века, но и прониклись романтикой странствий, высокой героикой, идеалами товарищества, взаимовыручки, примерами бескорыстного служения отечеству. Одиннадцать тверских мальчишек-суворовцев, их учительница рисования и МХК и девочка-художница из города Калязина (их фотографии размещены на форзаце книги) своими рисунками как бы приблизили то далёкое время к читателям, передали восприятие тех событий подростками XXI века.
Елена Панюхина ответила «Библиогиду» на несколько вопросов о создании книги.
Наталья Богатырёва: Как возникла идея написать именно об этой экспедиции?
Елена Панюхина: Сергей уже давно интересуется историей Великой Северной экспедиции, последние пять лет очень серьёзно, работая в архивах и библиотеках. В это же время мы разработали и начали проводить историко-патриотические Проекты для подростков (12–15 лет) «Север рядом» об освоении северо-восточных территорий России. Потому что, по сути, эта экспедиция и создала нашу страну в её сегодняшних границах. Тестировали всех ребят, приходящих на Проект (а их за несколько лет было почти 1000), чтобы понять уровень знаний по теме. Вопросы задавались из школьной программы. И это была катастрофа. Замечательные весёлые активные дети не знали ничего. Просто каша из дат, имён и событий: «Фикус Берингов на субмарине отправился на Камчатку, чтобы основать город Сахалин. Охотился там на мамонтов и птицу додо…» И тому подобное. Занимались, рассказывали, ходили в походы, проводили игры и пр. После цикла занятий хотелось детям что-то порекомендовать для самостоятельного чтения. И вдруг обнаружили, что нет художественных книг для подростков об этом интереснейшем периоде в истории России. Так что пришлось написать книжку самим.
Наталья Богатырёва: Почему героем стал мальчик-скандинав?
Елена Панюхина: Потому что это реальный персонаж, как и все остальные герои книги. Мы подумали, что ребятам понятнее и интереснее читать про своего сверстника, а не про взрослых капитанов, даже легендарных. История Лаврентия Вакселя удивительна и уникальна. Это единственный случай, когда ребёнок участвовал в военной северной экспедиции. Почему он скандинав? Ну время было такое. Пётр Первый приглашал на работу иностранных специалистов. Шведы, голландцы, датчане, немцы… Служили в России, оставались жить, уезжать не хотели, а дети их уже считались русскими. Лаврентий Савельевич Ваксель, ушедший с отцом в экспедицию в возрасте 14 лет, стал русским офицером, контр-адмиралом.
Наталья Богатырёва: С какими трудностями пришлось столкнуться при подготовке текста?
Елена Панюхина: Трудность одна — негде было разгуляться фантазии. Потому что всё в тексте точно выверено по документам: события, хронология, имена, названия… Ну и, конечно, нужно было внимательно следить за исторической достоверностью при описании быта начала XVIII века: какие вещи использовались, какие сказки рассказывались, что ели и пили, во что одевались… Чтобы не было «ляпов».
Наталья Богатырёва: Какими архивными документами вы пользовались и вообще в каких архивах почерпнули информацию?
Елена Панюхина: Пользовались опубликованными документами Второй камчатской экспедиции (указы, рапорты, письма, отчёты, сметы, записи вахтенных журналов и пр.), Сергей работал в архиве ВМФ в Санкт-Петербурге и в РГАДА в Москве. В книге есть несколько фактов, вообще нигде ранее не упоминавшихся. Это его находка, можно сказать, маленькое открытие. Ну а ещё использовали книги «Описание земли Камчатка» Крашенинникова и Стеллера плюс его дневники, книгу Свена Вакселя «Вторая камчатская экспедиция Витуса Беринга», дневники Иоганна Гмелина, научные работы Татьяны Федоровой. В какие-то моменты, особенно при описании Камчатки, подключала свой опыт, так как 35 лет там прожила.
Источник: «Библиогид»
#народ #традиции #культура #россия