Найти в Дзене
Once in love. Книги

«Мастер и Маргарита»

Это книга, которая сама по себе стала мифом. Она окружена огромным количеством легенд, споров и удивительных фактов. Давайте разделим их. 1. Долгое рождение и посмертная слава. Булгаков работал над романом около 12 лет (с 1928 по 1940 год). Он диктовал правки, будучи уже тяжело больным, и фактически завершил его за месяц до смерти. При жизни автора роман не был опубликован. Его первая публикация в СССР состоялась только в 1966-67 годах в журнале «Москва», и это была сильно сокращённая цензурой версия. Полный текст увидел свет лишь в 1973 году. 2. «Рукописи не горят». Это не просто красивая метафора. Первую версию романа Булгаков собственноручно сжёг в 1930 году, отчаявшись из-за запрета своей пьесы «Кабала святош». Сохранился только черновик начала. Но позже, по его же словам, «рукописи не горят» — он восстановил и переписал роман по памяти, добавив новые главы. 3. Прототипы героев. Мастер: Во многом это автопортрет Булгакова — писатель, затравленный критикой, сожжённый роман. Но есть

Это книга, которая сама по себе стала мифом. Она окружена огромным количеством легенд, споров и удивительных фактов. Давайте разделим их.

1. Долгое рождение и посмертная слава. Булгаков работал над романом около 12 лет (с 1928 по 1940 год). Он диктовал правки, будучи уже тяжело больным, и фактически завершил его за месяц до смерти. При жизни автора роман не был опубликован. Его первая публикация в СССР состоялась только в 1966-67 годах в журнале «Москва», и это была сильно сокращённая цензурой версия. Полный текст увидел свет лишь в 1973 году.

2. «Рукописи не горят». Это не просто красивая метафора. Первую версию романа Булгаков собственноручно сжёг в 1930 году, отчаявшись из-за запрета своей пьесы «Кабала святош». Сохранился только черновик начала. Но позже, по его же словам, «рукописи не горят» — он восстановил и переписал роман по памяти, добавив новые главы.

-2

3. Прототипы героев.

Мастер: Во многом это автопортрет Булгакова — писатель, затравленный критикой, сожжённый роман. Но есть и черты другого великого писателя — Николая Гоголя, который тоже сжёг рукопись второго тома «Мёртвых душ».

  Маргарита: Главным прототипом стала третья жена Булгакова — Елена Сергеевна. Именно она, как верная муза, хранила рукопись после его смерти и добивалась публикации. Булгаков писал: «Помоги мне, ты одна моя опора и отрада».

  Воланд: Его образ сложен. Прямым прототипом стал Мефистофель из «Фауста» Гёте, но у Булгакова он не столько искуситель, сколько «часть силы той, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Интересно, что первоначально Воланд носил имя «Астарот» (демон), а внешность его списана с... дирижёра оркестра!

-3

4. Реальная география Москвы. Почти все места в московских главах романа реальны. «Нехорошая квартира» (№ 50 в доме 302 - по Садовой) — это знаменитая «Булгаковская квартира» в доме 10 по Большой Садовой. Сейчас там музей. Патриаршие пруды, Торгсин на Смоленском рынке, ресторан Дома Грибоедова (Дом Ростовых на Поварской) — всё это можно найти на карте Москвы.

5. Воланд и его свита — отсылки к демонологии. Кот Бегемот — это демон плотских желаний. Азазелло — падший ангел, Коровьев-Фагот — возможно, отсылка к демону-шутнику.

-4

«Мастер и Маргарита» — это бесконечный роман-лабиринт. Каждое новое прочтение открывает в нём новые детали, намёки и смыслы, а грань между фактом и вымыслом в нём намеренно размыта самим автором, что и обеспечивает книге бессмертие.