10 июня в Новой Третьяковке на Крымском Валу в Москве открылась выставка «Карл Брюллов. Рим — Москва — Петербург», приуроченная к 225-летию со дня рождения художника.
Праздничные мероприятия начались еще в 2024 году — на родине мастера, в Санкт-Петербурге. А этим летом выставка наконец добралась до Москвы.
Правда достать билеты с экскурсионным обслуживанием оказалось для меня настоящим испытанием — квест длиною в несколько месяцев. Но об этом расскажу чуть позже. Сейчас же хочу поделиться тем, какие картины стоит увидеть своими глазами и почему выставка Карла Брюллова остается одной из самых заметных событий культурной Москвы на протяжении нескольких месяцев.
Рим
Итак, выставка получила название «Рим — Москва — Петербург». Именно эти три города сформировали Карла Брюллова как художника и как личность. Здесь он прожил свои самые яркие годы, здесь рождались его великие полотна, благодаря которым современники стали называть его просто — Великий Карл.
В 1822 году Брюллов отправился в Италию, где провел почти тринадцать лет.
Именно там он создал свои лучшие произведения — картины, принесшие ему мировую славу и навсегда вписавшие его имя в историю русской и мировой живописи.
Последний день Помпеи
Конечно, это центральное полотно всей выставки и жизни художника.
Сделать фото этой картины очень сложно. Здесь постоянное скопление людей, как алтарь или иконостас в православном храме: посетители разглядывают детали, делают селфи, Reels. И я их понимаю, место силы и притяжения, смотрите сами.
Эту картину я увидела в первый раз, и конечно, она на меня очень впечатлила. Хотелось рассмотреть каждое лидо на этом трагическом полотне.
А это, кстати, сам художник изобразил себя на холсте и ящиком красок и кистей на голове.
История этой картины очень интересна. В 1827 году Брюллов посетил раскопки древнеримского города Помпеи, трагически погибшего при извержении Везувия в 79 году н.э. Город произвел на него колоссальное впечатление.
В поездке Карл был со своим другом и археологом Анатолием Демидовым, которого бы мы назвали сегодня релокантом, так как он уже очень много лет жил в Италии и был уже больше итальянцем, чем русским.
Кстати, именно Анатолий предложил Брюллову написать картину на тему катастрофы для своей виллы в Италии.
Шесть лет работы над картиной (1827-1833) стали для Брюллова настоящей одержимостью. Он изучал археологические источники, письма очевидцев катастрофы того времени.
Сохранилось несколько эскизов этой картины, которые тоже выставлены:
Когда в 1833 году картина была, наконец, выставлена в Риме, случился фурор. В мастерскую Брюллова выстраивались очереди. Его поздравляли на улицах, о нем писали во всех газетах. Высшей наградой стала фраза, приписываемая знаменитому английскому писателю Вальтеру Скотту:
«Это не картина, это целая поэма!»
Итальянская критика провозгласила его «Карлом Великим». Получив восторженные отзывы в Европе, картина отправилась в Парижский салон, где была удостоена золотой медали.
В 1834 году по желанию Анатолия Демидова, картина была отправлена в Россию и подарена императору Николаю I. Она стала первой картиной русского художника, вызвавшей такой огромный общественный резонанс в Европе.
Москва
В декабре 1835 года Карл Брюллов приезжает в Москву. Здесь он был всего пару месяцев, но это пребывание запомнилось ему на всю жизнь. Он знакомится с Пушкиным и знаменитым портретистом Тропининым.
Здесь он пишет несколько знаменитых картин.
Брюллов сам позирует Тропинину:
Петербург
С 1836 по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Представьте: художник, которого боготворила вся Европа, чьи «Помпеи» сравнивали с шедеврами Рубенса и Микеланджело - его встречали как национального героя.
Император Николай I даровал ему звание профессора Академии художеств и засыпал почетными заказами. Весь высший свет Петербурга считал за честь позировать «великому Карлу».
На рубеже 1830-1840-х годов Брюллов был невероятно востребован. Он писал иконы для храмов и создавал портреты культурной элиты — княгини Волконской, Демидовой, Крылова.
В это же время он вновь встретил свою возлюбленную, графиню Самойлову, и запечатлел ее с воспитанницей на картине, вошедшей в историю как «Маскарад».
Но главным и самым провальным проектом того времени стал царский заказ. Император Николай I поручил Брюллову написать «Осаду Пскова», обеспечив его всей возможной помощью: историками, экспедициями и своим личным вниманием. Однако эта тотальная опека и постоянный контроль возымели обратный эффект. Чрезмерное давление убило в художнике всякое вдохновение. В результате грандиозная картина так и осталась неоконченной — Брюллов попросту отставил её в угол и больше не прикасался к работе.
В 1843 году Брюллов приступил к своей самой масштабной и роковой работе — росписи купола Исаакиевского собора.
Площадь купола превышала 800 квадратных метров, и шутя, художник говорил, стоя на лесах:
«Мне тесно! Я бы теперь расписал небо!»
800 квадратных метров сырой штукатурки, на которой не держались краски, холод, сквозняки и облака каменной пыли стали его рабочим местом на несколько лет.
Даже его недюжинная энергия не выдержала таких условий. Монументальный проект жестоко подорвал его здоровье. Художник тяжело заболел и был вынужден остановиться. Завершал роспись уже Петр Басин по брюлловским наброскам.
Это поражение в битве с собором стало точкой невозврата. В 1849 году Брюллов уезжает лечиться на Мадейру, а затем в Италию, откуда ему уже не суждено было вернуться.
Как я прорвалась на главную выставку Москвы и что из этого вышло
Первое препятствие: Виртуальная охота за билетами
Если вы думаете, что купить билет на экскурсию — это зайти на сайт и выбрать удобное время, вы наивный мечтатель. Попасть сюда в выходной — миссия почти невыполнимая. В будни — сложно, но шанс есть. Система продаж — это отдельный аттракцион: билеты «выбрасывают» в продажу буквально на 1-2 дня вперед, и они исчезают за час, если не быстрее. Пришлось буквально дежурить на сайте, держа палец на кнопке обновления.
Очень часто была вот такая история: билетов в сборную группу нет, а в Индивидуальную группу — пожалуйста. Цена вопроса всего 30 000 Р.
Второе препятствие: Битва в залах (даже в будни)
Я шла в свой законный отпускной будний день, наивно полагая, что будет малолюдно. Как же я ошиблась! Народа было ОЧЕНЬ много. Пришлось проявлять чудеса маневренности и терпения, чтобы подойти к шедеврам. Что творится здесь в выходные — даже представить страшно.
И вот оно — счастье! Почему все мучения того стоили?
Как только переступаешь порог зала, все трудности забываются. Экспозиция выстроена БЕЗУМНО продуманно. Все стены — в глубоких, приглушенных черных тонах. И это гениальное решение! На таком фоне драматичные и яркие полотна Брюллова буквально ВЗРЫВАЮТСЯ цветом. Каждый мазок, каждая тень, каждое эмоциональное лицо видны так, словно ты смотришь на картину впервые.
Секретное оружие: Наш экскурсовод
Нам невероятно повезло! Наша экскурсовод — молодая девушка с бархатным, чарующим голосом и приятнейшей внешностью — не просто рассказывала факты. Она укутала нас в свое повествование. Ее рассказ о творчестве, о страстях и драмах Брюллова был настолько живым, что время пролетело незаметно.
Сухие цифры и горячая рекомендация
- Стоимость входа: 900 руб. (и это того стоит!)
- Экскурсия: +800 руб. (и это MUST HAVE! Без нее вы увидите лишь половину магии).
- Выставка работает ДО 18 ЯНВАРЯ.
Мой вердикт: идти обязательно! Желательно в будни. Желательно с экскурсией. И готовьтесь к ажиотажу. Мой поход закончился чувством легкой эйфории и мыслью:
«Боже, как же это было прекрасно!»
О других интересных местах Москвы можно прочитать здесь: