Найти в Дзене

«Шаманизм, гипноз и психология: мост между древними традициями и современным самоисследованием»

Прекрасная поездка в шаманский центр "Тэнгэри" в Улан-Удэ, Бурятия, дала мне, как гипнологу, вновь возможность по-новому взглянуть на связь древних традиций и современной психологии. Эта статья – попытка развенчать мифы и домыслы, окружающие шаманизм, и объяснить, как он перекликается с научными знаниями о человеческой психике. Я поделюсь своими размышлениями о том, как шаманизм, психология и гипноз, несмотря на различия, помогают нам раскрыть свой внутренний потенциал и исцелить душевные раны. Я попытаюсь связать воедино шаманский опыт, научные знания и личные переживания, чтобы приоткрыть завесу тайны над тем, что для многих до сих пор остается terra incognita (неизведанной землей). • Шаманизм: Древняя практика, пережившая века. Вокруг шаманизма бытует множество мифов. Некоторые считают, что это чёрная магия, постановочное театральное действо, шарлатанство и просто развод на деньги. Ходят слухи, что шаманы похищают души, заточая их в амулеты, или насылают порчу на своих врагов. Ещё г

Прекрасная поездка в шаманский центр "Тэнгэри" в Улан-Удэ, Бурятия, дала мне, как гипнологу, вновь возможность по-новому взглянуть на связь древних традиций и современной психологии. Эта статья – попытка развенчать мифы и домыслы, окружающие шаманизм, и объяснить, как он перекликается с научными знаниями о человеческой психике. Я поделюсь своими размышлениями о том, как шаманизм, психология и гипноз, несмотря на различия, помогают нам раскрыть свой внутренний потенциал и исцелить душевные раны. Я попытаюсь связать воедино шаманский опыт, научные знания и личные переживания, чтобы приоткрыть завесу тайны над тем, что для многих до сих пор остается terra incognita (неизведанной землей).

• Шаманизм: Древняя практика, пережившая века.

"Бурятский шаман"
фото С.Б.Туманова, 1880-е гг.
"Бурятский шаман" фото С.Б.Туманова, 1880-е гг.

Вокруг шаманизма бытует множество мифов. Некоторые считают, что это чёрная магия, постановочное театральное действо, шарлатанство и просто развод на деньги. Ходят слухи, что шаманы похищают души, заточая их в амулеты, или насылают порчу на своих врагов. Ещё говорят, что христианам нельзя к ним обращаться – грех же. Звучит страшно, правда?

Но давайте отделим зерна от плевел. Шаманизм – это древнейшая духовная практика, корни которой уходят вглубь палеолита (более 30 000 лет назад) и которая распространена по всему миру. Шаманизм до сих пор играет важную роль в культуре многих народов Сибири (буряты, якуты, тувинцы), а также в некоторых племенах Южной Америки и Африки. Археологические находки (например, наскальные рисунки) и этнографические исследования подтверждают существование шаманизма на протяжении тысячелетий. Шаманизм – это не просто набор ритуалов, а целостная система мировоззрения, работающая с энергией и сознанием. Современные исследователи рассматривают шаманизм как сложную систему верований и практик, направленную на установление гармонии между человеком и окружающим миром.

И помните: не стоит обижать или оскорблять шамана, да и вообще не стоит оскорблять или обижать людей. Ибо то, что нас окружает, это и есть мы. Все, что вам не нравится в другом человеке, может быть отражением чего-то вашего.

В основе шаманизма лежит представление о многослойной структуре мира, где существуют три основные сферы:

• Верхний мир: мир духов-покровителей, божеств и предков. Это мир света, мудрости и высшего сознания.

• Средний мир: мир повседневной реальности, где живут люди, животные и растения.

• Нижний мир: мир духов природы, сил хаоса и трансформации. Этот мир часто ассоциируется со смертью и возрождением.

Шаманы выступают посредниками между этими мирами, путешествуя в измененных состояниях сознания, чтобы исцелять людей, получать информацию и поддерживать гармонию в мире.

История шаманизма тесно связана с гонениями и преследованиями. Во многих культурах, особенно с распространением монотеистических религий, шаманские практики подвергались запретам и искоренению. Шаманов обвиняли в колдовстве, связи с нечистой силой и угрозе общественному порядку. Например, в Европе в Средние века шаманов (более известных как нойды в Скандинавских странах и друиды в Ирландии) и целителей, как и всех, кто занимался народной медициной и травничеством, преследовали инквизиторы, обвиняя их в сговоре с дьяволом и сжигая на кострах как ведьм и колдунов. В Северной Америке, с приходом христианских миссионеров, коренные жители – индейцы – подвергались насильственному обращению в христианство, а их традиционные шаманские ритуалы и обряды были запрещены. В Советском Союзе шаманские практики рассматривались как пережиток прошлого и подвергались подавлению, шаманы преследовались и отправлялись в лагеря, а их атрибутика уничтожалась. В Китае во времена культурной революции, шаманские верования и практики были объявлены "феодальными суевериями" и подверглись жесткой критике и искоренению. Несмотря на это, шаманизм сумел выжить и донести свои знания до наших дней, во многом благодаря тайным практикам и передаче знаний из поколения в поколение. Это показывает, что любое знание, выходящее за рамки общепринятых представлений, часто сталкивается с сопротивлением и требует времени для признания.

Согласна только в одном: сейчас живём в такое время, где каждый, у кого есть бубен, мнит себя шаманом. В связи с этим важно подходить к выбору специалиста осознанно, чтобы не столкнуться с людьми, которые, возможно, обладают недостаточным опытом и пониманием традиции. Истинный шаман - это проводник, который помогает человеку соединиться со своей силой, а не отбирает её.

И на все вышеперечисленные темы я общалась с людьми, которые пытались мне доказать, что моё общение с представителями из данной религии, а это именно про религию для общего познания, это Тэнгэрианство, мягко говоря ни к чему хорошему не приведет. Я не расшатываю убеждения – у каждого человека свой путь в познании. Я даю неискаженную информацию, которую на сегодняшний день понимаю сама, так как неоднократно проходила обряды, и понимаю, ЧТО именно читают на бурятском языке, когда работают с человеком, а это молитвы за душу, которая обратилась за помощью. И тут только ваш выбор – продолжать читать дальше или нет. Я уважаю ваш выбор и приглашаю вас к открытому и критическому осмыслению информации.

Психологи и Целители: не всё то золото…

-3

Целители, проводники, ведающие, зрячие, просветленные, вангующие, православные психологи – этот список можно продолжать бесконечно. И самое печальное, что люди идут к ним, часто не осознавая последствий, тратят огромные деньги, наивно полагая, что их жизнь изменится по щелчку пальцев. Но чуда не произойдет! Сколько бы вы ни заплатили, для достижения устойчивых результатов необходима последовательная и кропотливая работа над собой. Даже стоматологи лечат один зуб за несколько визитов, что уж говорить о сложностях человеческой души.

Я не утверждаю, что все эти специалисты – шарлатаны. Скорее, лишь единицы из них обладают достаточной квалификацией и опытом. К сожалению, на рынке эзотерических и психологических услуг немало людей с "дипломами из ларька", способных скорее навредить, чем помочь. Поэтому к выбору специалиста стоит подходить с особой тщательностью, обращая внимание на его образование и опыт.

• Трансперсональная психология: мост между мирами

Станислав Гроф
•  Американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей трансперсональной психологии и пионеров в изучении изменённых состояний сознания, почётный член Российского психологического общества. Внёс значительный вклад в развитие психологической науки.
Станислав Гроф • Американский психолог и психиатр чешского происхождения, доктор философии по медицине, один из основателей трансперсональной психологии и пионеров в изучении изменённых состояний сознания, почётный член Российского психологического общества. Внёс значительный вклад в развитие психологической науки.

А теперь давайте сравним шаманизм с трансперсональной психологией – направлением, изучающим измененные состояния сознания и духовные переживания. В трансперсональной психологии Станислава Грофа мы также встречаем трёхуровневую модель, удивительно перекликающуюся с шаманским мировоззрением:

Трансперсональный уровень: Этот уровень выходит за рамки индивидуального "Я" и включает в себя переживания единства со всем сущим, космическое сознание, мистические откровения, опыт прошлых жизней, архетипические образы и другие трансцендентные состояния. Это сфера духовных поисков, религиозного опыта и ощущения связи с чем-то большим, чем мы сами. В шаманизме это соответствует Верхней сфере, миру духов-покровителей, божеств и предков, источнику мудрости и силы.*

-5

Биографический уровень: Этот уровень включает в себя все воспоминания, переживания и травмы, накопленные человеком в течение его жизни, начиная с рождения и заканчивая настоящим моментом. Сюда относятся отношения с родителями, детские травмы, важные жизненные события, успехи и неудачи. В шаманизме это соответствует Средней сфере, миру повседневной реальности, в котором мы живем, с его радостями, печалями, заботами и отношениями.*

Перинатальный уровень: Этот уровень связан с переживаниями, возникающими в процессе рождения (перинатальный период), а также с темами смерти и возрождения. Гроф выделил четыре базовые перинатальные матрицы (БПМ), соответствующие различным стадиям родов. Переживания на этом уровне могут включать в себя ощущения сдавленности, борьбы за выживание, выхода в свет, освобождения и нового начала. В шаманизме это соответствует Нижней сфере, миру духов природы, сил хаоса и трансформации, месту, где происходит смерть старого и рождение нового.*

И шаманизм, и трансперсональная психология исходят из одной важной идеи: мир (или психика) многослоен, и для достижения гармонии необходимо интегрировать все уровни в единое целое. В этом нет ничего "страшного" или "мистического" – напротив, это практичный подход, помогающий лучше понять себя, расширить границы сознания и почувствовать глубокую связь с миром. Именно поэтому трансперсональную психологию часто называют "мостом между мирами" - между древними духовными традициями и современной наукой.

• Как работает шаман, психолог, и гипнолог.

В шаманской традиции считается, что шаман соединяется с духами и божествами (или, для лучшего понимания, с мощной энергией – полем), из которого черпается информация для помощи людям. В шаманской космологии считается, что существует единое энергетическое поле, связывающее все живое. Шаман, входя в измененное состояние сознания, получает доступ к информации, хранящейся в этом поле.

P.S. Опытные психологи-гипнологи работают аналогично: они не ищут ответы в книгах во время сессии с клиентом, а обращаются к его внутренним ресурсам, считывая информацию из психоэмоционального пространства человека (или энергетического поля, с которым гипнолог взаимодействует для работы с внутренними ресурсами и подсознательными процессами).

Для этого шаман входит в особое состояние – Онгоо оруулаха (погружается в транс), когда его сознание открывается для Онгона (божества, духа, духа-покровителя, энергии). Шаман использует ритмичные удары бубна, песнопения и танцы, чтобы войти в состояние транса. В этом состоянии его сознание расширяется, и он может общаться с духами. Это глубокий транс (измененное состояние сознания). В этот момент шаман становится проводником: Онгон через него разговаривает с людьми, указывает причины болезней или жизненных трудностей, возвращает утраченный баланс.

P.S. Это очень похоже на сессию у гипнолога, где клиент сам находит исходную ситуацию, осознаёт первопричины своих эмоциональных трудностей, переживает эмоции и получает доступ к внутренним ресурсам для изменения поведения и восстановления эмоционального баланса. Гипнолог использует техники внушения, регрессии в прошлые жизни и метафоры для работы с подсознанием клиента. В состоянии гипноза человек становится более восприимчивым к внушению, и может получить доступ к скрытым ресурсам своей психики. История гипноза уходит корнями в древние практики врачевания, но как научный метод он был разработан в конце 18 века Францем Антоном Месмером. Впоследствии гипноз был усовершенствован и научно обоснован такими учеными, как Джеймс Брэйд и Жан-Мартен Шарко, и сегодня широко используется в психотерапии и медицине. Несмотря на это, гипноз до сих пор вызывает у многих людей опасения и недоверие. Часто можно услышать критику в адрес гипноза, основанную на мифах и стереотипах о зомбировании и манипуляции сознанием. Важно понимать, что современный гипноз - это научно обоснованный метод, используемый квалифицированными специалистами, и он не имеет ничего общего с представлениями, растиражированными в кино и литературе. Стоит отметить, что многие психологи, придерживающиеся классических подходов в психологии, скептически относятся к гипнозу и не признают его эффективность, основываясь на недостаточной, с их точки зрения, научной доказательной базе. Возможно, скепсис связан и с тем, что гипноз часто позволяет достичь результатов за относительно короткий срок, в то время как классическая психотерапия может потребовать длительной работы над проблемой, иногда в течение нескольких лет.

Интересно, что состояние, достигаемое с помощью холотропного дыхания* в трансперсональной психологии, имеет много общего с состоянием транса, в которое входит шаман. Во время холотропного дыхания человек также переживает измененное состояние сознания, которое позволяет ему получить доступ к глубинным уровням психики и пережить сильные эмоциональные и духовные переживания. Как и шаман, человек, практикующий холотропное дыхание, становится проводником, открывая пространство для своего внутреннего целителя – врожденной способности психики к саморегуляции и исцелению. https://vk.com/clip3788941_456239288?c=1

Клипы Наталья Дидюк-Гипнолог

Важно понимать, что шаманизм и гипноз (а также холотропное дыхание) - это разные уровни взаимодействия: шаман работает через духов-помощников – невидимый энергетический уровень реальности, где действуют другие законы, недоступные обычному восприятию. Гипнолог же работает с внутренними процессами клиента, его подсознанием и эмоциями в физической реальности. Холотропное дыхание, в свою очередь, акцентируется на самоисследовании и активации внутреннем целителе. Несмотря на схожие элементы, это принципиально разные подходы.

  • Холотропное дыхание — метод трансперсональной психотерапии, при котором человек глубоко и быстро дышит. Цель метода — изменить состояние сознания, чтобы глубже понять себя, переосмыслить травмы, исцелиться от психических проблем с помощью внутреннего целителя.

• Общие принципы и выводы:

И шаманизм, и гипноз, и трансперсональная психология – это разные инструменты для работы с внутренним миром. Каждый из них имеет свои особенности и методы: шаманизм обращается к духам, гипноз - к подсознанию, трансперсональная психология/холотропное дыхание - к расширенным состояниям сознания. Но цель у них схожая: помочь человеку обрести целостность, исцелиться от травм и раскрыть свой потенциал.

Несмотря на различия в терминах, культурных контекстах и подходах, эти практики демонстрируют общую идею: через изменённые состояния сознания, глубокое сосредоточение или работу с символами человек может получить доступ к глубинным уровням опыта, обрести ценные инсайты, исцелить внутренние конфликты и восстановить гармонию с собой и миром.

В шаманизме шаман становится проводником между мирами, в трансперсональной психологии холотропное дыхание открывает дверь к внутреннему целителю, в гипнозе гипнолог помогает клиенту найти ответы в его собственном подсознании, а молитва в христианстве дает опору и внутреннюю силу.

Какой бы путь мы ни выбрали, результат один: человек обретает внутреннюю силу, ясность ума и способность жить более осознанной и гармоничной жизнью. Важно помнить, что все эти подходы – лишь инструменты, а ответственность за исцеление и личностный рост всегда лежит на самом человеке.

• Личное (Заключение):

Важно помнить: здесь нет места страху или, тем более, черной магии. Опытные шаманы не устраивают театрализованных представлений, и настоящий шаман никогда не запросит фиксированную плату за помощь – их работа основывается на добровольных подношениях. Шаманы, как и психологи, постоянно учатся и развиваются.

Улан-удэ. Шаманский центр Тенгери. С Оксаной Максимовной Ким.
Улан-удэ. Шаманский центр Тенгери. С Оксаной Максимовной Ким.

Всё это работа с внутренним миром, с глубинами психики и сознания, с энергиями и символами, которые помогают человеку. Мир дуален, и эти практики показывают, что свет и тьма, сознание и подсознание, духовное и материальное – взаимосвязаны. Они помогают находить баланс и гармонию, а не причинять вред.

Все эти практики показывают, как важно иметь проводников и наставников, психологов, которые помогают безопасно и глубоко работать с внутренним миром и ресурсами сознания. Их опыт и поддержка делают путь к гармонии более осознанным и доступным.

Особые слова благодарности хочу выразить шаманке Оксане Максимовне Ким – очень сильной, нежной, доброй, заботливой и одновременно жёсткой женщине. Которая посвятила себя данной профессии и пятнадцать лет работает с человеческими душами. https://vk.com/kim8899

Её помощнице шаманке Екатерине, которая помогала мне на обрядах.

Благодарю шамана Сергея Бадмаевича, очень крутого, открытого и доброго, который также много лет изучает шаманизм! https://vk.com/id101672632

Также хочу выразить огромную благодарность тем, кто помог мне познакомиться с холотропным дыханием и стал для меня настоящим проводником в этом мире: Трансперсональных психологов, преподавателей международной программы Наследие Грофа, Александр и Любовь Жвакины. Обнимаю вас всей душой! https://vk.com/zhvakin https://vk.com/zhvakina2022

С Уважением к вам!

Автор: Наталья Дидюк— Гипнолог, Дипломированный психолог, Регрессолог, НЛП-практик и Трансперсональный психолог. Наталья Дидюк! http://nataliadidyuk.ru/page86929586.html https://vk.com/@gipnoz_natalyadidyuk-prekrasnaya-poezdka