Несмотря на сохраняющуюся популярность ввоза автомобилей из Европы частными лицами, такая практика сопряжена с серьезными юридическими и финансовыми рисками. Покупателей могут ожидать не только значительные финансовые потери, но и административная, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность. Об этом в беседе с агентством «Прайм» рассказала Мария Яковлева, директор юридической группы «Яковлев и Партнеры».
По словам эксперта, к концу 2025 года законодательство в этой сфере было существенно ужесточено, что сделало нелегальные схемы ввоза еще более опасными. Основные риски связаны с процессом таможенного оформления. Легальных способов снизить таможенные платежи не существует, а попытки обойти закон могут привести к тяжелым последствиям. Как сообщает Прайм, наиболее опасными являются схемы с перебивкой VIN-номера и подделкой паспорта транспортного средства (ПТС). Такие действия квалифицируются как уголовное преступление по статье 326 УК РФ и могут повлечь за собой наказание вплоть до лишения свободы на срок до двух лет.
Дополнительные трудности возникают при нарушении сроков растаможки. Если автомобиль не будет оформлен вовремя, таможенные органы могут потребовать уплаты всех платежей в полном объеме, а также наложить штраф в размере от 50% до 200% от их стоимости. В некоторых случаях автомобиль может быть конфискован.
Существует и значительный риск приобрести автомобиль, который находится в угоне или имеет кредитные обременения в Европе. После такой покупки законный владелец или банк-кредитор могут инициировать международный розыск через Интерпол. Это приведет к тому, что автомобиль будет изъят уже на территории России, а покупатель потеряет все уплаченные за него деньги.
По мнению Марии Яковлевой, единственным по-настоящему безопасным способом приобретения автомобиля из Европы является работа через официальных импортеров и дилеров в России. Они ввозят машины в рамках коммерческих поставок и уплачивают все необходимые пошлины. Хотя такой способ покупки обходится дороже, он гарантирует юридическую чистоту сделки. Эксперт подчеркивает, что в текущих условиях экономия при самостоятельном ввозе автомобиля из Европы почти всегда является мнимой, а потенциальные потери могут быть катастрофическими.