Найти в Дзене
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Среднеазиатские транспортные коридоры: есть много желающих вытеснить Россию из региона

Опубликованный Евразийским банком развития анализ транзитных потоков через Центральную Азию рисует картину стремительного преобразования макрорегиона. Объем перевозок за последние четыре года вырос на семьдесят процентов, и этот рост — не просто цифра, а свидетельство глубоких структурных сдвигов в экономике всей Евразии. Основная тяжесть этого транзита легла на транспортные системы Казахстана и Узбекистана, а более семидесяти процентов грузов следуют между Китаем, Россией, Турцией, Афганистаном и Европой. В этом динамичном процессе Россия выступает не просто участником, а ключевым архитектором новой логистической конфигурации, что открывает перед ней уникальный спектр возможностей. Экономические перспективы для России простираются далеко за рамки прямых доходов от транзита. Оценка экспертами ЕАБР потребности в инвестициях свыше пятидесяти двух миллиардов долларов до 2035 года обозначает колоссальное поле для деятельности. Российские компании, обладающие бесценным опытом работы в сложн

Опубликованный Евразийским банком развития анализ транзитных потоков через Центральную Азию рисует картину стремительного преобразования макрорегиона. Объем перевозок за последние четыре года вырос на семьдесят процентов, и этот рост — не просто цифра, а свидетельство глубоких структурных сдвигов в экономике всей Евразии.

Основная тяжесть этого транзита легла на транспортные системы Казахстана и Узбекистана, а более семидесяти процентов грузов следуют между Китаем, Россией, Турцией, Афганистаном и Европой.

В этом динамичном процессе Россия выступает не просто участником, а ключевым архитектором новой логистической конфигурации, что открывает перед ней уникальный спектр возможностей.

Экономические перспективы для России простираются далеко за рамки прямых доходов от транзита. Оценка экспертами ЕАБР потребности в инвестициях свыше пятидесяти двух миллиардов долларов до 2035 года обозначает колоссальное поле для деятельности.

Российские компании, обладающие бесценным опытом работы в сложнейших условиях, получают шанс стать ведущими подрядчиками в модернизации и строительстве дорог, портов и логистических узлов.

Это дает мощный импульс отечественному машиностроению, строительной отрасли и IT-сектору, который отвечает за цифровизацию логистики. Особое значение в этом контексте приобретает коридор «Север–Юг», трансформирующийся из амбициозной идеи в становой хребет товарооборота с Индией, Ираном и странами Каспия.

Этот маршрут не только диверсифицирует потоки, но и углубляет кооперационные связи, позволяя выстраивать новые совместные производства с партнерами по региону.

На геополитической карте мира усиление транспортной связности напрямую укрепляет влияние России. Выступая главным транзитным мостом между Европой и Азией, наша страна закономерно упрочивает свои позиции в качестве интеграционного ядра на пространстве Евразии.

Развитие коридоров через Центральную Азию создает общее пространство безопасности и взаимных экономических интересов, естественным образом связывая страны региона с Москвой.

На фоне растущего внимания к Центральной Азии со стороны Китая, Турции и Европейского союза, развитая логистическая сеть и партнерские отношения становятся для России ключевым конкурентным преимуществом.

Она позиционируется не как обособленный игрок, а как необходимая сила, обеспечивающая связность в формирующейся многополярной архитектуре. Кроме того, вовлечение Афганистана в региональные проекты, такие как Трансафганский коридор, предлагает шанс повлиять на стабилизацию ситуации в этой стране через экономические рычаги, создавая новые рабочие места и стимулы.

Политические и социально-культурные выгоды от этой трансформации также весьма существенны. Успешная реализация транспортной стратегии работает на консолидацию евразийского пространства, в первую очередь в рамках ЕАЭС.

Упрощение таможенных процедур, согласование тарифов и стандартов — это практическая, «мягкая сила», которая укрепляет союз изнутри. Совместные инфраструктурные проекты неизбежно ведут к увеличению потока людей — инженеров, логистов, бизнесменов, — что способствует укреплению культурных и гуманитарных связей, открывая новые возможности для российской науки и образования.

Россия уже активно действует в этом направлении. Модернизация Транссиба и БАМа, развитие портовой инфраструктуры на Каспии и интенсивный диалог с партнерами по коридору «Север–Юг» являются наглядными свидетельствами взятого курса.

Однако для полного раскрытия потенциала необходимы дополнительные шаги. Ключевым становится ускорение цифровизации, внедрение сквозных платформ, которые сведут к минимуму бумажный документооборот и позволят отслеживать грузы в реальном времени.

Не менее важно создание привлекательных условий для частных инвестиций, которые должны стать драйвером роста наряду с государственными вложениями. И, конечно, требуется гибкая и настойчивая дипломатия, направленная на вовлечение в эти процессы всех заинтересованных сторон, от Узбекистана и Туркменистана до Пакистана и Индии.

Этот путь не лишен рисков. Продолжающееся санкционное давление Запада создает сложности с финансированием и страхованием. Жесткая конкуренция с другими трансконтинентальными проектами требует от России не конфронтации, а поиска умных решений по взаимодополнению.

Внутренние бюрократические барьеры и необходимость тщательного экономического обоснования каждого проекта, чтобы избежать создания неэффективной инфраструктуры, остаются вызовами, которые предстоит преодолеть. Тем не менее, как верно отмечается в докладе ЕАБР, каждый новый транспортный проект — это не только защита от рисков, но и мощный импульс для торговли и инвестиций.

У России сегодня есть все возможности использовать этот импульс для укрепления своих экономических и стратегических позиций в сердце Евразии.

Ну и самое главное: армия и флот должны дать России веские основания для укрепления ее положения в регионе, поскольку найдется немало «желающих» вытеснить ее оттуда.