Найти в Дзене

Анализ лирики А.А. Блока (для ЕГЭ по литературе)

1. Лирический герой и концепция пути Блок — «поэт с историей», чьё творчество представляет собой «роман в стихах». Лирический герой — центральная тема творчества Блока. Его образ эволюционирует. Блок использует ролевую лирику («маски»): Офелия, Гамлет, Кармен и др. 2. Трилогия «вочеловечения» Творчество Блока — единый «роман в стихах», состоящий из трёх книг, отражающих духовный путь поэта. Книга первая (1898–1904): «Мгновения слишком яркого света» Ключевые циклы: «Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья». Основные мотивы: · Мистическое ожидание Прекрасной Дамы. · Символизм: реальные события (встречи с Л.Д. Менделеевой) преобразуются в символы. · Двоемирие: противостояние земного и небесного. · Условные пейзажи (храмы, терема), отсутствие бытовых деталей. Пример: «Вхожу я в темные храмы…» — ситуация мистического ожидания. Книга вторая (1904–1908): «Болотистый лес» Ключевые циклы: «Пузыри земли», «Город», «Снежная маска», «Фаина». Основные мотивы: · Кризис идеала, погружение в

1. Лирический герой и концепция пути

Блок — «поэт с историей», чьё творчество представляет собой «роман в стихах».

Лирический герой — центральная тема творчества Блока. Его образ эволюционирует.

Блок использует ролевую лирику («маски»): Офелия, Гамлет, Кармен и др.

2. Трилогия «вочеловечения»

Творчество Блока — единый «роман в стихах», состоящий из трёх книг, отражающих духовный путь поэта.

Книга первая (1898–1904): «Мгновения слишком яркого света»

Ключевые циклы: «Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья».

Основные мотивы:

· Мистическое ожидание Прекрасной Дамы.

· Символизм: реальные события (встречи с Л.Д. Менделеевой) преобразуются в символы.

· Двоемирие: противостояние земного и небесного.

· Условные пейзажи (храмы, терема), отсутствие бытовых деталей.

Пример: «Вхожу я в темные храмы…» — ситуация мистического ожидания.

Книга вторая (1904–1908): «Болотистый лес»

Ключевые циклы: «Пузыри земли», «Город», «Снежная маска», «Фаина».

Основные мотивы:

· Кризис идеала, погружение в «страшный мир» реальности.

· Городской пейзаж: Петербург с кабаками, трудом, пошлостью.

· Конфликт: мечты и грубой действительности.

· Появление демонических мотивов.

Примеры:

«Незнакомка» — столкновение мечты и реальности.

«Ночная фиалка» — ироническое изображение низших мифологических существ.

«Балаган» — тема долга художника.

Книга третья (1907–1916): Синтез. «Рождение общественного художника»

Ключевые циклы: «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы», «Родина», «Кармен».

Основные мотивы:

· Преодоление кризиса через служение России и искусству.

· Тема Родины: Россия — «жена», путь, долг.

· Простота и ясность после сложности.

· Обращение к традициям Пушкина, Некрасова, Лермонтова.

Примеры:

«О, я хочу безумно жить…» — программа художника.

«Россия» — любовь к родине при всей её нищете.

«Ночь, улица, фонарь, аптека…» — безысходность «страшного мира».

3. Основные черты поэтики

· Циклизация: стихотворение → цикл → глава → книга → трилогия.

· Эволюция лирического героя: от мистика-отшельника к «общественному» художнику.

· Символизм: ключевой метод, преобразующий реальность в символы.

· Развитие пейзажа: от условного к конкретному (городскому).

· Традиция и новаторство: ориентация на классиков (Пушкин) при создании новой поэтической системы.

Вывод

Творчество Блока — это целостный путь «вочеловечения», отразивший эволюцию от мистического идеала через кризис и «страшный мир» к принятию действительности и служению России. Его лирика стала «трилогией» становления художника, мыслящего книгами и циклами.