз родились….
А причина была самая простая: ребята, готовившие установку к выстрелу даже и не подумали проверить и прочистить перед выстрелом нарезной ствол орудия, которое целый год не видело ни смазки ни чехла. Зампотех тоже не проконтролировал этот процесс. Ржавчина и песок привели к тому что снаряд разорвался в стволе и просто чудом не сдетонировали остальные снаряды боеукладки этой невезучей установки.